Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в К

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в Казахстане.
В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо рассмотреть:
Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;
проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в Казахстане и способы ее совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Система гарантирования вкладов.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время в 38 странах применяются  системы страхования депозитов  с предварительным финансированием. Например в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств.

 

ГЛАВА 2. Казахстанский фонд страхования вкладов физических лиц 

     На страховом рынке страны произошло одно из наиболее ожидаемых событий, которое практически все аналитики и участники рынка называли в ряду судьбоносных, способных дать мощный толчок к развитию рынка. До сих пор Фонд гарантирования страховых выплат (ФГСВ) был больше умозрительной перспективой на медийном пространстве: о нем все говорили, знали, что он создается, но мало кто мог точно сказать, по каким правилам будет работать фонд и, вообще, с каких пор. ФГСВ создан в соответствии с Законом "О фонде гарантирования страховых выплат" в форме акционерного общества со 100-процентным участием Национального банка РК в уставном капитале. Совет директоров фонда возглавил заместитель главы центробанка Анвар Сайденов. Генеральным директором стала Гульбану Мусаева.

      Фонд начнет заниматься своей основной деятельностью, то есть собственно гарантировать выплаты страхователям, со следующего года. Соответственно, заключать договора участия со страховыми компаниями фонд начнет в этом году, уже в ноябре. Примечательно, что участниками ФГСВ будут страховые компании, осуществляющие только обязательные виды страхования. На сегодня таких видов страхования пять (в соответствии с принятыми законами): социальное страхование, страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами, частных нотариусов и аудиторов. По данным Национального банка, большая часть участников рынка - порядка 27 из 32 - имеют лицензии на осуществление обязательного страхования, большей частью на страхование ГПО автовладельцев.

      Предполагается, что с 2005 года будет принят еще ряд законов. И в РК появятся еще шесть видов обязательного страхования: турагентов и туроператоров, ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работников при исполнении трудовых обязанностей, ГПО владельцев объектов, деятельность которых связана с опсностью причинения вреда третьим лицам (заводы, заправки, скважины и т. п.) страхование в растениеводство, экологическое и медицинское. Стоит отметить, что лицензиями на медицинское страхование уже обзавелись 25 компаний, и наверняка их число в течение года-полутора вырастет. Судя по всему, страховой рынок вообще вырастет в разы (некоторые страховщики считают, что как минимум в два раза уже в этом). Конечно, вряд ли в первые годы он достигнет таких размеров, чтобы, подобно западным страховщикам, быть крупнейшими инвесторами и создавать банки. У нас, кстати, происходит обратное - появляются так называемые кэптивные компании, "дочки", которые служат крупным банкам и компаниям в качестве дополнительного слоя на пути оттока денег, иначе говоря, не стремятся завоевать рынок, а значит, и погоды на нем не делают Впрочем, в любом случае число страховщиков с 2005 года увеличится, как и число участников ФГСВ - страховщикам, специализирующимся на обязательном страховании, участия в фонде не избежать. Финансовые власти в лице Нацбанка закрепили соответствующее положение - для получения лицензии нужно будет стать сначала членом фонда.

    Таким образом, несмотря на схожесть в названии, деятельность ФГСВ принципиально отличается от Фонда гарантирования вкладов населения в банках, куда участники рынка стремятся, дабы завоевать доверие клиента. В ФГСВ, получается, участие принудительное, что, вероятно, отражает довольно жесткую политику надзорного органа по отношению к страховщикам. Впрочем, история развития страхового рынка страны, возможно, требует таких мер, во всяком случае, вначале. К тому же можно предположить, что участие в фонде страховщиков сразу не привлечет, так как предполагает уплату в ФГСВ обязательных и чрезвычайных взносов. Как пояснили Панораме в фонде, принудительная форма участия объясняется тем, что обязательное страхование касается интересов большей части населения. ФГСВ - это не столько рыночный перестраховочный механизм, сколько своего рода "оберег" от историй а-ля "второй ФОМС". Что касается взносов участников фонда, их размеры пока неизвестны. Соответствующие документы - методика расчетов и типовые формы договоров - еще находятся в Минюсте на регистрации. Однако уже известно, что размер обязательных взносов будет зависеть от объема собранных страховщиками страховых выплат. За счет обязательных взносов страховых компаний будет формироваться резерв гарантирования страховых выплат, из которого фондом будут производиться компенсационные и гарантийные выплаты страхователям Выплаты страхователям фонд гарантирует в случаях принудительной ликвидации страховой компании-участника. Как отметили Панораме в ФГСВ, добровольная ликвидация предполагает строгий контроль со стороны надзорного органа и обязательное превышение активов над обязательствами ликвидируемой компании, так что в любом случае интересы страхователя будут защищены. 
 

Об  утверждении Правил о методике расчета  ставки обязательных взносов и условных обязательств, порядке  и сроках уплаты обязательных и чрезвычайных взносов, формирования и учета условных обязательств страховыми организациями - участниками Фонда гарантирования страховых выплат

   

       Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 сентября 2003 года N 346. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 октября 2003 г. за N 2547

С изменениями  и дополнениями постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 15 марта 2004 года № 75      
 

  В целях реализации Закона Республики Казахстан "О Фонде гарантирования страховых выплат" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:      

  1. Утвердить прилагаемые Правила о методике расчета ставки обязательных взносов и условных обязательств, порядке и сроках уплаты обязательных и чрезвычайных взносов, формирования и учета условных обязательств страховыми организациями - участниками Фонда гарантирования страховых выплат.

  2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.     

