Обязательное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Страхование - это стабилизирующий фактор экономического развития, имеющий большую социальную значимость. Основная идея страхования заключается в том, что благодаря распределению убытков, возникающих у одного лица, между множеством лиц потери для каждого из них в отдельности "едва ощутимы, а положение пострадавшего восстанавливается быстро и достаточно полно". При осуществлении страхования гражданской ответственности лицо стремится уменьшить свои расходы по возмещению убытков.

Работа содержит 1 файл

обязательное страхование.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     - добивается выравнивания жизненного  уровня различных социальных  групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

     Действующая система социального страхования  России, как и любая иная система, определенным образом структурирована. Она включает в себя следующие направления обязательного социального страхования.

     Пенсионное  страхование, которое осуществляет страхование от риска материальной необеспеченности в связи с прекращением трудовой деятельности по старости, инвалидности, потере кормильца. В качестве страховщика в данном виде страхования выступает Пенсионный фонд России (ПФР);

     Страхование временной нетрудоспособности, именуемое как "социальное страхование". Это не совсем корректное название, но так сложилось исторически. Данный вид страхования страхует от риска материальной необеспеченности в случае временного выпадения из трудового процесса по болезни, беременности, родам и т. д.

     Роль  страховщика выполняет Фонд социального  страхования (ФСС РФ).

     Обязательное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этом случае страхуется риск материальной необеспеченности в связи с невозможностью участвовать в трудовом процессе из-за производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение, реабилитацию, протезирование и т. д.;

     Страховщик  - Фонд социального страхования Российской Федерации;

     Обязательное  медицинское страхование, которое оно осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности (ФФОМС).

     В качестве страховщика здесь выступают  федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     Организационно  эти три направления обязательного  социального страхования представлены тремя государственными внебюджетными страховыми фондами: Пенсионным, Социальным и фондами обязательного медицинского страхования. В свою очередь, для каждого фонда законодательно установлены виды социальных и профессиональных рисков, подлежащие страхованию каждым из этих фондов, а также размеры тарифов по уплате страховых взносов для каждого из этих фондов.6

     2.4. Обязательное пенсионное  страхование 

     С учетом экономической и демографической  ситуации с 2002 года  в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.

     Начиная с 2005 года действует следующая схема распределения взносов:

  • для граждан 1967 года рождения и моложе
 
  Базовая часть Страховая часть Накопительная часть
до 2008 года 6 % 10 % 4 %
с 2008 года 6 % 8 % 6 %
 
     
  • для граждан 1966 года рождения и старше
 
      Базовая часть Страховая часть
      6 % 14 %

      

     Базовая часть предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

     Страховая часть пенсии непосредственно зависит  от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно. Страховая часть на сегодняшний день 8%. Эти средства тоже выплачиваются сегодняшним пенсионерам. Но для каждого из работающих сейчас заведен свой Лицевой пенсионный счет. Он содержит информацию о нашей трудовой деятельности и отчисляемых страховых взносах, т.е. эти средства фактически записаны за каждым из работающих. Получается, что каждый работающий накапливает на своем Лицевом пенсионном счете долговые обязательства государства. Когда работник выйдет на пенсию, государство будет выплачивать ему определенную сумму, размер которой зависит от заработной платы работника. Официальное название этих обязательств – «пенсионный капитал». Он ежегодно индексируется Правительством РФ.

     Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии.

     Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе  лицевого пенсионного счета специальную накопительную часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и могут выбирать кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.

     Законодательно  застрахованным лицам предоставлено  право выбора:

     - формировать накопительную часть  трудовой пенсии  в Пенсионном  фонде РФ и при этом выбрать  управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;

     - формировать накопительную часть  трудовой пенсии  в Пенсионном  фонде РФ и отказаться от  выбора управляющей компании. В  этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК);

     - отказаться от услуг ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (НПФ);

     - отказаться от услуг НПФ и  перевести формирование накопительной  части трудовой пенсии обратно  в ПФР; 

     В настоящее время сформирована следующая  структура управления средствами пенсионных накоплений:

     1) Пенсионный фонд РФ – формирует  накопительную часть трудовой  пенсии, организует процесс инвестирования  путем заключения договоров доверительного  управления с управляющими компаниями  и с государственной управляющей компанией;

     2) негосударственные пенсионные фонды  – формируют накопительную часть  трудовой пенсии, организуют процесс  инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями;

     3) государственная управляющая компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей компании;

     4) управляющие компании (УК) – инвестируют средства пенсионных накоплений;

     5) специализированный депозитарий  – осуществляет контроль за  соответствием деятельности управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах  и некорректных действиях; ведёт учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;

     6) брокеры – предоставляют брокерские  услуги управляющим компаниям по приобретению разрешенных активов.

     Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.  

     2.5 Обязательное государственное личное страхование 

     Современная система обязательного государственного личного страхования отдельных категорий государственных служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

     В современной России страхование как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества.

     Обязательное  государственное личное страхование  является особой формой страхования. Оно проводится с целью обеспечения социальных интересов граждан и государства и представляет собой отношения по защите имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем застрахованных лиц. Речь идет о ситуациях, когда компенсация понесенного ущерба представляет общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную необходимость.

     Эта форма страхования устанавливается  законом и осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

     По  своей юридической природе обязательное государственное страхование жизни и здоровья отдельных категорий граждан представляет собой гражданско-правовое обязательство. Оно осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании государственными страховыми организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Тем самым обеспечивается правовое равенство субъектов страховых правоотношений - страховщиков, которыми, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признаются "юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензии на осуществление страховой деятельности".

     Размеры страхового тарифа по данному виду страхования устанавливаются страховщиками по согласованию со страхователями и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики.

     Законодательной основой обязательности в страховании  являются часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 927, 935-937 и 969) и Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.97г. № 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Кроме этих основополагающих законодательных актов, особенности проведения обязательного государственного личного страхования различных категорий граждан регулируются и другими законами.

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" появление каких-либо норм об обязательном страховании связано с вступлением в силу конкретного закона, реализующего право определенных лиц на страховую защиту либо устанавливающего условия проведения обязательного страхования и обязанность страхователя заключать договор страхования.

     В настоящее время действующим  законодательством предусмотрено  обязательное государственное личное страхование за счет средств соответствующего бюджета более 20 категорий российских граждан, чья жизнь и здоровье подвергаются возможному риску.

Информация о работе Обязательное страхование