- выплату пособий:
по временной нетрудоспособности, по беременности
и родам; социального пособия на погребение
и т.д.
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
- оплату путевок
на санаторно-курортное лечение и отдых
работников и членов его семей, лечебное
питание, оплату в санаторно-курортные
учреждения;
- частичное
содержание санаториев, профилакториев,
частичное финансирование мероприятий
по внешкольному обслуживанию детей.
Контроль
страхователей осуществляется в
соответствии с методическими указаниями
по проведению документальных ревизий
(проверок) страхователей органами
контрольно-ревизионной службы Фонда
социального страхования РФ, утвержденными
постановлением Фонда. Также социальное
страхование регулируется рядом других
нормативных актов : Постановление конституционного
суда РФ №18-П от 23.12.99 , Федеральный закон
РФ №36-ФЗ от 22.02.1999 г.(в ред. От 25.10.1999 г.)
и др.
2. Медицинское
страхование (закон РФ от 28.06.1991г.
«О
медицинском страховании в РФ»).
Действующие законодательство устанавливает:
- обязанность
страховщика организовать медицинскую
помощь (ст. 15 Закона о медстрахе);
- права и обязанности
страхователя (ст. 9 Закона о медстрахе);
- жесткий порядок
уплаты страховых взносов в Фонд обязательного
медицинского страхования и жесткого
определения размера страхового взноса
(ст. 5 Закона о медстрахе; 3,6% от размера
средств, направляемых на оплату труда
обязательное наличие страхового медицинского
полиса);
- применение
централизованно утверждаемых Типовых
правил обязательного медицинского страхования
обязательные условия договора медицинского
страхования (ст.5 Закона о медстрахе);
- порядок лицензирования
деятельности медицинских страховых организаций
(ст. 16 Закона о медстрахе).
В 2001 году
средства бюджета Фонда будут
расходоваться на следующие цели:
-выравнивание
финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования в рамках
базовой программы обязательного
медицинского страхования, включая
нормированный страховой запас;
-выполнение
целевых программ оказания медицинской
помощи по обязательному медицинскому
страхованию;
в том
числе:
- охрана
материнства и детства;
- компьютеризация
системы обязательного медицинского
страхования;
- мероприятия
по подготовке и переподготовке
специалистов для системы обязательного
медицинского страхования;
- научные
исследования в области обязательного
медицинского страхования;
- проведение
региональных совещаний и конференций;
- международное
сотрудничество по вопросам обязательного
медицинского страхования;
- информационно-публицистическая
деятельность;
- содержание
Фонда.
Регламентируется также медицинское
страхование и рядом инструкций
и постановлений: Инструкция «О порядке
взимания и учета страховых взносов на
обязательное медицинское страхование»,
утверждена Постановлением Правительства
РФ №1018 от 11.10.1993 г.41; Постановления
Правительства РФ №1139 от 06.10.1994 г., №9 от
05.01.2000 г. и др.
3.Страхование
от несчастных случаев на производстве
(Федеральный закон РФ №125-ФЗ
от 24.07.1998 «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний»), хотя это страхование и
относится к социальному, но оно регламентируется
и регулируется отдельными нормативными
актами. Страхователями в данном виде
обязательного государственного страхования
являются юридические лица и физические
лица , нанимающие лиц , подлежащих обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. Объектом страхования в данном
случае будут являться имущественные
интересы физических лиц, связанных с
утратой этими физическими лицами здоровья,
профессиональной трудоспособности либо
их смертью вследствие несчастного случая
на производстве или профессионального
заболевания. Обязательному страхованию
подлежат:
- граждане
РФ, лица без гражданства и иностранные
граждане (если международными договорами
не предусмотрено иное) , работающие
на основании трудового договора , заключенного
со страхователем , либо выполняющие работу
на основании договоров гражданско-правового
характера (подряда , поручения , возмездного
оказания услуг и др.) , заключенного со
страхователем, если этим договором гражданско-правового
характера предусмотрена уплата страховых
взносов на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
- физические
лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые
с труду страхователем. Страховые выплаты
указанным лицам осуществляются в порядке,
установленном Фондом и Минюстом РФ.
Страхователи подлежат отнесению
к отрасли (под отрасли) экономики
, которой соответствует их основная
деятельность . Если страхователь
осуществляет свою деятельность
по нескольким отраслям экономики,
он подлежит отнесению к той
из них, которая имеет наиболее
высокий класс профессионального
риска.
Формирование средств отражается
в ст. 20 Закона РФ № 152- ФЗ
от 24.07.1998 года42, формирующиеся за
счет:
- обязательных
страховых взносов страхователей;
- взыскиваемых
штрафов и пени;
- капитализированных
платежей, поступивших в случае ликвидации
страхователей;
- иных поступлений,
не противоречащих законодательству РФ.
Страховые
тарифы, дифференцированные по группам
отраслей (под отраслей) экономики
в зависимости от класса профессионального
риска, устанавливаются федеральным
законом. Проект такого федерального закона
ежегодно вноситься правительством
РФ в Государственную Думу Федерального
Собрания РФ.
Страхователи в установленном
порядке осуществляют учет случаев
производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
застрахованных и связанного
с ними обеспечения по страхованию.
Страхование от несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний
так же регулируются рядом
Писем Фонда социального страхования
РФ: № 02-18/07-2804 от 25.04.2000г, № 20-18/07-2677
от 19.04.2000г.
