Шпаргалка по "Страхованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Страхование".

Работа содержит 1 файл

Понятие риска в страховании.doc

— 211.50 Кб (Скачать)


1.       Понятие риска в страховании.

Понятие «риск» означает опасность неблагоприятного исхода ожидаемого явления. Всякий конкретный риск (например, риск пожара, наводнения, землетрясения) представляет собой возможность наступления определенного события (например, возгорания застрахованного объекта). Точное измерение риска возможно математическим путем с применением теории вероятностей и закона больших чисел. По своей сущности I риск является событием с отрицательными, невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах.

Риск – величина непостоянная. Его изменение обусловлено многими факторами. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска: вести соответствующий статистический учет, анализ и обработку собранной информации. Исходя из полученной информации о возможности развития риска, страховщик делает его оценку, которая заключается в анализе всех рисковых обстоятельств, характеризующих параметры риска.

2. Методы измерения рисков.

Методы, измеряющие риск, можно классифицировать на общие и специальные; количественные и качественные.

Общие методы измерения риска применяются вне зависимости от сферы деятельности предпринимателей. К ним относятся:

                     статистический метод;

                     метод анализа целесообразности затрат;

                     аналитический метод;

                     метод экспертных оценок;

                     метод аналогов.

Специальные методы измеряют риск конкретной ее деятельности производителей.

Качественные методы - это методы измерения помощью экспертного анализа. Количественные методы характеризуются получен количественной оценки, которая является удобной для интерпретации экономистами

3. Классификация рисков.

4. Факторы “время” и “пространство” обуславливают условия каждой сделки, но наибольшее влияние они имеют при внешнеторговых операциях.

Значение фактора “время” растет в последнее время параллельно с ростом продаж в кредит в международной торговле. Даже и при продажах за наличный расчет период от заключения сделки до оплаты является наиболее длительным именно при внешнеторговых сделках. В условиях таких длительных сроков для исполнения сделок может произойти целый ряд изменений в валютах, сроках, денежных, капиталовых и фрахтовых рынках. Могут иметь место изменения в административной и законовой регламентации внешней торговли в соответствующих странах. Не исключаются изменения производственных возможностей экспортеров и финансового состояния импортеров. Любое из этих изменений неминуемо касается интересов покупателя или продавца.

В отношении фактора “пространство”, следует подчеркнуть, что при утверждающейся тенденции к расширению географического охвата международной торговли и пространственной отдаленности покупателя от продавца увеличивается внешнеторговый риск. Пока товар выйдет с завода или со склада экспортера и прибудет на склад импортера, он часто проходит большое расстояние, меняет несколько видов транспорта, переходит во владение, распоряжение или под контроль различных физических или юридических лиц: покупателей, продавцов, экспедиторов, комиссионеров, погрузчиков, перевозчиков, администраций складов и др. Товар переходит из-под одной юрисдикции в другую. Не всегда налицо доверие между сторонами во внешнеторговых операциях.

Все это усложняет внешнеторговую деятельность и увеличивает возможный риск. Этот риск имеет различное происхождение, а характер и многообразие видов риска требует поиска различных методов его снижения и снятия (нейтрализации).

Риск покупателя:

        заплатив, не получает товара;

6. Экологический риск характеризуется как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и государства к окружающей природной среде, а также от норм социальных отношений возникающих между ними.

Экологические риски связаны со следующими факторами неопределенности, оказывающими влияние на состояние окружающей среды в государстве, регионе и влияющими на деятельность инвестируемых объектов: загрязнение окружающей среды, радиационная обстановка, экологические катастрофы, экологические программы и экологические движения как "Green peace" и т.д.
Экологические риски подразделяются на следующие виды:

        техногенные риски, относящиеся к чрезвычайным ситуациям, связанные со следующими факторами: техногенные катастрофы на предприятиях, вызывающие заражение окружающей среды радиоактивными, отравляющими и иными вредными веществами;

        природно-климатические риски связанны со следующими факторами неопределенности, оказывающими влияние на реализацию инвестиционного проекта: географическое расположение объекта; природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, штормы и др.); климатические катаклизмы; специфика климатических условий (засушливый, континентальный, горный, морской и т.п. климат); наличие полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов и т.д.;

        социально-бытовые риски связанны со следующими факторами неопределенности, оказывающими влияние на реализацию инвестиционного проекта: заболеваемость населения и животных инфекционными заболеваниями; массовые распространения вредителей растений; анонимные звонки о минировании различных объектов и т.д.

