Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
В рыночной экономике применяются различные виды и сочетания защиты от социальных, профессиональных и индивидуальных рисков утраты трудоспособности, места работы и здоровья: обязательное и добровольное социальное страхование (как коллективно-массовая форма защиты трудоспособного населения от социальных и профессиональных рисков), государственная социальная помощь (как государственно-попечительская форма защиты нетрудоспособного населения и нетрудозанятого населения) и частное страхование (как форма защиты граждан от индивидуальных рисков). Каждая из форм защиты призвана защищать население от различных по своей природе социальных, профессиональных и индивидуальных рисков, которое существенно различается по своим возможностям: физическому состоянию и здоровью, наличием работы, источникам доходов.
Введение
1. Действующая система обязательного социального страхования в РФ
1.1. Понятие системы обязательного социального страхования (ОСС) и ее современное состояние
1.2. Уровень и качество обязательного страхового обеспечения
1.3. Структура системы ОСС и основные направления ее осуществления
2. Общая характеристика законодательной базы обязательного социального страхования
3. Система обязательного социального страхования сегодня: проблемы и недостатки
3.1. Проблемы формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования
3.2. Родовые недостатки действующей системы ОСС
3.3. Деформация системообразующих базовых элементов обязательного социального страхования
4. Основные направления реформирования системы обязательного социального страхования
Заключение
Список литературы
Разгосударствление обязательного государственного социального страхования (ОГСС) означает ликвидацию монополии государства в этой сфере. Тем самым, во-первых, открывается простор для создания новых видов негосударственного социального страхования, которые сегодня втиснуты в ОГСС. В данном случае речь идет о формировании профессиональных, территориальных, корпоративных систем социального страхования. Это позволило бы решить проблему выплат досрочных пенсий для работников, занятых на тяжелых и вредных работах, а также проживающих в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями (территории Крайнего Севера).
Каждая из этих систем обеспечивала бы страхование специфических специальных и профессиональных рисков или особых профессиональных и социальных групп и слоев населения, которые не могут быть охвачены ОГСС.
Сегодня такие системы находятся или в зачаточном состоянии, или не развиты вообще.
Во-вторых, преодолевается стереотип представлений, что обязательное социальное страхование — это только государственное страхование. Развитие его негосударственных форм не только важный, но и необходимый момент формирования нового облика ОСС. Конечно, разгосударствление ОСС, формирование негосударственных его форм — это не скоропалительная акция, а длительный постепенный процесс. В качестве его первых шагов было бы целесообразно вывести из ОГСС страхование таких специфических рисков, как работа во вредных и опасных условиях; работа, дающая право на пенсию по выслуге лет; работа в неблагоприятных природно-климатических условиях; страхование несчастных случаев на производстве.
Вместе с тем ради объективности необходимо сказать, что декларации и робкие шаги в направлении разгосударствления системы ОСС властными структурами делаются В пенсионной реформе, реализация которой началась с 2002 г., был введен единый (базовый) минимальный уровень пенсионного обеспечения, гарантом которого выступает государство. Второй уровень обеспечивается за счет возврата к принципам обязательного социального страхования — страхование работника на случай старости, инвалидности, потери кормильца. Введена накопительная составляющая пенсионного обеспечения. Из системы ОГСС предлагается вывести страхование "досрочных" пенсий работников, занятых на производстве с особыми условиями труда, страхование несчастных случаев на производстве. Но пока все это осталось не реализованным.
Следует также обратить внимание на то, что постановка вопроса о разгосударствлении системы ОСС базируется не на умозрительных заключениях, а на реальных социально-экономических изменениях, происшедших в России в результате перехода к рыночной экономике.
И это в первую очередь относится к резкому сокращению возможностей государства по финансированию социальной сферы. Доля государственного бюджета в ВВП упала с 45,2% в 1992 г., до 27,8% в 2004 г. Прямым последствием таких изменений явилось отсутствие у государства достаточных ресурсов для обеспечения эффективной социальной защиты населения. И сегодня становится все более ясно, что без широкого развития страховых форм социальной защиты населения выйти из этого тупика невозможно.
Кроме того, важно изменение порядка формирования финансовой базы ОСС. Эти изменения должны в себя включать:
а) возвращение к практике уплаты страховых взносов, отмены ЕСН и плоской шкалы налогообложения;
б) обеспечение полной автономности и независимости бюджетов фондов обязательного социального страхования от государственного бюджета. Должны быть созданы условия для долговременного баланса доходов и расходов фондов ОСС, его финансовая система должна восстановить свойство достаточности собственных финансовых ресурсов;
в) повышение размера страховых выплат до уровня, обеспечивающего воспроизводство индивида при наступлении страхового случая. Другими словами, речь идет о преодолении чрезвычайно низкого уровня страховой защиты.
Реализация этого требования предполагает необходимость законодательного закрепления размеров и пропорций ВВП, направленных на нужды социального страхования. По оценкам экспертов эта доля в 2007-2010 гг. должна составлять 10-12% ВВП, а в 2011-2015 гг.— порядка 13-15% ВВП, или в 2 раза больше существующих объемов и пропорций.
Процесс формирования нового облика системы ОСС, по-видимому, займет несколько лет, так как имеется ряд социально-экономических ограничений. В их число входят:
• низкий уровень оплаты труда;
• низкая доля расходов на социальное страхование (порядка 8% от ВВП, в то время как в развитых странах эта доля составляет 25%);
•
политическая ситуация. Реформирование
социального страхования
• препятствием к проведению реформ является менталитет россиян, в том числе и властных структур, которым свойственен взгляд на государство как на единственного защитника их социальных прав (по результатам опроса ВЦИОМ так считают 94% опрошенных)9.
Таким образом, созданная в России система ОСС еще молода. И хотя в своем нынешнем виде она не отвечает тем задачам, которые должна решать, но как ее формирование, так и потенциальные возможности далеко не исчерпаны. Она в состоянии сформировать, что подтверждает опыт индустриально развитых стран, надежную финансовую основу. Это подтверждает и наш собственный опыт, при всей непоследовательности в действиях правительства.
Сформированные в первые годы рыночных реформ финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Было бы неправильным недооценивать возможности социального страхования и в повышении ответственности работника за собственное материальное обеспечение при наступлении страхового случая, и в приобщении к социальной защите работодателей.
В заключении работы следует отметить, что возможности формирования облика системы ОСС, базирующейся на подлинно страховых принципах, далеко не утрачены. Наличие развитой системы негосударственного социального страхования позволит сделать реальные шаги по разгосударствлению социального страхования, ликвидации монополии обязательного государственного социального страхования, по созданию возможности альтернативного страхования в целях расширения объема и качества предоставляемых страховых услуг. Поэтому вопрос о разгосударствлении социальной сферы носит не только тактический, но и стратегический характер.