Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:44, курсовая работа
Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями. На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки между участниками объединения.
Введение………………………………………………………………………3
1. Страхование на Руси. I этап……………………………………………...5
2. Страхование в дореволюционной России. II этап……………………...8
3. Страховое дело в советской России. III этап…………………………..11
Заключение………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………...22
В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918–1920 гг., как уже упоминалось выше.
В
отечественной литературе данный период
в истории страхования
В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена. Большое внимание уделялось укреплению организационных основ государственного страхования в послевоенный период. Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР. К числу организационных недостатков этого времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования.
В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране. Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.
Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела. Распад СССР в 19991 г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик. Государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное страхование.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Государственное страхование – это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния трудящихся, сбалансированности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях. В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 года. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
В
1996 г. Правительством Российской Федерации
было принято Постановление "О первоочередных
мерах по развитию рынка страхования в
Российской Федерации", которым предусмотрен
ряд мер, направленных на совершенствование
налогового законодательства, связанного
со страховой деятельностью, а также участие
международных финансовых организаций
в финансировании мероприятий по развитию
рынка страхования в России. В 1997 году
разрабатывается специальная целевая
программа развития страхования и перестрахования
рисков от крупных промышленных аварий,
катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование
страхового рынка продолжается.
Список литературы
Электронный
ресурс: http://www.rgs.ru/rus/about/