понятие “экологический риск” может быть сформулировано как:

- отношение величины возможного ущерба, выраженного в числе смертельных исходов от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени, к нормированной величине интенсивности этого фактора. Таким образом, главное внимание при определении экологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредных экологических последствий, заканчивающихся смертельными исходами, и количественной оценки как вредного суммарного экологического воздействия, так и его компонентов. Общественная приемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности, определяется экономическими, социальными и психологическими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов продаж. В этом случае поступлений будет меньше, а затраты останутся на прежнем уровне. В результате прибыль и поступления денежных средств снизятся. Можно сказать, что компании, которые имеют высокие постоянные затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, обладают высокой степенью кредитного риска. Компании с чрезмерными обязательствами по инвестированию обладают высоким кредитным риском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные особенности страхового полиса заключаются в том, что страховое покрытие составляет 80–95 % в зависимости от вида риска, предоставляются дополнительные услуги по управлению рисками и дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования, производится пропорциональное возмещение расходов при взыскании долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Операционный валютный риск.

Операционный риск в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли.

Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыли или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств. Экспортер, получающий иностранную валюту за проданный товар, проиграет от снижения курса иностранной валюты по отношению к национальной, тогда как импортер, осуществляющий оплату в иностранной валюте, проиграет от повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной.

Неопределенность стоимости экспорта в национальной валюте, если счет-фактура на него оформляется в иностранной валюте, может сдерживать экспорт, т.к. возникают сомнения в том, что экспортируемые товары в конечном счете можно будет реализовать с прибылью. Неопределенность стоимости импорта в национальной валюте, цена на который установлена в иностранной валюте, увеличивает риск потерь от импорта, т.к. в пересчете на национальную валюту цена может оказаться неконкурентной. Таким образом, неопределенность обменного курса может препятствовать международной торговле.

Импортеры, получающие счета-фактуры в иностранной валюте, также сталкиваются с неопределенностью при оценке стоимости импорта в национальной валюте. Для них это становится особенно проблематичным в случае чувствительности сбыта к ценовым изменениям, когда, к примеру, их конкурентами являются внутренние производители, которые не испытывают воздействия изменений в обменных курсах, или импортеры, получающие счета-фактуры в иностранной валюте, курс которой изменяется в благоприятном направлении.

Риски, связанные со сделками, предполагающими обмен валют, могут управляться с помощью политики цен, включающей определение как уровня назначаемых цен, так и валют, в которых выражена цена. Также существенное влияние на риск могут оказывать сроки получения или выплаты денег.

Операционный риск можно уменьшить, если валюта (или валюты) поступлений соответствует валюте (валютам) затрат. Простейшим примером может служить экспортер, затраты которого выражены в национальной валюте и который пытается избежать риска, выписывая счета-фактуры также в этой валюте. Трудности, возникающие при данном подходе, связаны с возможным желанием покупателя получать счета- фактуры в валюте своей страны, и если экспортер отказывается выписывать счета в валюте импортера, то сделка может не состояться. Опасно выписывать или получать счета в валютах, для которых не существует надежных способов хеджирования. В частности, если невозможно или чрезмерно дорого заключить форвардный контракт, то в таком случае (если отсутствует указанная выше возможность валютной нейтрализации) компании лучше не выписывать счета-фактуры в этой валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

        получает заказанный товар, но с опозданием, худшего качества, поврежденный или с недостачами;

        платит более высокую цену, по причине спада цен после даты договаривания к дате платежа;

        платит реально больше валюты, по причине повышения курса валюты платежа после даты договаривания к дате платежа.

Риск продавца:

        после того, как он экспедировал товар при открытом в его пользу товарном аккредитиве, не получает денег;

        после того, как он послал документы для инкассо, покупатель не принял документов;

        получает более низкую цену по причине повышения цен от даты заключения договора о поставке к дате платежа;

        получает реально меньше валюты по причине спада курса валюты платежа по отношению к курсу валюты договаривания за период с даты договаривания к дате платежа.

Такое разнообразие видов риска предопределяет и различные методы для их нейтрализации. Эти методы могут быть синтезированы следующим образом:

- предотвращение риска;

- распределение риска;

- компенсация риска;

- перевод риска.

 

 

 

 

7. Инвестиционные риски и их особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Предпринимательские риски и их особенности.

