Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:49, реферат
При этом космическое страхование имеет свои особенности, основными из них являются:
предмет страхования – высокотехнологичная продукция;
из-за мелкосерийного производства космической техники каждое изделие обязательно подвергается ряду изменений и модификаций ради улучшения различных показателей, поэтому статистическую информацию приходится часто обновлять;
необходимость объединения нескольких страховых компаний из-за небольшого количества объектов страхования и значительных страховых сумм.
Космическое страхование.
Тема космического страхования весьма актуальна сегодня, так как многие виды космической деятельности не получили бы такого развития, если бы страхование не обеспечивало финансовых гарантий возмещения случайного ущерба, причиненного этой деятельностью, и не способствовало непрерывности "производственного цикла". При этом космическое страхование имеет свои особенности, основными из них являются:
Страховые риски при данном виде страхования очень разнообразны, они могут быть связаны не только с техническими аспектами, но и с экологическими, а также обеспечением здоровья и жизни персонала.
Страхование космических рисков относится к рисковым видам страхования, так как это редкие страховые случаи, влекущие за собой крупные риски, поэтому в данном виде страхования используются так называемые рисковые премии, которые рассчитываются по следующей формуле:
П=q * SВ , где
Тариф в космическом страховании также отличается от тарифов других видах страхования. Для каждого отдельного случая он рассчитывается индивидуально, и определяется по формуле:
ТO = (q * SB / S) * 100%
В случае, если S=SB , то ТО=q * 100%.
Важной отраслью страхования является перестрахование рисков. Оно необходимо для обеспечения нормальной деятельности страховых компаний, и финансовой устойчивости и стабильности страховых операций и всего рынка в целом. Также важное место занимает процесс андеррайтинга. Он подразумевает оценку и идентификацию рисков космической деятельности. Андеррайтинговая информация, предоставляемая клиентом страховщику или брокеру – это основа для оценки риска и принятия решения андеррайтером. Андеррайтинговая информация по страхованию запуска может быть представлена в виде совокупности документов, таких как: техническая презентация космического аппарата, контракт на поставку космического аппарата, ответы на вопросы андеррайтеров, соглашение об услугах по запуску, информация о деталях любых отклонений или отказов и т.д.
Началом развития мирового рынка космического страхования считают 1965 год, когда был выдан первый полис страхования предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами для космического аппарата Earlybird (Intelsat 1). До 1975 г. полисы страхования выдавались с «привилегией на один запуск» – страховое возмещение уплачивалось только вследствие второго аварийного запуска в серии из пяти запусков. В 1975 г. впервые полисы были выданы без «привилегий», а также появились полисы страхования космических аппаратов в периоды производства и эксплуатации на орбите – начал страховаться весь период жизненного цикла космических аппаратов, от изготовления до утилизации.
Российский
рынок космического страхования
возник в 1990 г.: первый российский полис
страхования космических
В последнее время лидером на рынке является страховая компания Русский Страховой Центр (РСЦ), которая 10 лет назад не была даже в тройке первых страховщиков. Российский рынок страхования космических рисков довольно молод по отношению к мировому. И его объем составляет только 3% от мирового, но он находится на стадии становления, развития и интеграции на мировую аренду. Этому, естественно, способствует то, что Россия по настоящее время является лидером по космическим запускам. По итогам 2010 года было осуществлено 74 запуска, из которых относятся к России 31 (для сравнения второе и третье место занимают США и КНР, которые произвели по 15 запусков).
Но не смотря на перспективы рынок космического страхования в России в сравнении с западным рынком имеет следующие недостатки:
Безусловно, за многие годы российские предприятия и организации накопили значительный опыт в обеспечении безопасности космической деятельности, элементов космической инфраструктуры, используемых технологий и материалов, но проблема обеспечения безопасности космической деятельности еще не решена в полной мере. Необходимость совершенствования отечественной системы страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем эти предприятия являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что с одной стороны дает им возможность определять свою финансовую и производственную политику, а с другой - лишает обязательств со стороны государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей.
Развитие
теоретической и практической базы
управления рисками, в том числе
через страхование, крайне необходимо
для повышения безопасности космической
и хозяйственной деятельности предприятий
и организаций ракетно-космической промышленности.
Это не только благоприятно отразится
на российском рынке страхования, но и
будет способствовать привлечению иностранного
капитала в Россию.