Организационно-правовые формы страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

Содержание

Введение 3
1. Организация страхования 4
1.1 Организационно-правовые формы страхования 5
1.2 Меры государственного регулирования страховой
деятельности 6
2. Функции страхования 9
3. Классификация страхования 11
3.1 Формы страхования 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

распечатать.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

       Введение                                                                                                     3       

1. Организация страхования                                                                     4          

1.1 Организационно-правовые формы страхования                          5          

1.2 Меры государственного  регулирования страховой                                

 деятельности                                                                                    6       

2. Функции страхования                                                                           9       

3. Классификация страхования                                                               11          

3.1 Формы страхования                                                                        12       

Заключение                                                                                                14       

Список  литературы                                                                                  15  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение        

Экономическая сущность страхования состоит в  предоставлении страховой защиты. Страховую  защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные  опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной  стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами  жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей  в обеспечении названных интересов.        

Важнейшим условием нормальной жизнедеятельности  человека является непрерывность и  бесперебойность. Но многовековой опыт человечества показывает, что процесс  общественного производства прерывается  или нарушается в результате разрушительного  воздействия стихийных сил природы  или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций. В данной ситуации объективно действует рискованный  характер, а фактор риска вызывает потребность в страховании. Благодаря  страхованию любой вид человеческой деятельности защищен от случайностей.        

Из  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений. Своеобразие этих отношений как  экономической категории, заключается  в том, что страхование является категорией, находящейся в подчиненной  связи с категорией финансов.       

Страхование, как и финансы, обусловлено движением  денежной формы стоимости при  формировании и использовании соответствующих  целевых фондов денежных средств  в процессе распределения и перераспределения  денежных доходов и накоплений. В  настоящее время тема страхования  является весьма актуальной.  
       

 

1. Организация страхования.        

Главной принципиальной чертой организации  страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Конкуренция, как правило, относится к добровольному страхованию.        

Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования - в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.       

Конкуренция во всех сферах — главное условие перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип — необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом и экономическом фундаменте.       

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме соцстрахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.        

1.1 Организационно-правовые  формы страхования.       

Наряду  с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной  организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.). Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо.       

Учредителями  страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные.        

В страховании существует особая форма  создания страховой организации  в виде общества взаимного страхования (ОВС). Уходящие корнями в историческое прошлое, общества взаимного страхования в силу специфики организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования — такая организационная форма страховой защиты, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества, то есть это объединение страхователей в целях обеспечения взаимопомощи. Ему в меньшей степени присуща коммерческая направленность, чем акционерному или частному страхованию.       

Одной из форм коммерческого сотрудничества страховых организаций является совместное страхование (соцстрахование). В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания — оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.        

1.2 Меры государственного  регулирования страховой деятельности.        

Государственное регулирование является необходимым  элементом и принципом организации  страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования  является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.       

В систему мер государственного регулирования  входят следующие:       

1. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

  • форму лицензии и ее реквизиты;
  • требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
  • перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
  • порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
  • порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

 

       За  выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.        

2. Контроль за обеспечением финансовой  устойчивости страховщиков.       

Основные  факторы финансовой устойчивости страховой  компании:

  • достаточный собственный капитал;
  • размер обязательств (включая технические резервы);
  • размещение активов;
  • портфель рисков, переданных в перестрахование;
  • тарифная политика.

 

       3. Разработка форм и порядка  статистической отчетности и  контроль за своевременным представлением  финансовой отчетности страховых  организаций.        

4. Налогообложение страховщиков и страхователей.        

5. Другие меры государственного  регулирования страховой деятельности.        

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора(ФССН) Министерства финансов РФ.        

Основными функциями этого органа являются:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков)страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

 

       Регламентированные  права ФССН состоят в следующем:

  • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
  • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
  • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
  • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции  страхования.       

Выделяют  следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:       

Рисковая  функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков — случайных событий, ведущих к потерям. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования. Данная функция отражает основное назначение страхования — защиту от рисков.       

Инвестиционная  функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики. Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям. Объем инвестиций страховых компаний в мире составляет около 19 трлн. долларов США. Во второй половине ХХ века в странах с развитым страхованием доход, получаемый страховыми компаниями от инвестиций, стал преобладать над доходом, получаемым от страховой деятельности.       

Информация о работе Организационно-правовые формы страхования