Предпринимательский риск -это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Риск реального инвестиционного проекта является одним из наиболее сложных понятий связанных, с инвестиционной деятельностью предприятия. Этому риску присущие основные особенности.

- интегрированный характер: сочетает в себе несколько видов инвестиционных рисков.

- объективность проявления: На любом предприятии осуществляющего реальное инвестирование присутствует риск

-различие видовой структуры на разных стадиях осуществление реального инвестиционного проекта:

На каждой стадии осуществления инвестиционного проекта, есть свои виды проектных рисков. Оценка общего уровня проектного риска, осуществляется по стадиям инвестиционного процесса.

-высокий уровень связи с коммерческим риском: формирование дохода по инвестиционному проекту связанно с товарным рынком и зависит от эффективности коммерческой деятельности и рисков связанных с этим.

- высокая зависимость от  продолжительности жизненного цикла проекта

-высокий уровень вариабельности уровня риска по однотипным проектам. Даже однотипные проекты имеют разный уровень и тип риска.Поэтому каждый проект требует индивидуальной оценки.

-отсутствие достаточной информационной базы для оценки уровня риска.

- отсутствие надежных рыночных индикаторов, используемых для оценки уровня риска: если в процессе финансового инвестирования предприятие может использовать систему индикаторов фондового рынка.( такие индикаторы разработаны в каждой стране и их динамика отражена за довольно долгий период),по сегментам инвестиционного рынка, связанного с реальным инвестированием, такие индикаторы отсутствуют. Это снижает возможность надежной оценки рыночных факторов в расчетах уровня проектных рисков.

-субъективность оценки: оценка конкретного проекта зависит от полноты информационной базы, и от квалификации менеджера выполняющего оценку.

 

 

 

11. Особенности внутренних предпринимательских рисков.

Наряду с внешними рисками не зависящими от предпринимателя, существенное влияние оказывают внутренние риски. Которые определяются ошибочными решениями, которые принимаются руководством фирмы. В следствии его некомпетентности.

Основными причинами являются:

-отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы.

-финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников.

-нерациональное использование сырья и оборудования.

- утечка конфиденциональной информации по вине сотрудников.

- плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде.

-недостаток знаний в области маркетинга

Влияние этих причин отчетливо просматривается на примере организационного и ресурсного рисков:

-организационный риск

1. низкий уровень организации

2. недостатки в организации маркетинговой деятельности

3.неустойчивое финансовое положение.

- ресурсный риск

1. отсутствие запаса прочности по ресурсам в случае изменения ситуации

2.нехватка рабочей силы

3.нехватка материалов

4.срывы поставок

5.нехватка продукции

Наглядными примерами могут служить долгострои, объекты незавершенного строительства.

- портфельный риск:

- портфелем инвестора

- кредитный риск

-инновационный риск

14. Трансляционные валютные риски.

Этот риск известен так же как расчетный, или балансовый риск. Его источником является возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Например, если британская компания имеет дочерний филиал в США, то у нее есть активы, стоимость которых выражена в долларах США. Если у британской компании нет достаточных пассивов в долларах США, компенсирующих стоимость этих активов, то компания подвержена риску. Обесценение доллара США относительно фунта стерлингов приведет к уменьшению балансовой оценки стоимости активов дочерней фирмы, так как балансовый отчет материнской компании будет выражаться в фунтах стерлингов. Аналогично компания с чистыми пассивами в иностранной валюте будет подвержена риску в случае повышения курса этой валюты.

          Если компания считает, что трансляционный риск не имеет особого значения, то тогда нет необходимости хеджировать такой риск. В поддержку этой точки зрения можно сказать, что отражение в балансовом отчете изменений активов и пассивов при их оценке в базовой валюте является всего лишь бухгалтерской процедурой, не имеющей существенного значения. Тот факт, что стоимость активов дочерней компании в США, выраженная в фунтах стерлингов, колеблется вместе с движением обменного курса доллара США к фунту стерлингов, может никак не повлиять на основную деятельность или прибыльность (в долларах США) дочерней компании. Поэтому затраты на хеджирование трансляционного риска могут считаться бессмысленными, так как фактически не существует риска потерь от колебаний курса. Эта точка зрения оправдана, если изменения курса рассматриваются как отклонения от относительно стабильного курса. Однако если существует определенная тенденция изменения курса, то сама эта тенденция может оказаться существенной, хотя отклонения от курса в ту или иную сторону могут и не иметь значения.

