Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:40, контрольная работа
Страхование, являясь системой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, выступает необходимым элементом социально-экономической системы общества. Государство участвует в страховых отношениях, прежде всего посредством нормативно-правового регулирования.
Оглавление
1. Источники правового регулирования страхового права
2. Объединение субъектов страхового дела. Страховой пул.
3. Морское страхование.
Список использованных источников
Профессиональное объединение может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Также у страховщиков существуют специфические объединения - страховые пулы, которые не являются объединениями в том смысле, какой ему придают ст. 50 и 121 ГК. Страховой пул не является юридическим лицом, так как основной признак юридического лица - самостоятельная ответственность по обязательствам (п. 1 ст. 48 ГК) у него отсутствует. Участники страхового пула действуют на основании соглашения типа простого товарищества. Они заключают договоры страхования от своего имени, но по единым правилам и единым тарифам и несут солидарную ответственность перед страхователями. Страхование того же вида по другим правилам они осуществлять не могут. Но участники пула не ограничены в своем праве производить страхование других видов, в отношении которых соглашение о страховом пуле не действует.
В своем письме №08-11р/22 от 31 марта 1995 г.[10] орган страхового надзора обязал участников страхового пула сообщать определенную информацию о своей деятельности. Эта обязанность установлена органом страхового надзора вполне законно на основании подпункта "а" п. 4 ст. 30 Закона и ее неисполнение может повлечь приостановление или отзыв лицензии у участника пула.
Морское страхование - это один из видов имущественного страхования. Его целью является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.
Морской путь - это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.
Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получают выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.
Объектом морского страхования может быть всякий связываемый с торговым мореплаванием имущественный интерес - это судно, в том числе и находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, ожидаемая от продажи груза прибыль, заработанная плата.
Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов в нее включается ожидаемая прибыль.
Суда делятся на группы по:
1. назначению;
2. районам плавания;
3. материалам постройки;
4. ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
5. роду двигателя (ветровые, паровые);
Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.
Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.
Условия страхования плавающих средств зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности - это страхование торговых судов.
Страховое покрытие распространяется на:
1. судно;
2. машинное оборудование;
3. оснащение;
4. всё, что есть на борту.
Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.
Полная гибель судна - это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.
Полная конструктивная гибель судна - это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае, если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.
Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.
Характерными чертами страхования судов являются:
1. ограничение области страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
2. срок страхования обычно один;
3. в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
4. страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов.
5. на тарифную ставку влияют следующие показатели:
6. стоимость судна;
7. возраст судна;
8. тип судна;
9. грузоподъёмность;
10. мощность двигателя;
11. классификация;
12. флаг, под которым ходит судно;
13. менеджмент (владения, капитал, экипаж);
14. район плавания;
15. условия страхового покрытия.
Объём страхового покрытия зависит от условий страхования.
Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:
1. умысла, грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;
2. известной страхователю немореходности судна до выхода его в рейс;
3. износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования;
4. эксплуатация судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;
5. прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения;
6. расходы по содержанию судна и экипажа, за некоторыми исключениями;
7. убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причинами ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
1. косвенные убытки страхователя.
Договор страхования судов заключается на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования.
Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса.
Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования.
Решение о заключении договора морского страхования или введении конкретного судна в клуб взаимного страхования принимается исходя из анализа основных технико-эксплуатационных характеристик и класса судна. При этом во внимание принимается общепринятая классификация судов. Решающую роль в процессе андеррайтинга имеет класс судна, который присвоен ему классификационным обществом. Во внимание принимается также «страховая история», т. е. имеющиеся сведения и факты об авариях и происшествиях с данным судном в прошлом.
В результате морской страховщик, опираясь на данные системы обязательной сертификации морских гражданских судов, получает:
1. подтверждение соответствия морских судов установленным требованиям национальных и международных нормативных актов;
2. обеспечение безопасного плавания судов в соответствии с их назначением;
3. гарантии охраны человеческой жизни на море;
4. обеспечение предотвращения загрязнения с судов для охраны окружающей среды.
B международной практике существует несколько вариантов стандартных условий страхования судов на срок:
1. полные условия страхования,
2. условия страхования без ответственности за частную аварию,
3. условия страхования без ответственности за повреждение,
4. условия страхования только от полной гибели.
Полные условия страхования. Официально эти условия называются «Институтскими оговорками о страховании судов на срок», неофициально - условия страхования от всех рисков. Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает судовладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или повреждения судна. Причинами такой гибели может быть пожар, взрыв на судне, буря, землетрясения, посадка судна на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вследствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием.
Не возмещаются убытки, явившиеся следствием политического и социального характера: трудовые конфликты, захват, арест и задержание судна, военных действий, гражданских волнений. Судовладельцу возмещаются чрезвычайные расходы по сокращению или предотвращению убытков по рискам, покрытым страхованием, расходы по общей аварии.
Под понятием аварии морское право подразумевает не сам случай аварии, а связанные с ним убытки участников перевозки. В соответствии с природой этих убытков и принципами их распределения между участниками перевозки они подразделяются на общую аварию и частную аварию. Общая авария подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом, в то время как частную аварию несет тот, кто ее потерпел или тот, на кого возлагается ответственность за нее.
Общей аварией являются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвования в целях спасения судна, фрахта или груза. Поскольку такие расходы и пожертвования сделаны разумно и обеспечили полезный эффект, они должны быть распределены между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества.
Таким образом, к общей аварии могут быть отнесены лишь такие расходы и пожертвования, при которых одновременно имеют место четыре следующих условия:
1. Общая опасность.
2. Преднамеренность.
3. Разумность.
4. Чрезвычайность.
Если повреждение имеет характер общей аварии, то страховщик возмещает часть соответствующих расходов на ремонт судна, но лишь в той мере, в какой это касается не самого корпуса судна, а машин, котлов, рефрижераторных установок, кранов, лебедок и прочего оборудования. В остальном условия страхования без ответственности за частную аварию не отличаются от полных условий, но в экономическом смысле разница между ними очень велика, так как основная часть потерь на морском флоте связана с частными авариями, имея в виду, что частные аварии возникают чаще.
Условия страхования без ответственности за повреждение. Эти условия обеспечивают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за какие повреждения застрахованного судна и его оборудования - ни за случайные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в ходе спасания. Доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом расходов на ремонт судна.
Условия страхования только от полной гибели. Это самые узкие условия в практике страхования морских судов, поскольку ответственность страховщика возникает лишь в случае гибели судна. Другие условия исключаются.
В практике международной торговли взаимоотношения сторон по торговой сделке регулируются на основе инкотермов, представляющих собой совокупность условий и правил контрактов.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146 – ФЗ // СПС "Консультант Плюс"
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 145.
4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Российская газета. – 12 января 1993 г.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 145.
6. Письмо Росстрахнадзора от 31 марта 1995 г. N 08-11р/22 "О деятельности страховых пулов" // Финансовая газета. – 1995. - №15.
Научная литература
1. Комментарий к ГК РФ. Часть первая. Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Норма. – 1997.
2. Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Рейтмана Л.И. - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. – 2004. С. 348
3. Общества взаимного страхования. Сост. К.Е. Турбина. - М.: АНКИЛ, 1994.
4. Письмо Росстрахнадзора от 31 марта 1995 г. N 08-11р/22 "О деятельности страховых пулов" // Финансовая газета. – 1995. - №15.