Система страхования жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть систему страхования жизни в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты становления системы страхования в России.
Охарактеризовать макроэкономические особенности страхования жизни в России.
Рассмотреть приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ 3
1.1 Сущность страхования жизни 4
1.2 Виды страхования жизни 8
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ 15
3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
3.1 Российский страховой рынок и перспективы его развития 22
3.2 Система страхования жизни в других странах 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ.docx

— 69.47 Кб (Скачать)

     Значение  процессов, характеризующих состояние  отрасли на микроуровне, постоянно будет возрастать. Вместе с тем определяющей является стратегия, формирующаяся на макроуровне. В первую очередь, это связано с глобализацией риска, качественным его усложнением, что потребует соответствующей нормативно-правовой, экономической, финансовой, информационной социальной базы.

     Наряду  с процессами глобализации мировая  экономика, а, следовательно, финансовая, страховая сферы деятельности претерпят  существенные преобразования, направленные на создание новой финансово-экономической  системы с многополярными точками  роста. Россия должна уже сегодня  готовиться к этим процессам, вырабатывая стратегию своего развития. Поэтому изучение макроэкономических процессов развития страхования России относится к числу важнейших стратегических направлений социально-экономического развития страны в системе отечественной и мировой экономики [6].

     А.Я. Кибанов предложил следующую трактовку проблем, связанных с макроэкономическим состоянием отрасли. «Сегодня, при нынешнем уровне развития страхования в нашей стране, есть основания говорить лишь о реальном проявлении его роли в сфере макроэкономики, так как страховой защитой охвачены лишь отдельные сегменты хозяйства, к его услугам обращается лишь незначительная часть населения страны. Объемы денежных средств страховых компаний очень невелики, их участие в формировании инвестиционных и бюджетных ресурсов страны крайне мало [4].

     Макроэкономическое  значение страхования будет приобретать  по мере массового развития, включения  в его орбиту преобладающей части  объектов и субъектов хозяйствования, по мере распространения страховой  ответственности на максимально возможные риски природного, техногенного или иного происхождения. Соответственно будут возрастать резервные фонды страховых компаний, повысится их народнохозяйственное использование. Накопление резервов – длительный процесс, но это должно быть одним из приоритетов долгосрочных программ развития страхования».

     Отсутствие  макроэкономической сбалансированности в стране обуславливает остроту  проблемы макроэкономической стабильности из-за отсутствия взаимосвязи между макро- и микроэкономическими процессами.

     Активный  рост числа министерств и ведомств, регулирующих деятельность страховых  организаций, усложняет их работу, поскольку  каждое ведомство подходит к страховому рынку только с позиций этого  ведомства, не представляя ситуации в целом.

     Особо следует остановиться на вопросах, связанных с хозяйственной (отраслевой) структурой российской экономики и  удовлетворением ее страховых потребностей. Отраслевая структура российской экономики  не отвечает требованиям рыночной экономики, формирующейся в стране.

     Техническая оснащенность наших производств  находится на уровне середины 80-х годов.

     Высок удельный вес добывающих отраслей, уровень технической оснащенности которых весьма низок, что не обеспечивает благоприятных условий для развития страхового бизнеса.

     Поэтому и имущественное страхование, в  особенности промышленное, освоено  недостаточно. По мнению специалистов, «потенциал страхования промышленных рисков освоен не более чем на 20%. В России практически не существует сельхозстрахования, страхования ответственности работодателей. Между тем несчастные случаи на производстве бывают довольно часто, и сотрудники должны быть от них застрахованы. Особенно это актуально для мелких и средних предприятий.

     Сложная ситуация сложилась с износом оборудования (таблица 2).  

Таблица 2 – Степень износа машин и оборудования, транспортных средств предприятий и организаций по отраслям экономики Российской Федерации (на начало года, в %)  

Отрасли экономики 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Промышленные  предприятия:

 машины и оборудование

 транспортные  средства

62,9 64,8 66,2 68,4 68,1 66,5
46,8 50,1 51,6 54,4 56,5 51,8
Сельскохозяйственные  предприятия:

 машины и оборудование

 транспортные  средства

51,2 56,6 59,6 64,4 66,9 67,9
47,1 51,9 55,7 60,4 63,6 64,7
Строительные  организации:

 машины и оборудование

 транспортные  средства

60,8 64,6 67,5 65,5 65,3 62,1
51,3 54,0 54,8 55,1 57,4 56,3
Транспортные  организации:

 машины и оборудование

 транспортные  средства

60,7 63,0 64,6 64,1 64,1 62,4
42,3 44,0 52,4 54,0 57,3 59,2
Организации торговли и общественного питания:

 машины и оборудование

 транспортные  средства

50,0 48,7 50,1 46,5 48,4 37,5
48,8 39,4 41,8 43,4 44,5 39,6
 

     Статистика  свидетельствует, что страховой  бизнес имеет сложное страховое  поле, поэтому максимальная поддержка  страховщиков со стороны государства  позволит поэтапно решать вопросы экономической безопасности в стране.

     Страхование востребовано только в том случае, когда получили развитие основные рыночные институты (банковская система, фондовый рынок). Рыночная отраслевая и региональная структура хозяйства, разветвленная  инфраструктура являются основой рыночной экономики и предпосылкой для  развития страхования. Одной из социально-экономических  особенностей российской экономики  применительно к страхованию  остается недостаточный уровень  развития институциональной составляющей, обеспечивающей непосредственную аккумуляцию  страховой деятельности.