     Попытки определить степень трансляционного риска вызывают много разногласий, главным образом из-за различных методов учета, использовавшихся в течение многих лет. По существу, можно считать, что материнская компания подвержена риску потерь от изменения курса валюты, с которой работает ее филиал, на всю сумму чистых активов филиала. Считается, что балансовый риск возникает, когда существует дисбаланс между активами и пассивами, выраженными в иностранной валюте. Материнская компания подвержена риску в той степени, в которой чистые активы филиала не сбалансированы пассивами.

 

 

5. Характеристика финансовых рисков.

Финансовые риски имеют объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность внешней среды предопределяется тем, что она зависит от множественных переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.

Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая обусловлена непостоянством спроса – предложения на товары, денежные средства, факторы производства, многовариантностью сфер приложения капиталов и разнообразием критериев предпочтительности инвестирования средств, ограниченностью информации и многими другими обстоятельствами. Таким образом, объективность финансовых рисков связана с наличием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит от деятельности фирмы.

С другой струны, финансовые риски имеют и субъективную основу, поскольку всегда реализуются через человека. Действительно, ведь именно предприниматель оценивает рисковую ситуацию, формирует множество возможных исходов и делает выбор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний и опыта в области его деятельности.

Финансовые риски – это, с одной стороны, опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данной сфере деятельности, с другой – это вероятность получения дополнительного объема прибыли, связанного с риском. Таким образом, финансовые риски относятся к группе спекулятивных рисков, которые в результате возникновения могут привести как к потерям, так и к выигрышу.

 

8. Кредитный риск - это возможность возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств. Кредитному риску подвергается как кредитор (банк), так и кредитозаемщик (предприятие). Под кредитным риском понимают возможность того, что компания не сумеет погасить свои долги вовремя и полностью.

Кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заемщиков по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам.

Компании также могут подвергаться определенному кредитному риску в своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств, которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов. Также существует процентный риск при размещении слишком большого депозита в одном банке, ибо этот банк, осознавая, что компания является регулярным вкладчиком, может не предложить такую же высокую ставку процента по новому вкладу, которую компания могла бы получить в другом банке.

Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения платежа по сделке. При банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все время до наступления срока возвращения ссуды. Величина кредитного риска - сумма, которая может быть потеряна при неуплате или просрочке выплаты задолженности. Максимальный потенциальный убыток - это полная сумма задолженности в случае ее невыплаты клиентом, Просроченные платежи не приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, которые представляют собой издержки по процентам (из-за необходимости финансировать дебиторов в течение более длительного времени, чем необходимо) или потерю процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены раньше и помещены на депозит. Несмотря на то что кредитный риск велик для кредитов компаниям, находящимся в сложном положении, банки все же вынуждены предоставлять эти кредиты, дабы не терять возможные прибыли.

Когда экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше чем в случае экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли в период рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет и будет процветать.

Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда кампания очень высока оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам, в конце концов может испытать кризис притока денежных средств.

Компании, затраты которых в основном постоянны, способны извлечь выгоду из значительного увеличения прибыли при

10. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности отечественными страховыми компаниями.

ФЗ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:

1) участие исполнительной власти в мероприятиях по содействию развития внешнеторговой деятельности, включая финансирование системы гарантий и страхование экспортных кредитов;

2) участие государства в системе страхования экспортных кредитов;

3) страхование на добровольной основе от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности по договорам страхования с российскими или иностранными страховщиками.

Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации. Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах», которая предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с такими ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, как «СКОР», «Юнистрат Ассьюранс», «Сент Пол», ассоциация Ллойда и др.

Коммерческие риски, принимаемые страховыми организациями на страхование экспортных кредитов, включают:

1) несостоятельность и банкротство;

2) длительную просрочку либо отказ от платежа;

3) невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

4) длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

Из политических рисков на страхование принимаются следующие:

1) действия государственных органов страны покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;

2) военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

3) неконвертируемость валюты страны покупателя;

4) неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;

5) эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;

6) лишение права собственности (конфискация, национализация, экспроприация) и др.

12. http://www.referat.ru/referats/view/1444

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Критерии страхования рисков.

