Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа
Современная экономика России закрепляет приоритетность развития страхования. Оно выступает неотъемлемым элементом мирового и национального хозяйства, обеспечивающим всестороннюю защиту интересов граждан. Рационализация построения страховых отношений оказывает прямое содействие внедрению инновационных разработок в области медицины, стабилизации и дальнейшему экономическому развитию.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Медицинское страхование: понятие и виды…………………………………...5
2. Порядок формирования и использование фондов обязательного медицинского страхования. ……………………………………………………………………….10
3. Модели обязательного медицинского страхования ………………………….18
4. Медицинское страхование зарубежных стран. ……………………………….23
5. Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в России.…28
Заключение. ………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………...38
Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за объемом страховых взносов на данной территории, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным среднедушевым нормативом страховщикам (страховым медицинским организациям), осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке отчисляют финансовые средства в территориальный фонд.
Деятельность территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным директором. Состав правления утверждается законодательным органом власти субъекта Российской Федерации, председатель избирается правлением. Исполнительный директор утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ по согласованию с правлением территориального фонда. Должность исполнительного директора Территориального фонда ОМС Забайкальского края занимает Арефьев Григорий Никитович.
Контроль
за деятельностью ТФОМС
В
системе обязательного
В 2009 году система ОМС пережила серьезные испытания, связанные с экономическими трудностями, которые сказались на ее доходах. Но благодаря своевременно принятым решениям Правительства РФ по оказанию финансовой поддержки Федеральному фонду ОМС все территориальные фонды получили предусмотренные Федеральным законом о бюджете ФФОМС дотации, составляющие 85,7 млрд. рублей. Кроме того, территориальные фонды получили из федерального бюджета компенсацию в связи с сокращением их доходов. Все эти шаги направлены на то, чтобы не снижать социальные гарантии гражданам России.
3. Модели обязательного медицинского страхования.
Закон
«О медицинском страховании
Учитывая,
что территориальные фонды
Разобщенность у власти и неоднозначность трактовки отдельных законодательных актов по ОМС породили все многообразие методов и форм организации системы обязательного медицинского страхования в различных субъектах Российской Федерации, некоторые из которых прямо противоречат действующему законодательству.
В настоящее время, в зависимости от местных особенностей, от степени готовности территории, условий финансирования, уровня материально-технического оснащения здравоохранения данной территории вырисовываются шесть организационно-функциональных моделей взаимодействия элементов системы обязательного медицинского страхования (рис. 1) [19]:
1-я модель – здесь взаимодействуют территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщика и страховые медицинские организации. Данную модель можно отнести к смешанной форме, т.е. фондово-страховая модель;
2-я модель – взаимодействуют ТФОМС, филиалы ТФОМС и страховые медицинские организации;
3-я модель – взаимодействуют ТФОМС и страховые медицинские организации;
2-я и 3-я модели полностью соответствуют Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», где функции страховщика выполняет только страховая медицинская организация, и являются страховой формой.
4-я модель – взаимодействуют ТФОМС, филиалы ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщика. Такая модель является формой страховых фондов, когда страхование осуществляется только самим территориальным фондом и его филиалами и составляет как бы часть первой модели;
5-я модель – взаимодействуют ТФОМС и филиалы ТФОМС, не осуществляющие функции страховщика;
6-я модель – работает только территориальный фонд обязательного медицинского страхования, не выполняющий функции страховщика. В данном случае фонд ОМС выполняет только бюджетную функцию, т.е. перечисление определенных объемов собранных средств в медицинские учреждения;
5-ю и 6-ю модели можно отнести к фондовой, или бюджетно-фондовой форме, т.е. когда обязательное медицинское страхование не осуществляется и фонд выполняет только финансово-кредитную функцию, аналогичную местному бюджету и направленную только на финансирования здравоохранения в рамках имеющихся средств.
Можно
с уверенностью сказать, что процессы оптимизации системы
Каждая из этих двух основных организационных форм имеет свои преимущества и недостатки (сравнительный анализ приведен в таблице).
|
Бюджетно-фондовая модель хорошо вписывается в общую схему управления бюджетными средствами, привычна для региональных органов финансирования и управления здравоохранением и легко контролируется. Но эта модель не учитывает случайные колебания уровня заболеваемости и не позволяет оперативно маневрировать финансовыми резервами для покрытия случайных, но неизбежных отклонений от запланированных величин. В этой модели финансируются сметные расходы медицинской организации, а не лечение конкретных граждан.
Действующая смешанная модель ОМС благодаря финансированию медицинских организаций через оплату медицинской помощи каждому обратившемуся за ней застрахованному реально защищает права граждан в сфере здравоохранения.
Трудно отдать предпочтение той или иной модели обязательного медицинского страхования, т.к. все субъекты Российской Федерации, находясь в различной экономической ситуации, выбирают ту модель реализации закона, которая, по их мнению, в большей степени соответствует их условиям. Ученые-экономисты и организаторы здравоохранения наиболее эффективной признают смешанную модель ОМС, при которой до лечебно-профилактических учреждений доходит почти 99% средств обязательного медицинского страхования – что значительно больше, чем при использовании других моделей. Такое положение дел объясняется, прежде всего, тем, что в этой модели ОМС возможна конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Однако
Россия и по сей день остается единственной
страной, где средства, направленные на
финансирование здравоохранения, проходят
сначала через фонды, а затем через страховые
компании. В развитых странах административный
аппарат имеет лишь одно из этих звеньев.
У нас же в соответствии с законом эти
организации дублируют друг друга и во
многом взаимозаменяемы.
4. Медицинское страхование зарубежных стран.
В настоящее время большинство стран для финансирования национального здравоохранения использует три основных источника: средства доходов фирм, средства внебюджетных обязательных платежей и средства бюджета.
Как правило, если основными являются средства граждан, доходы предприятий, организаций и страховых компаний, то система финансирования определяется как система частного финансирования.
В случае выделения специального обязательного внебюджетного платежа, поступающего во внебюджетные фонды (больничные кассы, организации общественного здоровья, страховые организации), система финансирования называется страховой, или системой Бисмарка.
Если государство направляет часть бюджетных средств на оплату медицинских услуг для всех своих граждан, такая финансовая система называется государственной, или системой Бевериджа.
При
этом форма собственности
В Европе механизм обеспечения доступности медицинской помощи действует на законодательной основе вот уже более 150 лет (например, система Бисмарка в Германии). А в нашей стране со времени принятия Закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» прошло уже много времени, и за все это время предпринимаются постоянные попытки его изменить. Поэтому, очень полезным для России является опыт некоторых зарубежных стран, в которых медицинское страхование представляет собой достаточно устоявшуюся развитую систему. Прежде всего, это Германия, Австрия, Нидерланды и Франция. Во всех этих странах, несмотря на значительные различия в организационных деталях, медицинское страхование строится на некоторых единых принципах.
Во-первых,
существует четкое разделение функций
производителя, покупателя и потребителя
специфического товара – медицинской
услуги. Этот же принцип разделения
существует и в таких странах,
как Великобритания и Швеция, в
которых преобладает
Информация о работе Развитие медицинского страхования в России в новых экономических условиях