      3. Департаменту финансового надзора:

     1) совместно с Юридическим департаментом  принять меры к государственной  регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;

     2) в десятидневный срок со дня  государственной регистрации в  Министерстве юстиции Республики  Казахстан довести настоящее  постановление до сведения заинтересованных  подразделений центрального аппарата, территориальных филиалов Национального Банка Республики Казахстан и страховых (перестраховочных) организаций.     

  4. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан.      

 

Правила о методике расчета  ставки обязательных взносов и условных обязательств, порядке  и сроках уплаты обязательных и чрезвычайных взносов, формирования и учета  условных  обязательств страховыми организациями - участниками Фонда  гарантирования страховых выплат 

     Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Фонде гарантирования страховых выплат" и определяют методику расчета ставки обязательных взносов, условных обязательств, порядок и сроки уплаты обязательных и чрезвычайных взносов, а также порядок формирования и учета условных обязательств страховыми организациями, заключившими с Фондом гарантирования страховых выплат договор участия, (далее - страховые организации - участники). 
 

Методика  расчета ставки обязательных взносов, порядок и сроки их уплаты  

          1. Ставка обязательных взносов определяется Фондом гарантирования страховых выплат (далее - Фонд) ежегодно на основании максимального по всем страховым организациям - участникам размера среднемесячных страховых выплат по обязательным видам страхования за истекший финансовый год.     

  2. Ставка обязательного взноса на текущий финансовый год определяется по каждому виду обязательного страхования, по которому законодательными актами Республики Казахстан предусмотрено обязательное участие в Фонде (далее - обязательные виды страхования), по следующей формуле:     

  Ставка (в процентах) = ((МРСВ/12)*5/ОРНСП)*100,

где: 
       МРСВ - максимальный среди всех страховых организаций - участников совокупный размер страховых выплат, начисленный одной страховой организацией - участником за истекший финансовый год по каждому виду обязательного страхования;

     ОРНСП - совокупный размер страховых премий за истекший финансовый год по каждому  виду обязательного страхования, начисленный всеми страховыми организациями - участниками.      

  3. Ставка обязательного взноса, определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, рассчитывается Фондом и не может составлять менее 0,5 процентов и более 2 процентов от общей суммы начисленных страховых премий по каждому обязательному виду страхования за истекший финансовый год. 
       4. Страховые организации - участники в течение 30 календарных дней после завершения финансового года представляют в Фонд информацию о количестве заключенных договоров страхования, общей начисленной сумме страховых премий и страховых выплат за истекший финансовый год по каждому виду обязательного страхования.     

  5. После получения информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, Фонд в течение 30 календарных дней рассчитывает, утверждает ставку обязательных взносов и доводит её до сведения страховых организаций - участников. 
       В случаях установления фактов представления страховыми организациями - участниками недостоверной (неполной) информации о количестве заключенных договоров страхования, общей начисленной сумме страховых премий и страховых выплат Фонд производит корректировку ставки обязательных взносов. При этом, в случае уменьшения ставки обязательных взносов, Фонд зачисляет излишне уплаченные страховыми организациями - участниками суммы в счет уплаты ими будущих взносов за текущий финансовый год. В случае увеличения ставки обязательных взносов страховые организации - участники уплачивают Фонду доначисленные суммы в срок, предусмотренный пунктом 7 настоящих Правил.     

  6. Расчет суммы обязательного взноса производится страховой организацией - участником самостоятельно ежеквартально путем умножения ставки обязательного взноса на сумму начисленных в течение отчетного квартала страховых премий (за минусом страховых премий, начисленных по договорам перестрахования страховым (перестраховочным) организациям - резидентам Республики Казахстан) по каждому виду обязательного страхования, по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.

     7. Уплата обязательных взносов  производится страховыми организациями  - участниками самостоятельно на  счет Фонда в Национальном  Банке Республике Казахстан по  итогам каждого квартала не  позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 

Методика  расчета ставок условных обязательств, порядок  их формирования и  учета     

  

          8. Страховые организации участники Фонда гарантирования страховых выплат формируют и ведут учет своих условных обязательств перед Фондом.    

  9. Ставка условных обязательств определяется Фондом ежегодно на основании максимального размера месячных страховых премий по обязательным видам страхования по всем страховым организациям - участникам Фонда за истекший финансовый год.

     10. Ставка условных обязательств на текущий финансовый год определяется по каждому виду обязательного страхования, по следующей формуле:

     Ставка (в процентах)=((МРСП/12)*6/ОРНСП)*100,

где: 
       МРСП - максимальный среди всех страховых организаций - участников совокупный размер страховых премий, начисленный одной страховой организацией - участником за истекший финансовый год по каждому виду обязательного страхования; 
       ОРНСП - совокупный размер страховых премий за истекший финансовый год по каждому виду обязательного страхования, начисленный всеми страховыми организациями - участниками.      

  11. Ставка условных обязательств, определяемая в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, рассчитывается Фондом и не может составлять менее 1 процентов и более 4 процентов от общей суммы начисленных страховых премий по каждому обязательному виду страхования за истекший финансовый год.

     12. Фонд в течение 30 календарных  дней с момента получения от  всех страховых организаций - участников информации, предусмотренной  пунктом 4 настоящих Правил, рассчитывает, утверждает ставку условных обязательств и доводит её до сведения страховых организаций - участников.

     В случаях установления фактов предоставления страховыми организациями - участниками  недостоверной (неполной) информации о  количестве заключенных договоров страхования, общей начисленной сумме страховых премий и страховых выплат, Фонд производит корректировку ставки условных обязательств.

Информация о работе Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в К