Пенсия за выслугу лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение назначения пенсии за выслугу лет.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть размер пенсии за выслугу лет;
кому предоставляется право на пенсию за выслугу лет;
основания для возникновения права на пенсию за выслугу лет.

Содержание

Введение 1
Понятие пенсии за выслугу лет 2
Основания для возникновения права на пенсию за выслугу лет 4
Размер пенсии за выслугу лет 5
Стаж государственной службы 8
Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям 12
Надбавки к пенсии за выслугу лет 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Пенсия за выслугу лет.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Пенсия  за выслугу лет

Содержание

 

Введение

      Право социального обеспечения как  самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

      В конце 60-х годов еще велись научные  дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. Нормы системы социальной защиты населения служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

      Общественные  отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

      Актуальность  данной контрольной работы заключается  в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

      1 декабря 2007 года было вновь  реформировано законодательство  о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

      Целью данной контрольной работы является рассмотрение назначения пенсии за выслугу лет.

      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть  размер пенсии за выслугу лет;
    • кому предоставляется право на пенсию за выслугу лет;
    • основания для возникновения права на пенсию за выслугу лет.

Понятие пенсии за выслугу  лет

      Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж часто именуется «выслугой», «стажем творческой работы» и т.п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается точного разграничения этих двух видов пенсий.

      Пенсии  за выслугу лет введены не для  всех работников, а лишь для отдельных категорий. Они устанавливались в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников просвещения, здравоохранения, летного состава, кадровых военнослужащих вводились на рубеже 30-х годов, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина -- стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

      В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для  установления пенсии за выслугу лет. Не было их и в ранее действовавшей  Конституции. Теоретически введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д. Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет типичны для кадровых военных, работников различных правоохранительных органов, летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторых работников транспорта (водителей локомотивов, судоводителей).

      В России пенсия за выслугу лет для  ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости (например, для кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и т.д.). Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше (работники просвещения, здравоохранения, артисты и др.).

      Обычно  пенсия за выслугу лет назначается  при полной выслуге. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения.

      Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу  лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых  одинакова.

 

      

Основания для возникновения  права  на пенсию за выслугу лет

      Основанием для возникновения права на пенсию за выслугу лет служит сложный завершенный фактический состав, представленный следующими фактами:

    1. стажем государственной службы не менее 15 лет;
    2. увольнением с государственной службы по одному их следующих обстоятельств:
    • в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством;
    • в связи с прекращением своих полномочий лицами, замещающими государственные  должности Российской Федерации, утверждаемые в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий этих лиц;
    • в связи с достижением предельного возраста, установленного Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности федеральной государственной службы (достижение возраста 65 лет для судей Конституционного Суда РФ;
    • в связи с обнаружившимся несоответствием замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
    • по собственному желанию.

 

Размер  пенсии за выслугу  лет

      Пенсия  за выслугу лет, независимо от основания  для ее назначения является трудовой пенсией. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок.

      Практика  расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется на основе заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается до определенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).

      Размер  пенсий за выслугу лет составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.

      Как уже отмечалось, пенсии за работу в  летном и летно-испытательном составе  могут устанавливаться при неполной выслуге. В таких случаях пенсия уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

      Для работников, занятых на подземных  и открытых горных работах, сделано изъятие в части определения размера пенсии: всем таким гражданам, имеющим право на пенсию, ее размер составляет 75% заработка.

      Дополнительное  правило введено для летчиков-испытателей I класса: их пенсия, исчисленная по общим правилам, повышается на 10%, однако во всех случаях ее размер не может превышать 75% заработка. Минимальный и максимальный размеры пенсий за выслугу лет такие же, как и пенсии по старости. Эти размеры повышаются за выслугу сверх необходимой в таком же порядке, как и при исчислении пенсии по старости.

      Максимальный  размер пенсии для летного состава установлен на уровне не трех, а трех с половиной максимальных размеров пенсии по старости. Для летчиков-испытателей I класса максимум пенсии за выслугу лет вообще не установлен.

      Особый, повышенный максимальный размер пенсии введен с 1 мая 1999 г. для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ (ред. от 04.12.2007)(с изм. и доп., вступившими в силу с 16.12.2007)). Он определен на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране. В таком максимальном размере пенсия устанавливается членам летных экипажей, в том числе тем из них, которым она назначена до 1 мая 1999 г.

      Правительство РФ 7 сентября 1999 г. утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет (в него включены пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты различных наименований), а также Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

      Согласно  Правилам, при расчете повышения  максимального размера учитывается выслуга, выработанная лишь непосредственно в должностях членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (т. е. выслуга, которая подсчитывается в зависимости от налета часов), иная работа не принимается во внимание.

      Величина  повышения максимального размера  определяется так: разница между  размером пенсии (с учетом повышения пенсии в соответствии с законодательством) в пределах 2,2 среднемесячного заработка в стране и суммой пенсии, равной 3,5 минимального размера пенсии по старости (с учетом надбавок и компенсационной выплаты) умножается на отношение среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем году от работодателей -- организаций, использующих труд членов летных экипажей, к сумме средств, необходимых для финансирования максимального размера пенсий пенсионеров из числа указанных лиц на начало выплатного периода. Это отношение рассчитывается ежеквартально Пенсионным фондом РФ.

      Для тех граждан, выслуга которых  составляет 20 лет (полная выслуга), размер пенсии равен 50% заработка (соответствующих сумм денежного довольствия); за каждый полный год выслуги свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 3% заработка, но не более чем до 85% заработка. Отличие здесь в том, что исходный размер не 55, а 50% заработка; увеличение за каждый полный год выслуги сверх требуемой составляет не 1, а 3% заработка, и предельный размер пенсии не 75, а 85% заработка.

      Выше  отмечалось, что в соответствии с  Законом О трудовых пенсиях в  Российской Федерации, при отсутствии выслуги 20 лет право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет военная служба, служба в органах внутренних дел. Размер пенсии таких граждан составляет 50% заработка плюс один процент заработка за каждый полный год стажа свыше 25 лет.

 

Стаж  государственной  службы

      Стаж  государственной службы – это  суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера данной пенсии.

      В стаж государственной службы засчитываются  следующие периоды государственной службы (в том числе и на выборных должностях)

    1. До введения в действие Свободного перечня государственных должностей Российской Федерации и Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих:
    • в Администрации Президента РФ, государственных органах (органах) Президента РФ, государственных органах (органах) при Президенте РФ;
    • в Совете Безопасности РФ и его аппарате;
    • в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете РФ, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в органах народного контроля;
    • в Правительстве РФ и его аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах РФ и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве РФ и при федеральных органах исполнительной власти;
    • в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде  РФ, высшем Арбитражном Суде РФ, федеральных судах (судах, государственном арбитраже), а также в Прокуратуре РФ (органах Прокуратуры) и их аппаратах;
    • в Центральной избирательной комиссии РФ и ее аппарате;
    • в Счетной палате РФ и ее аппарате;
    • другое.
    1. После введения в действие Свободного перечня и Реестра:
    • на государственных должностях, предусмотренных Реестром;
    • в территориальных органах федеральных органов государственной власти;
    • в органах государственной власти субъектов РФ;
    • в органах местного самоуправления.
    1. В органах государственной власти и управления СССР:
    • в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в  аппаратах президентов других союзных республик;
    • в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР,  Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советах народных депутатов (Совет депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Совет депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Совет депутатов трудящихся);
    • в министерствах и ведомствах СССР до ликвидации этих учреждений;
    • в советах народного хозяйства всех уровней;
    • в международных организациях за рубежом;
    • в постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;
    • другое.

Информация о работе Пенсия за выслугу лет