Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:49, реферат
В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.
Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.
Названные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.
Введение
В
последние годы происходит достаточно
быстрое развитие страхования, выражающееся
в высоких темпах роста поступлений
страховых взносов, улучшении их
структуры, прежде всего за счет повышения
доли добровольного страхования. Соответственно
повышается значение страхования в
защите интересов граждан и
Возрастает
роль страхования в формировании
финансовых ресурсов общества за счет
увеличения уставных капиталов и
резервных фондов страховых организаций,
а также поступлений в
Экономическая заинтересованность государства в развитии страхования обусловила выделение в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу отдельного раздела «Развитие рынка страховых услуг».
Система налогообложения
страховой деятельности должна обеспечивать
увеличение поступлений в бюджетную
систему (фискальная функция налогов)
и способствовать оптимизации страхового
рынка (стимулирующая функция
Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.
Названные обстоятельства
обуславливают актуальность данной
темы.
Страховые организации облагаются налогами в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом.
Налоги, уплачиваемые страховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:
Таблица 1. Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками
С
прибыли, рассчитанной в соответствии
с положениями гл. 25 НК страховщики
уплачивают налог на прибыль в
размере 24%. При этом сумма налога,
исчисленная по налоговой ставке
в размере 5%, зачисляется в федеральный
бюджет, 13—17% — в бюджеты субъектов
РФ, 2% — в местные бюджеты. Законодательные
органы субъектов РФ вправе устанавливать
ставку в части сумм налога, зачисляемых
в бюджеты субъектов РФ, строго
в определенном интервале.
К налоговой базе, определяемой по доходам,
полученным страховой организацией в
виде дивидендов, а также по операциям
с отдельными видами долговых обязательств,
применяются особые налоговые ставки.
Они составляют:
-
по доходам, полученным в виде
дивидендов от российских
- по доходам, полученным в виде дивидендов
от иностранных организаций, —15%;
- по доходу в виде процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам — 15%.
Сумма таких налогов в полном объеме подлежит
зачислению в федеральный бюджет.
Начисленный фонд оплаты труда служит
основой для определения размера единого
социального налога, который рассчитывается
по ставкам, зависящим от величины фонда
оплаты труда, приходящегося в среднем
на одного работника, и составляющим:
- 35,6%, если налоговая база не превышает
100 тыс. руб.;
- 35600 руб.+20% с суммы, превышающей 100
тыс. руб., если налоговая база
составляет от 100001 руб. до 300 тыс. руб.;
- 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300
тыс. руб., если налоговая база составляет
от 300001 руб. до 600 тыс. руб.;
- 105600 руб.+2% с суммы, превышающей 600
тыс. руб. при налоговой базе свыше 600 тыс.
руб.
Если в страховой компании зарегистрированы
автомобили, мотоциклы, автобусы и другие
самоходные машины, она является плательщиком
транспортного налога.Обложению подлежит
мощность двигателя транспортного средства
в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50
руб. с 1 л. с.
Этот
налог перечисляется в бюджет
субъекта РФ.
Располагая движимым и недвижимым имуществом,
учитываемым на балансе в качестве объекта
основных средств, страховщики обязаны
платить налог на имущество организаций.
Налоговые ставки устанавливаются законами
субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налог на операции с ценными бумагами
страховая компания платит, если является
их эмитентом. Облагается номинальная
сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более
100 тыс. руб.
Подача исковых и иных заявлений и жалоб,
а также выдача документов судами, учреждениями
и органами сопровождаются уплатой государственной
пошлины. Суммы пошлины дифференцированы
по видам действия и суммам удостоверяемых
сделок и определяются в твердом размере
(рублях), в процентах от суммы сделки или
в размере, кратном МРОТ.
Являясь собственниками земли, землевладельцами
и землепользователями, страховые организации
с площади земельного участка обязаны
платить земельный налог. Ставки устанавливаются
законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно)
корректируются в соответствии с федеральным
законодательством.
Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет согласно налоговому законодательству являются:
• для налога на добавленную стоимость и специального налога —увеличение цены на услуги нестрахового характера;
• для платы за землю, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, госпошлины и транспортного налога — себестоимость;
• для налога на прибыль — балансовая прибыль;
• для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.
Источниками уплаты налогов в региональные бюджеты (налог на имущество предприятий и налог на нужды образовательных учреждений) и в местные бюджеты (налог на рекламу и др. ) являются финансовые результаты деятельности страховых организаций.
Страховые
организации несут
Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Под налогообложение подпадают такие виды прибыли, как:
• прибыль от основной (страховой) деятельности;
• прибыль от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке;
• прибыль от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.
Для расчета налога на прибыль выделяются различные базы, что обусловлено особенностями переноса убытка в течение отчетного периода, а также убытка, полученного в отчетном году, но учитываемого в будущем. Убытки, полученные по операциям с ценными бумагами, могут покрываться будущей прибылью только по той же группе. В случае, если налогоплательщиком в отчетном периоде получен убыток, т. е. разность между доходами и расходами отрицательная, в данном налоговом периоде база для уплаты налога признается равной нулю. Однако эти убытки могут быть учтены в последующих отчетных периодах в течение 10 лет.
Убытки рассчитываются и переносятся на будущие периоды по каждой базе отдельно. При этом сумма переносимого на отдельный календарный период убытка не должна превышать 30% исчисленной налоговой базы рассматриваемого календарного периода.
Так, доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, не могут быть уменьшены на расходы (или убытки) от ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке. К разным налогооблагаемым базам применяются разные ставки:
рис.2
Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль представлен на рисунке 3. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым компаниям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством.
рис.3. Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
=
Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.
Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.
Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.
Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.
Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.
Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.
Показатели
налоговой нагрузки у страховых
компаний низкие, не превышают 3 %, при
среднеотраслевом показателе по финансовой
деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении
нескольких налоговых периодов показывают
для целей налогообложения
Направления уклонения от налогообложения с использованием правового статуса страховой компании:
Проводимые
налоговыми органами контрольные мероприятия
в отношении страховых
При этом используются следующие операции, характерные только для страховых организаций:
-
выплаты агентского