Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:51, реферат
Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Это очень важный механизм поддержки и защиты населения, поэтому данная тема является актуальной. Существует достаточно проблем в этой сфере, требующих скорейшего решения.
Цель данной работы: рассмотреть особенности государственного социального страхования в России.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Понятие, функции, структура и роль социального страхования…………………...4
2. Деятельность Фонда социального страхования РФ. Пособия и выплаты………9
3.Проблемы и перспективы развития государственного страхования……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………....14
Список использованной литературы…………………………………………….………..15
Приложения……………………………………………………………………………………16
Расчетной базой для начисления Страховых взносов являются выплаты заработной платы. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
2. Деятельность Фонда социального страхования РФ. Пособия и выплаты.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.
Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда. В состав фонда социального страхования входят:
• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
• центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
• филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
Обязанностями Фонда
Социального Страхования РФ является
контроль над использованием средств
социального страхования и
Система социального
страхования в нашем
1) Постановление Совмина
РСФСР и Федерации независимых
профсоюзов от 25.12.1990 №600/9-3. В данном
законодательном документе
2) Указ Президента России «О фонде социального страхования РФ», принятый 07.08.1992 №822.
3) Указ Президента
России «Об управлении
4) Постановление Правительства России №1094 «Вопросы Фонда социального страхования РФ» от 26.10.1993.
5) Действующее Положение
о Фонде социального
Российская система
обязательного социального
ФСС РФ аккумулирует и управляет финансовыми средствами, предназначенными для выплаты в результате наступления страхового случая. В настоящее время выплачиваются следующие пенсии и пособия: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Рассмотрим структуру расходов на выплату пособий за 2007 -2009 годы.(см. Табл. 2.1). Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на изменение процентного соотношения выплат, их размер с 2007 по 2009 год увеличился. Выплаты на ежемесячное пособие по уходу за ребенком выросли за 2 года почти в 2 раза.
Также увеличилось не только денежное выражение, но и количество самих выплат. В 2007 году ежемесячно производилось 6,3 млн. страховых выплат, в 2008- 6 млн., в 2009- 6,1 млн. выплат. Количество единовременных выплат на 2009 год составляло 23,3 тысячи. [6 ]
В настоящее время
предусмотрены следующие
- Пособие при рождении ребенка – 11703 руб.;
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 2194- 2852 руб. за первым ребенком; 4389-5705 – за вторым;
- Пособие на погребение – 4260- 5540.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается исходя из стажа. Если стаж работы 8 лет и более, то выплата производится в размере 100% зарплаты, но не более 34583 руб. в месяц. При стаже 5-8 лет эта сумма составляет 80% зарплаты, но не более 27666 руб. Если стаж работы менее 5 лет, то выплата осуществляется исходя из 60 % заработной платы(но не более 20750 руб.) [7 ]
На протяжении последних лет расходы фонда превышают доходы. Лишь в 2006 году доходы превысили расходы на 21 млрд. руб.(см. Табл. 2.2.)
С каждым годом все больше средств направляется на выплату социальных пособий. Увеличивается и сумма выплат по несчастным случаям на производстве. С 2008 по 2010 год они выросли на 8,1 млрд. руб. и в 20010 году составили 38,6 млрд. руб. [ 6]
В 2011 году из фондов социального страхования Российской Федерации предусмотрены выплаты в размере 489.1 миллиарда рублей. [7 ]. Именно столько планируется потратить на социальную защиту населения Российской Федерации в случае постоянной или временной нетрудоспособности, вызванной профессиональными заболеваниями или травмами в результате несчастных случаев на производстве, при беременности и уходе за ребенком.
3.Проблемы
и перспективы развития
Социальному страхованию
уделяется особое внимание. Созданы
все предпосылки к тому, чтобы
оно стало реально действующим
В России государственное обязательное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами. Формирование этих фондов осуществляется путем внесения страховых взносов во внебюджетные фонды.
Одной из первых проблем можно назвать — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.
Второй проблемой является
несбалансированность государственных
обязательств и объема имеющихся
финансовых ресурсов. Сохранение в
системе обязательного
Третьей проблемой является недостаточно эффективное законодательство. В настоящее время по данному вопросу существуют противоречия, требующие скорейшего устранения.
Следующей проблемой
можно назвать недостаточное
обоснование уровня социальных выплат.
По рискам, принимаемым на социальное
страхование в связи со старостью,
инвалидностью и потерей
Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте. Все эти факторы оказывают негативное влияние на систему социального страхования, поэтому необходимо принять следующие меры:
1) провести анализ законодательной и нормативной правовой
базы в сфере ОСС, ведомственных актов,
регулирующих вопросы социального страхования;
2) провести ревизию перечня выплат и расходов,
осуществляемых в системе ОСС, и подготовке
предложений по установлению четких границ
для страховых и нестраховых выплат и
расходов, определении источников финансирования
для каждого их вида;
3) осуществить мер, направленных на приведение
порядка, условий и размеров страхового
обеспечения в соответствие с социально-экономическим
положением страны;
4) определить потребности системы ОСС
в финансовых средствах;
5) создать условия для привлечения частных
страховых компаний к системам ОСС.
Заключение
Государственное социальное
страхование представляет собой
систему создаваемых
Государственное социальное страхование основано на принципах всеобщности, солидарности и возмезности, играет важную экономическую, социальную и инвестиционную роли.
Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение. Он представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства.
В настоящее время совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью. Существует множество проблем, среди которых: наличие нестраховых принципов, тенденция опережающего роста расходов над доходами, недостаточное обоснование уровня социальных выплат, неблагоприятные демографические тенденции. Но по моему мнению, главной проблемой остается недостаточно эффективное законодательство в этой сфере. Необходимо в кратчайшие сроки его усовершенствовать, ведь только на базе исчерпывающих, не противоречащих друг другу норм, может строится эффективная система социального страхования.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
3. Верховцев А.В. Государственное социальное страхование. - М.: Инфра-М, 2007. - 259 с.
4. Косарев Ю.А. Социальное страхование в России: на пути к реформам // Эксперт. - 2007. - №5
5. Маринич М.Л. Место и роль социального страхования в системе социальной защиты // Атлас страхования. - 2007. - № 9
6. www. gks.ru –Российский статистический ежегодник -2010 // Расходы на выплату пособий и социальную помощь.
Приложения
Таблица 2.1. Структура расходов на выплату пособий за 2007 -2009 годы
2007 |
2008 |
2009 | ||||
Пособия: |
% |
Млрд. руб |
% |
Млрд. руб |
% |
Млрд. руб |
По временной нетрудоспособности |
59 |
104,6 |
56 |
132,1 |
52 |
149,1 |
По беременности и родам |
16 |
29,5 |
19 |
44,4 |
20 |
57,3 |
Единовременное при рождении ребенка |
7 |
12,6 |
6 |
14,5 |
6 |
17,2 |
Ежемесячное по уходу за ребенком до 1,5 лет |
18 |
32,7 |
19 |
45,6 |
22 |
623 |
Другие пособия |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
0,9 |
0,5 |
1,4 |
ИТОГО: |
180,2 |
237,5 |
287,3 |
Информация о работе Государственное социальное страхование в России