Контрольная работа по "Страхованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере страховой деятельности в области автогражданской ответственности.
Данная контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая И Определение размера страховой выплаты
4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3. Действия страхователей  и потерпевших при наступлении  страхового случая И Определение  размера страховой выплаты

4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  России зарегистрировано достаточно большое  количество транспортных средств, соответственно и их владельцев в нашей стране немало. Также мы довольно часто  становимся очевидцами различных дорожно-транспортных происшествий как своими глазами, так  и благодаря различным средствам  массовой информации, рассказам знакомых и близких. Данные дорожно-транспортные происшествия порождают обстоятельства, из которых вытекают такие последствия, выражающиеся причинением вреда жизни, здоровью и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.

Объектом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие между участниками  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в частности страховщиками  и страхователями, потерпевшими и  другими лицами.

Предмет исследования составляют нормы гражданского, страхового права, содержащиеся в Гражданском кодексе  РФ, Федеральном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, законе РФ об организации страхового дела в РФ и других законных и  подзаконных актов.

Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере страховой деятельности в области автогражданской ответственности.

Данная контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

1. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Согласно Гражданскому кодексу  РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ[1] одной  из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования. Данный вид страхования регулируется законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[2], а  также специальным Федеральным  законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств»[3] (ФЗ об ОСАГО).

Основной целью вышеуказанного специального закона является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или  имуществу при использовании  транспортных средств другими лицами.

Статья 1 ФЗ об ОСАГО дает понятие владельца транспортного  средства, согласно которому таковым  является собственник транспортного  средства, а также лицо, владеющее  транспортным средством на праве  хозяйственного ведения или праве  оперативного управления либо на другом законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного  средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством  в силу исполнения своих служебных  или трудовых обязанностей, в том  числе на основании трудового  или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем транспортного средства.

Также в данном законе приводится понятие договора обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств (договор  ОСАГО), согласно которому он представляет собой договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную  договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный  вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить  страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Данный договор является публичным.

В законе определены основные принципы обязательного страхования  автогражданской ответственности:

1) гарантия возмещения  вреда, причиненного жизни, здоровью  или имуществу потерпевших, в  установленных законом пределах;

2) всеобщность и обязательность  страхования гражданской ответственности  владельцами транспортных средств;

3) недопустимость использования  на территории Российской Федерации  транспортных средств, владельцы  которых не исполнили установленную  законом обязанность по страхованию  своей гражданской ответственности;

4) экономическая заинтересованность  владельцев транспортных средств  в повышении безопасности дорожного  движения.

Конституционным Судом РФ было признано не противоречащим Конституции  РФ[4] положения статьи 3 ФЗ об ОСАГО, закрепляющие обязанность страхования  владельцами транспортных средств  риска своей гражданской ответственности  и недопустимость использования  на территории Российской Федерации  транспортных средств, владельцы которых  не исполнили эту обязанность[5].

Таким образом, страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы  которых не застраховали риск своей  гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования  автогражданской ответственности  осуществляется Гражданским кодексом, специальным законом и другими  законами и нормативно-правовыми  актами Российской Федерации.

2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как уже упоминалось выше, страхование автогражданской ответственности  является обязанностью владельцев соответствующих  транспортных средств. Данная ответственность  может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу  других лиц при использовании  транспортных средств.

Согласно статье 4 ФЗ об ОСАГО  при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении  в хозяйственное ведение или  оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

В данной статье перечислены  также владельцы транспортных средств, на которых обязанность страхования  гражданской ответственности не распространяется. Сюда относятся владельцы  следующих транспортных средств:

1) максимальная конструктивная  скорость которых составляет  не более 20 километров в час;

2) на которые по их  техническим характеристикам не  распространяются положения законодательства  Российской Федерации о допуске  транспортных средств к участию  в дорожном движении на территории  Российской Федерации;

3) транспортных средств  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск, воинских формирований  и органов, в которых предусмотрена  военная служба, за исключением  автобусов, легковых автомобилей  и прицепов к ним, иных транспортных  средств, используемых для обеспечения  хозяйственной деятельности Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов;

4) зарегистрированных в  иностранных государствах, если  гражданская ответственность владельцев  таких транспортных средств застрахована  в рамках международных систем  обязательного страхования, участником  которых является Российская  Федерация;

д) принадлежащих гражданам  прицепов к легковым автомобилям.

Обязанность по страхованию  гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного  средства, риск ответственности которого застрахован другим лицом (страхователем).

Существуют Правила обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263[6]. Настоящими Правилами дается понятие объекта обязательного  страхования, согласно которому он представляет собой имущественные интересы, связанные  с риском гражданской ответственности  владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или  имуществу потерпевших при использовании  транспортного средства на территории Российской Федерации.

Страховым риском является наступление  гражданской ответственности по вышеперечисленным обязательствам, но существуют некоторые исключения, например:

а) причинение вреда при  использовании иного транспортного  средства, чем то, которое указано  в договоре обязательного страхования;

б) причинение морального вреда  или возникновения обязанности  по возмещению упущенной выгоды;

в) причинение вреда при  использовании транспортных средств  в ходе соревнований, испытаний или  учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей природной среды и другие обстоятельства, перечень которых дается в ФЗ об ОСАГО.

Правила страхования автогражданской  ответственности признают дорожно-транспортным происшествием событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного  средства и с его участием, при  котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Страховым случаем, согласно вышеуказанному нормативному правовому  акту, является наступление гражданской  ответственности владельца транспортного  средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших  при использовании транспортного  средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования  обязанность страховщика осуществить  страховую выплату.

Статья 7 ФЗ об ОСАГО определяет страховую сумму, в пределах которой  страховщик при наступлении каждого  страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред и  которая составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч  рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Государство регулирует страховые  тарифы посредством установления Правительством РФ их предельных уровней, структуры  и порядка их применения. Существует соответствующее Постановление  Правительства РФ от 08.12.2005 N 739[7], которое утверждает данные правила. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Общий срок действия договора обязательного страхования, установленный  законодателем, составляет один год, за исключением некоторых случаев.

Обязательное страхование  осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками  договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность  владельцев которых застрахована. Договор  обязательного страхования заключается  в отношении владельца транспортного  средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или  в отношении неограниченного  числа лиц, допущенных владельцем к  управлению транспортным средством  в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также  других лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

При заключении договора обязательного  страхования страховщик вручает  страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление  обязательного страхования. Правительством Российской Федерации устанавливаются  форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного  страхования и форма документа, содержащего сведения о страховании[8].

Таким образом, законодателем  устанавливаются условия и порядок  обязательного страхования автогражданской  ответственности владельцев транспортных средств. Существуют Правила, определяющие порядок данного вида обязательного  страхования, утвержденные Постановлением Правительства РФ в 2003 году.

3. Действия страхователей  и потерпевших при наступлении  страхового случая И Определение  размера страховой выплаты

В случае, когда страхователь, а также водитель, управляющий  транспортным средством в отсутствие страхователя, являются участниками  дорожно-транспортного происшествия, они обязаны сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного  страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

Информация о работе Контрольная работа по "Страхованию"