Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства……………………………………………….4
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ…………………………………………………….4
1.2 Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства……………………………………………….7
1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ………...14
2. Направления по совершенствованию деятельности ФСС РФ……………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………
Назначение льгот связано
с получением конкретного материального
блага или услуги по льготным ценам.
В силу этого льготы занимают промежуточное
положение между натуральным
и денежным распределением. Они дают
возможность увеличения располагаемых
доходов отдельных групп
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).
Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
К системе социальных гарантий
примыкают социальные льготы, представляющие
собой социальные гарантии отдельным
категориям населения. Эта форма
социальной защиты также характеризуется
универсальностью предоставления социальных
благ и услуг в пределах определенной
социально-демографической
Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.
Социальное страхование
является формой социальной защиты населения
от различных рисков, связанных с
потерей трудоспособности и доходов.
Особенностью социального страхования
является его финансирование из внебюджетных
фондов, образуемых за счет целевых
взносов работодателей и
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное
страхование строится на принципах
коллективной солидарности и самопомощи
при отсутствии страховой поддержки
государства (государственного бюджета).
Отличительными чертами этой формы
социального страхования
Формирование современной
системы социального
Становление государственных
внебюджетных фондов социального страхования
в период экономических реформ обусловило
сокращение роли государственного бюджета
в финансировании социальных расходов.
Однако финансовое положение фондов
социального страхования в РФ
характеризуется
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения
финансовых проблем этих фондов связан
с ростом ставок страховых социальных
платежей, однако пока не предполагается
увеличивать их. Напротив, ставится
цель уменьшения «налогового бремени»
российских предприятий: на социальные
страховые взносы уже приходится
25% их обязательных платежей. Возможно
также увеличение уровня страховых
взносов работников в данные фонды
с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный
фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того,
можно увеличить уровень
Рост доходов внебюджетных
фондов социального страхования
также зависит от уровня собираемости
социальных страховых взносов с
предприятий и организаций. Каждый
фонд самостоятельно собирает собственные
социальные платежи, что связано
со многими проблемами. Специалисты
предлагают также включить фонды
социального страхования в
Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.
1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ
В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Возрастание степени социального
риска неоправданно рассматривать
как неудачное стечение обстоятельств;
это закономерный, естественный в
наших условиях процесс, своего рода
«оборотная сторона» повышения экономической
свободы. Отсюда несомненная необходимость
создания таких механизмов и форм
социальной защиты, которые были бы
адекватны новым условиям в обществе,
новому соотношению интересов
Осуществляющийся в стране
процесс реформирования лишает систему
социального обеспечения ее прежнего
основного гаранта - стабильных поступлений
из госбюджета. Бесплатные социальные
услуги уходят в прошлое, вытесняясь
платными. В основу формирующейся
системы социальной защиты должны быть
положены страховые методы. Их суть
сводится к распределению материальной
ответственности по компенсации
и минимизации социальных рисков
среди максимально возможного числа
участников; иначе говоря, социальная
защита приобретает форму
В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.
Помимо характера риска,
при классификации видов
Наряду с социальным страхованием
существует и другая форма социальной
защиты - социальная помощь. В ее основе
иные принципы организации. Практика страхования
строится на прочной статистической
базе, учете и анализе
Основную грань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов.
На нынешнем этапе развития
нашей страны весьма важным вопросом
является построение рыночной модели
социального страхования. Его социалистическая
модель характеризовалась явным
сходством с социальным обеспечением.
Такая система имела
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них.
Предпринимаемые в настоящее
время попытки перехода от модели
социального обеспечения к
В области организации страхования рыночного типа стоят две важнейшие задачи:
1) объективная оценка, учет
и анализ уровня и факторов
риска для различных категорий
работников или отдельных
2) справедливое распределение
ответственности за отдельные
виды социального риска между
субъектами социально-трудовых
Виды пособий и компенсаций
системы социального
- По временной нетрудоспособности;
- В связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- По беременности и родам;
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- Единовременное пособие при рождении ребенка;
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- Пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
- Пособие на погребение;
- Компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей.
Международная деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации реализуется в рамках компетенции по основным направлениям деятельности.
В соответствии с Положением
о Фонде социального
Информация о работе Фонд социального страхования РФ: назначение и функции