В настоящее время в Государственной
Думе находится на рассмотрении
законопроект «Обязательное государственное
страхование автомобилей любой
формы собственности».
Заключение.
Рассмотрев правовое регулирование
страхования в РФ можно сделать
следующие выводы. Страхование является
необходимой общественно полезной
деятельностью при которой организации
и граждане могут заранее застраховать
себя от неблагоприятных последствий,
а так же свое имущество
от различных воздействий и
вдобавок ответственность (кроме
уголовной). Законодательство о
страховании складывается не
только из норм Гражданского
кодекса (глава 48 ст. 927 - 970), но
и из ряда Федеральных законов,
посвященных страхованию или
его отдельным видам, указов
Президента РФ, приказов и
инструкций, издаваемых федеральными
органами по надзору за страховой
деятельностью.
Правда, ныне действующий Гражданский
кодекс не предоставляет федеральным
органам по надзору за страховой
деятельностью прав по изданию
приказов и инструкций, регламентирующих
страхование. Однако такие правила
содержатся в ст. 30 «Закона о
страховании» и, в сущности, Гражданскому
кодексу не противоречат.
Помимо указанных нормативных
актов отношения по страхованию
регламентируются правилами об
отдельных видах страхования,
подавляющее большинство которых
было издано до начала 90-х годов
Министерством финансов СССР. В
настоящее время согласно ст.
943 ГК подобные правила признаны
необязательными для страхователей.
Эти правила могут использоваться
для регламентации отношений
между участниками страхования,
но только по обоюдному согласию.
Законодательство о страховании
является только федеральным.
Но все таки в процессе защиты
своих исконных прав гражданин
России, а так же юридические
лица, сталкиваются с массой объективных
и субъективных трудностей. Прежде
всего – несовершенством законодательства;
нежеланием, а чаще неумением
чиновников должным образом исполнять
свои обязанности, отрабатывать
зарплату; коррупцией, предательством
интересов простого народа и
т.д. Ведь нельзя быть на 100
% уверенным, что застраховав себя
или свое имущество при наступлении
страхового случая, ты получишь
страховое возмещение. Так к примеру,
по закону (ст. 840 ГК) банки «Обязаны
обеспечить возврат вкладов граждан
путем обязательного страхования».
Однако, несмотря на эту двойную
«обязанность», ни правительство,
ни Центробанк, ни суды не в
силах обеспечить реализацию
категоричного предписания закона.
Так же правовая неграмотность
не только граждан, но и предпринимателей
и даже юридических лиц несет
плохую службу. К примеру многие
не знают, что они имеют право
быть застрахованными на предприятии
(социальное, медицинское страхование);
многие до сих пор не имеют страхового
медицинского полиса, который подразумевает
бесплатную медицинскую помощь. Как и
любой закон «Закон о страховании», Гражданский
кодекс имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Уже несколько лет в России действуют
два Гражданских кодекса – новый (1 и 2
части) и «кусок старого» - 1964 года. Поэтому
необходима, на мой взгляд, полная переработка
или дополнение законодательства страхования.
В связи с существованием фирм, которые
ведут свою деятельность не продолжительное
время, необходимо создать закон или иной
нормативный акт, содержащий гарантии
гражданам и юридическим лицам (которые
являются страховщиками и выгодоприобретателями),
что их страховые взносы «не потеряются
в чужом кармане».
Использованные
литературы:
1. Гражданский
кодекс Российской Федерации
часть 2 (в ред. Федеральных
законов от 12.08.96г. № 110-ФЗ, от 24.10.97г.
№ 133-ФЗ).
2. Закон
РФ «Об организации страхового
дела в РФ» в ред. Федерального
закона от 31.12.97г.
3. Закон
РФ от 28.06.91г. «О медицинском
страховании в Российской Федерации».
4.
Закон "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского
страхования на 2001 год". Принят
Государственной Думой 8 декабря
2000 г.
Одобрен
Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
5. Положение
о Федеральной службе России
по надзору за страховой
деятельностью, утвержденного
постановлением Правительства
РФ от 19 апреля 1993 года
6. Постановление
Верховного Совета РФ от 27 ноября
1992 г. №4016-1 «О введении в действие
Закона РФ «О страховании»
7. Указ
Президиума Верховного Совета
СССР от 2.10.1981 г. № 5764-Х «О
обязательном страхование имущества
, принадлежащего гражданам»
8. Указ
Правительства РФ «Об обязательном
личном страховании пассажиров»
№750 от 07.07.92 (ВВС , 19992 / 28 , ст.1683)
9.Условия
лицензирования страховой деятельности
, утв. Приказом Росстрахнадзора
№02/02-06 от 14.03.95
10. Закон
РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской
АЭС, в редакции от 17.04.99г.»
11. В.С.
Волынец «Гражданское право», особенная
часть , Ростов-на-Дону , изд. Феникс, 2000
г.
12.Гуев
А.Н. ;Постатейный комментарий к части
второй Гражданского кодекса РФ . Изд.3-е
дополненное и переработанное. М.: Инфра-М,
2000г.
13.Под ред.
А.П. Сергеева , Ю.К. Толстого ; Гражданское
право , учебник , часть II; изд. М. : «Проспект»
, 1997г.
15. Под
ред. Академика В.В. Карпова Справочник
экономика и финансы , изд. М., 2000 г.
16. Страховое
дело №7 , 8 1994 г.