     Положение страхования в финансово-кредитном  секторе характеризуется уровнем  развития страхования, которое отстает  от банковской системы, но опережает  пенсионную. Таким образом, в России банковская система слабая, но доминирует над страховыми, пенсионными фондами и другими типами институциональных инвесторов, а в развитых странах высока доля именно институциональных инвесторов, специализирующихся в определенных отраслях экономики, что способствует ее развитию.

     Сдерживает  развитие страхования нерыночная, в  особенности для населения, банковская система, отсутствие эффективных инвестиционных условий для развития страховых  организаций из-за слабости фондового рынка.

     В банковской системе не создана конкурентная среда. Доминирование госбанка (Сбербанк) в экономике России негативно влияет на развитие частных банков, в которых в силу этого факта снижается качество кредитного портфеля. Завышенные процентные ставки частных банков по кредитам реальному сектору, порожденные необоснованно высокой стоимостью ресурсов, приводят к росту риска банковских операций.

     Неадекватность  кредитного потенциала банковской системы  финансовым потребностям реального  сектора приводит к росту изношенности ресурсной базы, следствием чего является сужение страхового поля, а, следовательно, и эффективности страхования.

     Неустойчивая  банковская система дестабилизирует  страховой бизнес и подрывает  доверие населения ко всему финансовому  сектору, в том числе к страховым  организациям. В этой связи финансовые институты российской экономики  необходимо рассматривать как целостную  систему, и механизмы регулирования  со стороны государства должны быть направлены не на конкретную сферу  финансовых услуг, а на их деятельность в системе финансовых услуг, в системе хозяйства страны.

     Учитывая  общемировую тенденцию к обслуживанию все возрастающих рисков и созданию соответствующих финансовых институтов путем слияния банковской, страховой, инвестиционной и прочих систем, целесообразно  уже сегодня проводить исследования в этой области с целью оптимизации  финансовых потоков и разработки наиболее эффективной модели и механизма  ее управления с позиций государства или группы стран.

     Вместо  того чтобы создать эффективную  систему пенсионного обеспечения, активными участниками которой  должны быть пенсионные фонды, страховые  компании, работодатели и сами пенсионеры. Сегодня идет столкновение интересов  страховых организаций и пенсионных фондов, причем это имеет характер не нормальной рыночной конкуренции, а  жесткого лоббирования интересов. Таким  образом, политические интересы определяют экономические процессы, что приводит к крайне тяжелым последствиям не только в сфере финансовой деятельности, но и в социально-экономическом положении общества в целом.

     Так, по данным Госкомстата России, по индексу социального развития, учитывающему реальные доходы и продолжительность жизни, место Росси – в восьмом десятке, а по уровню медицинских услуг – в тринадцатом десятке.

     Повышение уровня доходов – необходимое и важнейшее условие развития рынка страхования. Именно интересы населения в первую очередь определяют стратегию развития любого страхового рынка. Роль населения в условиях рыночной экономики становится особенно существенна.

     Необходимо создавать условия для формирования альтернативных механизмов, позволяющих решать социальные проблемы общества, среди которых страхование относится к одному из наиболее действенных и значимых.

     Это в свою очередь требует постоянного  анализа и моделирования рынка  в поисках альтернативного решения вопроса [11].

3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     3.1 Российский страховой рынок и перспективы его развития

 

     Законодательную базу правового регулирования национального  страхового рынка заложил Закон  РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Страхование в России развивается поступательными  темпами – страховой рынок  демонстрирует прирост в объеме 20 – 25% в год. По итогам 2009 года эксперты в качестве объема страхового рынка называли сумму в 20 млрд. долларов. При этом они отмечали невысокий уровень проникновения страховых услуг в жизнь среднестатистического россиянина и, как следствие, существенный потенциал для дальнейшего развития страхования в России.

     Исследования  российского страхового рынка показали, что наибольшее число клиентов страховых  компаний являются жителями либо экономическими агентами наиболее развитых регионов страны, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский  край, Свердловская и Челябинская  области, республики Башкорстан и Татарстан, Нижегородская и Ростовская области. Пока что интерес к страхованию  в России проявляют, в основном, люди обеспеченные и наиболее прогрессивные  руководители предприятий.

     Интерес населения к страхованию в  России в разрезе страховых продуктов  также является поводом для размышлений. Некоторые из услуг страховщиков пользуются довольно высоким спросом: это, в первую очередь, ОСАГО и  добровольное медицинское страхование. ОСАГО в силу закона является обязательным видом страхования в России, а  добровольное медицинское страхование довольно часто уже входит в гарантированный работодателем соцпакет, а не представляет собой прямой выбор гражданина. Корпоративное страхование имущества и полисы КАСКО не столь востребованы – у этих направлений существуют резервы для дальнейшего роста.

     Острая  конкуренция, имеющая место на рынке  страхования в России, изменила критерии в отношении выбора страховой  компании. На первый план вышли качество обслуживания и репутация страховщика. Цена полиса перестала играть решающую роль в выборе. Страхователи стали  более требовательными к качеству обслуживания и процессам урегулирования выплат по страховым случаям. Однако стандарты качества рынка страхования  в России находятся пока в стадии формирования.

     С 17 января 2004 года на российский рынок  были допущены европейские страховщики. Им было разрешено заниматься всеми  ведущими видами страхового бизнеса  – страхованием жизни, обязательным страхованием. Страхование жизни, популярное за рубежом, в России приживается с трудом. Сами страховщики причиной этого считают невысокие доходы населения и «низкий уровень страховой культуры». Впрочем, участники рынка признают, что у страхования жизни как финансового инструмента – небольшая доходность.

Информация о работе Система страхования жизни в России