 

Критерии возможности страхования таких рисков сводятся к следующим:

1) риск, включаемый в объем ответственности страховщика, должен быть возможен;

2) риск должен носить случайный характер. Это значит, что объект, по которому возникает страховое правоотношение, не должен подвергаться опасности, которая изначально известна страховщику или страхователю (выгодоприобретателю);

3) наступление страхового случая, который выражается в реализации риска, не должно быть связано с волеизъявлением страхователя (выгодоприобретателя);

4) момент наступления страхового случая никому не известен;

5) страховое событие не должно иметь размеры катастрофического бедствия.

 

 

 

 

16. Понятие риск-менеджмента.

Характерной особенностью страхового рынка, как известно, является непредсказуемость возможного результата, т.е. его рисковый характер. Отсюда главная особенность менеджмента в страховании - управление в условиях риска. Главная обязанность менеджера в этих условиях— не избегать риска, а, предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума, если нельзя исключить их вовсе. Целенаправленные действия по ограничению риска в системе страховых отношений носят названия управление риском, риском менеджмента или совсем кратко — риск-менеджмен­том.

Риск-менеджмент позволяет оценить величину страхового риска, близкую к действительной, оценить экономические по­следствия деятельности страхования, разработать и осуще­ствить меры, при помощи которых могут быть компенсиро­ваны вероятностные негативные результаты предпринимае­мых действий.

Процесс управления риском может быть разбит на следу­ющие этапы: 1) определение цели; 2) выяснение риска; 3) оценка риска; 4) выбор метода управления риском; 5) осу­ществление управления риском; 6) оценка результатов.

Практика риск-менеджмента выработала следующие че­тыре метода управления риском: упразднение, предотвра­щение потерь и контроль, страхование, поглощение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Основные стратегии управления риском.

 

Управление риском
основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время. У.р. включает следующие элементы, которые могут применяться как независимо, так и совместно:
-исключение риска
- создание условий или применение средств, при которых исключаются источники риска, вероятность его реализации или проявление последствий становятся бесконечно малой;
- ограничение риска - добровольное или вынужденное участие в принятии части риска;
- снижение риска - снижение вероятности (частоты) чрезвычайных ситуаций, видов и масштабов их последствий за счет применения различных методов и средств;
- перераспределение риска - совокупность механизмов, позволяющая распределить риск, связанный с ликвидацией чрезвычайных ситуаций между несколькими участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Договор страхования экспортно-импортных грузов.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении должны быть указаны: информация о грузе (вид, вес, число мест, вид упаковки), вид транспорта, способ перевозки (поштучно, в пакетах, в контейнерах), время отправления груза, перевозочные документы, страховая сумма груза, условия страхования. При заключении договора страхования в ней указываются "события" и "опасности", при наступлении которых ущерб возмещается страхователю. Договор страхования груза считается заключенным с момента, когда страховая организация выдала за своей подписью документ - страховой полис, а страхователь оплатил страховую премию. Страховой полис должен быть выписан на условиях, которые точно соответствуют условиям страхования, указанным в аккредитиве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Чистые и спекулятивные риски в страховании.

Риск  - это угроза убытков. Их возмещение фиксируется определенной денежной компенсацией, которую суд присуждает к выплате истцу, выигравшему процесс. Но

не всякий  ущерб возмещается. Страхование имеет дело главным образом с чистым риском.Чистый риск - это риск, предполагающий только вероятность убытков. Так,снежная лавина являет собой такой вид риска,которого никакое физическое или юридическое лицо не способно ни предска-зать, ни избежать. Другими словами,любая катастрофа, подобная землетрясению или пожару, дорого обходится людям, на которых она обрушивается, но ее отсутствие не  приводит к повышению прибылей.

Чистый риск содержит в себе лишь опасность ущерба, без всякой возможности выигрыша.

С другой стороны, спекулятивный риск открывает перспективу получения прибыли,что прежде всего и подталкивает людей  заниматься бизнесом. Любой бизнес подразумевает, что делая деньги их можно потерять. Спекулятивный риск - риск,предполагающий вероятность как прибылей, так и убытков.

