Реформы в сфере социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:32, реферат

Описание работы

Социальное страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях ( например, санаторно – курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.). Социальное обеспечение народа во всех государствах – одна из важнейших задач парламентов и правительства. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма. Материальную базу осуществления этих прав составляет Фонд социального страхования.

Работа содержит 1 файл

реформы в сфере соц страхования.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Факультет экономики и управления

Кафедра государственные и муниципальные финансы 
 
 
 

 «РЕФОРМЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ» 
 
 
 
 

Проверил                                                                                       Долгих Ю.А.

Выполнил                                                                                    Коромыслов И.Н.

Группа                                                                                            ЭУ-56131 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010 
 

Фонд  социального страхования. 

          Социальное страхование – один  из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях ( например, санаторно – курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.). Социальное обеспечение народа во всех государствах – одна из важнейших задач парламентов и правительства. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма. Материальную базу осуществления этих прав составляет Фонд социального страхования. Фонд государственного социального страхования начал действовать с 1 января 1991 г. в настоящее время Фонд государственного социального страхования РФ действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово – кредитное учреждение1.

          Фонд социального страхования  РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго  целевым фондом. Он создан в  целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования. Положение о Фонде  социального страхования РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Отделения данного фонда созданы во всех субъектов Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.). управление фондом государственного социального страхования РФ возложено на правление фонда и его председателя. председатель Фонда социального страхования РФ и его заместители назначаются Правительством РФ.

          Фонд государственного социального страховании РФ выполняет следующие функции:

  1. концентрация денежных средств государства на социальное страхование,
  2. обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям,
  3. оплату путевок на санаторно – курортное лечение работников,
  4. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования,
  5. частное финансирование санаториев – профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

          Фонд государственного страхования  РФ – централизованный фонд  денежных ресурсов общегосударственного  назначения. Создается страховым  методом с обязательным участием  средств предприятий и организаций  и лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и санаторно – курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

          Источниками образования фонда  являются:

  1. взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога по установленным ставкам,
  2. средства государственного бюджета ( в форме дотаций),
  3. доходы от налогов, предусмотренных социальными налоговыми режимами,
  4. частичная уплата путевок в санатории и дома отдыха,
  5. прочие поступления.

          Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 г. вносят взносы в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере. Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляют по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и Федеральную налоговую службу.

          Средства Фонда социального страхования  РФ используются на следующие  цели:

  1. на выплату пособий по больничным листам, а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%,
  2. финансирование санаторно – курортного обслуживания трудящихся,
  3. частичное финансирование содержания санаториев -  профилакториев и оздоровительных детских лагерей,
  4. выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся,
  5. финансирование исполнительной дирекции фонда.

          До 1994 г. система социальных пособий  и комиссионных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат. С 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

  1. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет,
  2. пособие по беременностям и родам,
  3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности,
  4. единовременное пособие при рождении ребенка,
  5. единое ежемесячное пособие на ребенка.

          Компенсационные выплаты лицам,  состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда. Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по мечту жительства. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом. Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

    Фонд  социального страхования РФ ощутил влияние финансового кризиса, связанное  с сокращением производства, переходом  ряда предприятий на неполный рабочий день, задержками по выплате заработной платы, ростом безработицы, уже в конце прошлого года. Снизились на 8,3 млрд. руб. доходы бюджета Фонда, текущий дефицит средств в части обязательного социального страхования составил 33,3 млрд. руб. Бюджет 2008 года удалось сбалансировать за счет остатков средств.

    В связи с изменившейся экономической  ситуацией были внесены корректировки  в бюджет Фонда на 2009 год. Законопроект о внесении изменений в бюджет Фонда на 2009 год уже принят Государственной  Думой и одобрен Советом Федерации. В нем предусмотрено снижение доходов бюджета Фонда на 2009 год на 30,1 млрд. рублей (на 15%) и расходов на 33,1 млрд. рублей (на 7,4%). В целом доходы составят 415,0 млрд. рублей, расходы 414,1 млрд. рублей. Такое изменение доходов и расходов бюджета Фонда вызвано снижением макроэкономического прогноза по фонду заработной платы на 17%.

    В условиях значительного сокращения доходов Фонд принял меры по снижению более чем на 1,0 млрд. рублей текущих  расходов, которые не затрагивают интересы застрахованных, а именно - расходы на содержание аппарата, на капитальные вложения и другие.

    Принятие  решения по совершенствованию обязательного  социального страхования, усилению страховых принципов, разделению источников финансирования страховых и не страховых  расходов сможет положительно решить ряд вопросов, характерных для  системы обязательного социального страхования. Прежде всего, переход на уплату страховых взсносов позволит определить предельную величину базы для начисления страховых взносов за каждое застрахованное лицо, что обеспечит переход на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере, зависящем от застрахованного заработка, т.е. это будет реальное страхование заработка работника. В этом случае не будет необходимости в установлении максимального размера пособия.

    Предполагается, что за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование застрахованным работникам будут производиться выплаты только страхового характера: пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и социальное пособие на погребение. Также предусматривается введение единого порядка расчета пособий для всех застрахованных. Работающие в организациях, применяющих специальные режимы налогообложения, также получат нормальное страховое обеспечение.

    Переход в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного  медицинского — на страховые принципы прошел практически незаметно.  Пожалуй, лишь профессиональное сообщество в полной мере понимает, что теперь страховое обеспечение застрахованных граждан осуществляется только за счет страховых взносов, иными словами, ресурс для выплат ограничивается суммой поступлений страховых взносов. Вероятно, именно поэтому обнародованные цифры дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ и меры по его устранению вызвали в обществе некоторый резонанс. Галина Николаевна КАРЕЛОВА, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам

    За  два последних года произошла  заметная «разбалансировка» бюджета  Фонда социального страхования  РФ. Его дефицит сегодня составляет более 75 млрд руб. И чтобы выплачивать  пособия всем, кто имеет на них  право, в 2011 году фонду необходимо  ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.

    Чтобы понять причины дефицита бюджета  ФСС, стоит вспомнить, что с переходом  на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений:  как и прежде, она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие  статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России, сегодня Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит — 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному страхованию, которые будут соответствовать  новым принципам его работы.

    Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный  закон "О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", принятый Госдумой 24 ноября 2010 г и одобренный Советом Федерации 1 декабря. Об этом сообщила сегодня пресс-служба Кремля.

  Закон предусматривает утверждение параметров бюджета Фонда социального страхования  РФ /ФСС/ на 2011-2013 гг.

  Доходы  бюджета ФСС прогнозируются на 2011 г в сумме 458 млрд 819,5 млн руб, в  том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 311 млрд 087,3 млн руб; на 2012 г - 500 млрд 984,8 млн руб, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 342 млрд 058,3 млн руб; на 2013 г - 552 млрд 573,6 млн руб, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 378 млрд 578,6 млн руб.

  Расходы бюджета ФСС предусмотрены на 2011 г в сумме 456 млрд 874,6 млн руб, из них по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 311,055 млрд руб /или 68,1 проц от общих расходов/, по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 63 млрд 306,9 млн руб /или 13,9 проц от общих расходов/; на 2012 г - 496 млрд 832,4 млн руб, из них по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 341,724 млрд руб /или 68,8 проц от общих расходов/, по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 67 млрд 857,7 млн руб /или 13,7 проц от общих расходов/; на 2013 г - 545 млрд 056,2 млн руб, из них по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 376 млрд 927,9 млн руб /или 69,3 проц от общих расходов/, по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 73 млрд 154,3 млн руб /или 13,4 проц от общих расходов/.

Информация о работе Реформы в сфере социального страхования РФ