Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:42, реферат
В Японии, которая позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.
Пенсионный возраст для многих оставляет 55 лет. В 60 лет пенсионеры могут получать социальные пособия. У компаний имеются собственные пенсионные программы, предусматривающие выдачу выходного пособия и ежегодной пенсии в размере менее половины прежнего годового заработка. Японцы любят трудиться и, получив пенсию, далеко не всегда отправляются на отдых. Обычно фирмы переводят сотрудников пенсионного возраста на работу в филиалы на более низкие должности или в качестве советников. Пожилые женщины подают в офисах чай и убирают помещения. Такая практика экономит средства предпринимателям, а пенсионерам обеспечивает прибавку к пенсии.
Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные - по нетрудоспособности в размере около 60% заработной платы. По закону им полагается ежегодный отпуск продолжительностью в пять дней плюс один день за каждый год службы.
Структура социального
обеспечения носит комплексный
характер. Она включает выплаты, гарантирующие
минимальный доход (пенсии, обеспечение
нетрудоспособных), страхование здоровья,
вспомоществование нуждающимся. Концепция
системы социального
Наибольшие суммы
в структуре социального
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 - различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). На создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20 до 60 лет.
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной заработной платы (без бонусов) работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.
Второй компонент системы социального обеспечения - страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:
* страхование здоровья наемных работников частного сектора;
* страхование моряков;
* ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений;
* ассоциации
взаимопомощи по страхованию
работников муниципальных
* ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;
* национальное
страхование здоровья лиц,
Третий компонент системы - общественное вспомоществование - охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Общественное вспомоществование осуществляется также и на основании шести других законов, конкретизирующих адресатов получения помощи. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Кроме того, эта система предназначена и для умственно отсталых детей, а также детей с физическими недостатками. Помощь оказывается и пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, учреждение волонтерских организаций для вовлечения населения в активную деятельность по месту жительства).
Заключение
Из всего комплекса
проблем социального