Чтобы понять разницу между чистым и спекулятивным риском, рассмотрим пример с компанией «Шуа-Грип-Интернэшл», которая производит роликовые коньки и роликовые доски. Когда в конце 70-х годов  подростков неожиданно охватило безумное увлечение роликовыми коньками, двадцатичетырехлетний сын президента компании решил сам сделать пару коньков, прикрепив их к подошве старых кроссовок фирмы «Адидас». В результате получился совершенно новый вид обуви -

«джоггеры», сменивший традиционные ботинки с приподнятым носком. Не

существовало никакой гарантии, что публика предпочтет новые коньки старым, но компания была готова рискнуть. Решение запустить новую обувь в массовое производство несло в себе значительную долю спекулятивного риска, который в итоге себя оправдал. За 8 месяцев компания стала ведущим производителем коньков. В тоже время «Шуа-Грип» испытывала постоянную угрозу различных видов

чистого риска. Пожары, наводнения или землетрясения могли уничтожить фабрику; со склада могли украсть все запасы; грузовики, поставляющие товары могли попасть в аварию; кто-то мог пострадать из-за бракованных коньков. Если бы это случилось, компания ничего не выиграла бы. В лучшем случае она бы постаралась предотвратить убытки.

Неопределенность, присущая рыночному хозяйству, делает возможным существование и развитие спекулятивного риска. Особенно спекуляция развита на биржах. Отличают 3 способа спекулятивной

деятельности на биржах: 1.Покупка товара, его хранение в течение

определенного срока и последующая продажа. Покупая товар, спекулянт

рассчитывает на повышение цен. Если цены не повысятся, а понизятся, спекулянт потерпит убытки. 2.Заключение срочных (фьючерсных) контрактов, когда по истечение определенного срока инвестор берет на себя обязательство купить или продать определенное количество биржевого товара по цене,

19. Стратегия страховой компании по отбору рисков.

 

Отбор риска — передача менее выгодного бизнеса перестраховщика при оставлении у себя более выгодного бизнеса.

ОТБОР РИСКА В страховых операциях: Выбор андеррайтером рисков, которые отвечают требованиям страховщика и могут быть им приняты.
Профессия. Это важнейший критерий отбора риска в страховании от несчастных случаев и решающий. Укажем некоторые виды профессиональной деятельности, которые не принимаются на страхование: взрывники, артисты цирка, водолазы, минеры.

Отбор рисков — деятельность компании по анализу предложений по страхованию и отказ от принятия на страхование рисков, по которым предоставление страховой защиты является нецелесообразным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Объекты договора страхования грузов.

 

Объектом транспортного страхования может быть как сам груз, так и имущественные интересы, юридически связанные с перевозкой груза (например, ожидаемая прибыль и комиссия, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой). Страхователем может быть собственник груза, залогодержатель, перевозчик. Страховые компании осуществляют страхование грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, речным, морским, авиационным транспортом, а также находящихся в промежуточном складском хранении. На страхование принимаются грузы любой группы: промышленные; продовольственные; произведения искусства и антиквариат, изделия из драгоценных металлов и камней; денежные знаки и ценные бумаги и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определенной сегодня. Но если

цена упадет, он проиграет. 3. Заключение опционного контракта.

Опцион - это контракт, в соответствии с которым инвестор покупает право купить или продать в будущем какое-либо количество товара по цене,определяемой на сегодняшний день. Специфика этого способа заключается в том,

что свое право инвестор может реализовать или не реализовать в зависимости от своего желания ,которое определяется

обстоятельствами.Если продажная цена снизится вопреки ожиданиям,

инвестор не будет реализовать свое право. В этом случае он, правда, потеряет ту часть, которую заплатил в виде гонорара маклеру при заключении с ним контракта. Опционный контракт более безопасный (менее рискованный) способ спекуляции по сравнению со срочным контрактом, потому что проигрыш может быть равен лишь гонорару маклеру.И срочные контракты, и опцион используются при осуществлении хеджирования -

страхования производства и торговли промышленных и торговых фирм при  помощи биржи. Хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены,но не дает возможности воспользоваться благоприятным изменением цены. При операциях хеджирования риск не исчезает, но он меняет своего носителя: произ- водитель перекладывает риск на биржевого спекулянта, так как испытывает антипатию к риску. Спекулянт принимает на себя риск, так как по сути своей является любителем риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.  ПРОВЕРИТЬ

 

Правилам транспортного страхования грузов при международных перевозках предполагается три вида условий страхования:

1. "С ответственностью за все риски". Это условие страхования является самой полной. Возмещению подлежат:

- Все убытки от повреждения или полной утраты всего или части застрахованного груза;

- Все необходимые и целесообразные расходы по спасанию и сохранению груза и с предотвращения дальнейших его повреждением.

Не возмещаются убытки вследствие:

- Любых военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также вследствие забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;

- Прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляющихся материалов;

- Умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

- Влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;

- Упаковки грузов с нарушением стандартов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

- Пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов;

- Недостачи груза при целостности наружной упаковки;

- Повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.

