Фонды социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы подробно рассмотреть тему, связанную с системой социального страхования.

В первой главе будут рассмотрены вопросы о фондах социального страхования, а именно необходимость социального страхования, его экономическую сущность, также будут рассмотрены виды фондов социального страхования, приведены цифровые данные, характеризующие уровень реальных доходов населения.

Содержание

Введение 3
1. Фонды социального страхования: их сущность и значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Воздействие финансов на жизненный уровень населения 13
2. Пенсионный фонд Российской Федерации 19
2.1 Сущность, задачи и основные функции Пенсионного фонда РФ 19
2.2 Мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения населения 23
3. Государственный Фонд социального страхования 25
3.1 Структура управления и задачи Фонда социального страхования 25
3.2 Деятельность Фонда социального страхования 28
3.3 Проблемы Фонда социального страхования и пути их решения 31
Заключение 34
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     Что касается сбережений, то данная позиция  имеет тенденцию к понижению, если в 2002 г., уровень сбережений населения  был на уровне 24,2%, то уже в 2007г. он был 16%, а в 2008г. снизился еще на 5,3%, что связана в первую очередь со снижением уровня доходов населения, в связи с начавшимся финансовым кризисом.

     Прирост денег у населения в процентном отношении также не одинаков, в начале анализируемого периода это 3,5%, затем заметный спад, приходящийся на 2004г., 2005-2006г.г. характеризуется увеличением прироста наличных денег у населения, но 2007-2008г.г. также намечается значительное снижение, что можно связать в первую очередь также с финансовым кризисом, ростом цен, повышением уровня инфляции, и снижением уровня качества жизни.

 

2. Пенсионный  фонд Российской  Федерации

2.1 Сущность, задачи и основные функции Пенсионного фонда РФ

 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. 10

     Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного  фонда и государственного бюджета  является высокая доля собственных  ресурсов и отказ от значительных сумм дотаций из централизованных источников. Специальные пенсионные взносы накапливаются в пенсионном фонде, не сливаясь с поступлениями и средствами, имеющими собственное функциональное назначение в рамках социального страхования. Пенсионный фонд России подотчетен Правительству Российской Федерации, информация о результатах деятельности пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.

     Пенсионный  фонд формируется на федеральном  уровне и в республиках (в составе  России), краях, областях, что позволяет  охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания.

     В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. 11

     Одновременно  данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. К ним можно отнести, например, увеличение числа пенсионеров в результате стихийного бедствия, разовое повышение размера пенсий в связи с изменением цен и т.п.

     В основные задачи Пенсионного фонда  входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.

     Средства  ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям - социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

     Бюджет  Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов Пенсионного страхования, к которым относятся:

  • работодатели - предприятия, учреждения, организации;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве (личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);
  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

     Все они должны зарегистрироваться в  качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.

     Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.12

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

     В настоящее время пенсии выплачиваются  более чем 38-ми миллионам человек. Основная категория – это получатели трудовой пенсии, и частично получатели государственной пенсии. Государственная пенсия, это например, социальная пенсия, и получают ее те граждане, которые не имеют трудового стажа.

     Основная  категория граждан сегодня получают трудовую пенсию. Она по закону состоит  из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. Но накопительная часть отложена во времени, это для более молодого поколения. А сегодняшние пенсионеры получают две части – базовую часть и страховую часть.

     Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

2.2 Мероприятия по  улучшению пенсионного  обеспечения населения

 

     Одним из мероприятий по улучшению пенсионного  обеспечения населения является Программа государственного софинансирования пенсии. Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. Часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.

     Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»13.

     В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии, это граждане 1966 года рождения и старше).

     Чтобы получить право на государственное  софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Бланк заявления и  инструкцию по заполнению можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.

     Вступить  в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Ваши дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Человек вправе сам определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для него время.

     Еще одна мера принятая пенсионным фондом для улучшения пенсионного обеспечения граждан это валоризация.

     Валоризация – это переоценка старых прав, которые  были сформированы в старой пенсионной системе, то есть до 1 января 2002 года. Все  пенсионные права, которые сформировались до 2002 года, будут переоценены и  увеличены на 10%. При этом те люди, которые имеют стаж до 1 января 1991 года, то есть в советской системе, за каждый год этого стажа получат еще по 1%. 14

     Валоризацию осуществляется с 1 января 2010 года. В результате страховая часть пенсии возрастает солидно. Это зависит от стажа, который у человека есть по состоянию на 1 января 2002 года, и на 1 января 1991 года. И этот перерасчет, который осуществлен с 1 января 2010 года, впоследствии повлияет на получение пенсий на протяжении всего последующего периода.

     Помимо  этого будут осуществляться действия по упрощению процедуры индексации пенсии, чтобы индексировалось вся пенсия, и данная процедура была более понятной и воспринималась населением проще.

     Так же, в последующие годы правительство РФ будет способствовать как увеличению размера пенсий, так и других социально значимых выплат. Есть большая уверенность в том, что отношение к пенсионной системе в последующие годы будет такое же, социально ориентированное, как и в данный момент.

 

3. Государственный Фонд социального страхования

3.1 Структура управления и задачи Фонда социального страхования

 

     Структуру ФСС РФ, включает Председателя Фонда и пятерых  его заместителей, которые назначаются  Правительством РФ.

     В компетенцию Председателя ФСС РФ входят следующие полномочия:

     1) руководство деятельностью Фонда и персональная ответственность за выполнение возложенных на него задач;

     2) распределение  обязанностей между заместителями  председателя Фонда и руководителями  структурных подразделений центрального  аппарата Фонда;

     3) внесение проекта  бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ;

     4) утверждение сводного  финансового отчета об использовании  средств государственного социального  страхования; 

     5) разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ, предложений по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий;

     6) открытие (закрытие) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;

     7) руководство деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и обеспечение контроля за использованием средств государственного социального страхования;

     8) принятие необходимых мер по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда;

     Коллегиальным органом  ФСС РФ является правление. В состав правления Фонда входят 32 человека. Он формируется из лиц, входящих в него по должности; представительствующих на постоянной основе; представительствующих на основе ротации.

Информация о работе Фонды социального страхования