Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение.............................................................................………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................................…4
Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита......................................................................................….11
Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ...........................................................................………………..25
Заключение....................................................................…………...31
Список литературы………..........................................…………......32
Филиалы
МБРР играют в международном кредитовании
несколько иную роль. МФК своими
кредитами призвана способствовать
эффективности частных
Другой
филиал МБРР - МАР предоставляет
наиболее мягкие кредиты только для
экономически слаборазвитых стран
сроком на десятилетия под проценты,
значительно ниже рыночных. Средства
для предоставления кредитов целиком
формируются за счет взносов стран-доноров.
Глава 3.
Основные
тенденции развития
государственного кредита
в РФ.
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия
в современных условиях выступает,
как впрочем и любое
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия может
«
В течение 1999 года Министерство финансов
РФ осуществляло гибкую политику управления
государственным долгом, направленную,
прежде всего, на оптимизацию объема
новых заимствований для
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в следующей таблице:
Таблица
1. Объем и структура
Государственный
Долг |
На 1 января года | ||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Внутренний , трлн. руб*. | 17,2 | 88,4 | 196,8 | 372,6 | 499,6 |
Внешний,
трлн. руб. / млрд. дол. США,
в том числе: |
140.5/
112,7 |
425,6/
119,9 |
558,6/
120,4 |
695,0/
125,0 |
779,6/
130,8 |
Долг бывшего СССР | 129,3/
103,7 |
385,5/
108,6 |
477,9/
103,0 |
560,5/
100,8 |
582,9/
97,8 |
Долг РФ | 11,2/
9,0 |
40,1/
11,3 |
80,7/
17,4 |
134,5/
24,2 |
196,7/
33,0 |
Внутренний в % к ВВП | 10,0 | 14,0 | 13,4 | 18,1 | 19,3 |
Внешний в % к ВВП | 61,3 | 43,0 | 33,7 | 28,9 | 30,1 |
*В неденоминированных
рублях, без задолженности по ОВВЗ.
В начале 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. ( Финансы 1999, №7 )
Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. ) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
1.
Дефицитный бюджет приводит к
ускоренному росту
2.
На государственный долг
3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком "облигационном" сегменте финансового рынка.
4.
Отсутствует средне- и долгосрочное
планирование, в том числе при
подготовке проекта
5.
Рынок российских
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
Основными проблемами, связанными
с нынешним состоянием
1.
Принципиально разные правовые
и экономические подходы
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
3.
Операции правительства по
Необходимо
отметить, что информация о мероприятиях,
проводимых правительством и его
агентами по урегулированию вопросов,
связанных с российскими
Заключение.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.