Страхования от этих рисков осуществляется отдельно путем

уплаты дополнительного взноса.

 

 

 

 

 

 

1.         24. Исключения из страхового покрытия договора страхования грузов.

 

4.1. По договорам страхования, заключенным на условиях, изложенных в п.п. 3.5.1. -

3.5.3. настоящих Правил страхования, не возмещаются, если договором страхования не

оговорено иное, убытки, происшедшие в следствие:

4.1.1. Наводнения, землетрясения, цунами;

4.1.2. Отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

4.1.3. Обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости

наружной упаковки;

4.1.4. Выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза,

перевозимого на беспалубных судах;

4.1.5. Недостачи груза при целости наружной упаковки, различий во взвешивании при

отсутствии покрываемых страхованием событий;

4.1.6. Хищения и иных противоправных действий третьих лиц;

4.1.7. Грубой небрежности Страхователя, Выгодоприобретателя или их

представителей или нарушения кем-либо из них действующих правил перевозки, перевалки

и хранения грузов;

4.1.8. Ненадлежащей упаковки или укупорки грузов и отправки грузов в

поврежденном состоянии, нарушений требований к формированию укрупненных грузовых

мест, несоответствующего размещения и крепления груза;

4.1.9. Влияния температуры окружающего воздуха в транспортных средствах,

складских помещениях, вызванного изменением температурного режима вследствие выхода

из строя рефрижераторной установки, гниения, коррозии, износа, окисления, усушки,

испарения, естественного изменения его массы или объема или других особых свойств

груза;

4.1.10. Погрузки (хранения) с ведома Страхователя или Выгодоприобретателя или их

представителей, но без ведома Страховщика, опасных грузов;

4.1.11. Повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

4.1.12. Немореходности судна либо непригодности судна или иного транспортного

средства к перевозке страхуемого груза, если Страхователь или его служащие знали или

должны были знать об этом к моменту окончания погрузки;

4.1.13. Военных действий и(или) их последствий, уничтожения или повреждения

минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, террористических актов,

гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, конфискаций, ареста

или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей, а также

таможенных, санитарных или карантинных служб;

4.1.14. Прямого или косвенного воздействия атомной энергии, повышенной радиации,

связанных с любым применением энергии атомного или ядерного распада или синтеза, или

использованием расщепляемых материалов;

4.1.15. Производственных дефектов груза.

4.2. Во время доставки груза на лихтерах, баржах и других судах Страховщик несет

ответственность лишь в том случае, если использование таких судов является обычным по

местным условиям.

4.3. Указанные выше риски могут быть дополнительно включены в страховое

покрытие на особых условиях и при условии оплаты дополнительной, согласованной

Сторонами страховой премии.

4.4. Не покрываются страхованием всякого рода косвенные убытки, а именно, потеря

прибыли в результате задержки в доставке груза, изменения процентной ставки по

банковским кредитам, а также моральный ущерб, причиненный имиджу фирмы

25. Франшиза в страховании грузов.

Франшиза - освобождение страховщика от обязательств возместить убытки, не превышающие определенную величину. (Например, в договоре может быть указано, что убытки будут возмещены на сумму начиная от 100 у.е. - размер франшизы. Это означает, что убытки на меньшую сумму возмещаться не будут.) Франшиза устанавливается в договоре страхования в процентах к сумме, на которую страхуется груз при перевозке, или в денежном выражении.
Франшиза может быть условной и безусловной. В случае страхования с безусловной франшизой страхователю при наступлении страхового случая выплачивается возмещение за вычетом франшизы. (Так, если франшиза составляет 100 у.е., при ущербе грузу в размере 110 у.е. сумма возмещения будет равна 10 у.е.) По договору с условной франшизой страховщи

26. Правила страхования экспортно-импортных грузов.

 

27. Международные правила «Инкотермс–2000».

 

 

INCOTERMS 2000 – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Сфера действия Инкотермс 2000 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Каждый термин Инкотермс 2000 представляет собой аббревиатуру из трех букв.

Здесь представлен полный список терминов Инкотермс 2000 и необходимые комментарии к ним.

1.         Цель и сфера применения инкотермс

 

2.         Почему инкотермс пересматриваются?

3.         Изменения, внесенные в редакцию года

4.         Включение инкотермс в договор купли — продажи

 

5.         Структура инкотермс

6.         Терминология

7.         Обязательства продавца по поставке

8.         Переход рисков и расходов, связанных с товаром

9.         Термины

10.       Выражение «нет обязательств»

11.       Варианты инкотермс

12.       Обычаи порта или конкретной торговли

13.       Возможности покупателя в отношении места отгрузки

14.       Таможенная очистка

15.       Упаковка

16.       Осмотр товара

17.       Виды транспортировки

18.       Рекомендации по использованию

19.       Коносамент и электронная торговля

20.       Непередаваемые транспортные документы вместо коносаментов

21.       Право давать инструкции перевозчику

22.       Арбитраж международной торговой палаты

 

28. Условия экспортно-импортной сделки и ее особенности. Базис поставки по «Инкотермс–2000».

 

29.Страхование ответственности перевозчиков во внешнеэкономической деятельности.

Перевозчик - компания, занимающаяся перевозкой товаров. Обычно перевозчик несет ответственность за весь покрываемый им транспортный маршрут, независимо от того, перевозит ли он товары собственными или иными транспортными средствами.

Страхование ответственности перевозчиков

Страхование ответственности перевозчиков защищает имущественные интересы, связанные с обязанностью транспортного перевозчика в порядке, установленном нормами законодательства, возместить ущерб, причиненный третьим лицам при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта.

Страховые случаи:

        вред, причиненный грузу грузовладельца;

        вред, причиненный имуществу третьих лиц;

        вред, причиненный жизни и здоровью третьих лиц;

Дополнительно могут быть компенсированы необходимые расходы:

        по предварительному выяснению обстоятельств наступления страхового случая и степени виновности Страхователя;

        по ведению в судебных органах дел по страховым случаям, исключая оплату госпошлины;

        по уменьшению вреда, причиненного им третьим лицам;

        связанные с предъявлением претензий.

 

30. Международные конвенции и правила, определяющие ответственность перевозчиков грузов.

 

31. Международные конвенции и правила, определяющие ответственность перевозчиков пассажиров.

 

32. Страхование ответственности перевозчиков грузов и пассажиров морским транспортом.

Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 17.04.1968 г.), а на внутреннем водном транспорте — Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 15.10.1955 № 1801). Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, тогда как в уставе никаких оговорок на этот счет нет

Что касается ручной клади, перевозимой пассажиром, то обеспечение ее целостности и сохранности является обязанностью самого пассажира, т. е. перевозчик никакой ответственности за ручную кладь не несет.

В международной практике морских перевозок применяются условия конвенций:

        Гаагские правила, принятые в 1924 г. в г. Брюсселе;

        Гаагские правила Висби, подписанные в 1968 г.;

        Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в г. Гамбурге.

Страховое покрытие включает: ущербы материальные, телесные у пассажиров, членов экипажа, портовых рабочих; ущерб; убытки, гибель судна, не связанные со столкновением; ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки; участие в общей аварии сверх предусмотренных другими условиями покрытия (каско); расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса); затраты, произошедшие в связи с карантином, объявленным правительством; затраты, связанные с юридическими процедурами; штрафы, налагаемые в портах.

33. Страхование ответственности перевозчиков грузов и пассажиров воздушным транспортом.

С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Авиаперевозчик несет также ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности — величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно — в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными.

Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

 

34. Страхование ответственности перевозчиков грузов и пассажиров автомобильным транспортом.

Ответственность автоперевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.1969 г. № 12. В уставе ничего не говорится об ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. На сегодняшний день при возникновении такой ситуации автоперевозчик несет ответственность только в соответствии с нормами ГК РФ. Что касается ручной клади, перевозимой пассажиром, то обеспечение ее целостности и сохранности является обязанностью самого пассажира, т. е. перевозчик никакой ответственности за ручную кладь не несет.

недоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

35. Страхование ответственности перевозчиков грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.

В январе 1998 г. был принят "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (федеральный закон от 8.01.1998 г.). Согласно ст. 132 "железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Ответственность за несохранность багажа строится на принципах, предусмотренных ГК РФ и рассмотренных выше. Что касается ручной клади, перевозимой пассажиром, то обеспечение ее целостности и сохранности является обязанностью самого пассажира, т. е. перевозчик никакой ответственности за ручную кладь не несет.

Имущественную ответственность за несохранность груза железная дорога несет в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).

 

36.

 

 

 

 

 

.

 

ъю



Информация о работе Шпаргалка по "Страхованию"