Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:34, дипломная работа
Активное формирование рыночных отношений определяет место страхования в экономической системе России как основного финансового механизма защиты общества от различного рода рисков и опасностей. Эффективные страховые отношения, стимулируя деловую активность и уверенность субъектов рынка, улучшая инвестиционный климат, являются важным условием стабильности и экономического роста в стране. Во многих странах страхование характеризуется как один из стратегических секторов экономики вследствие обеспечения надежной гарантии собственникам возмещения понесенных убытков и наличия огромных инвестиционных ресурсов в страховых компаниях, постоянно вкладываемых в базовые отрасли и перспективные сферы деятельности.
В соответствии с европейским опытом независимые посредники обычно подлежат обязательной регистрации, и их деятельность контролируется государством или уполномоченными им структурами.
В настоящее время, с точки зрения содержания стоящих перед отечественным страхованием задач, российский страховой рынок представляет собой более сложное явление, чем рынки развитых европейских стран. В российских условиях наиболее целесообразной представляется политика поэтапного введения норм регулирования, в принципе соответствующих требованиям Директивы ЕС по страховым посредникам. Порядок допуска страховых посредников для работы на рынке может совершенствоваться на основе специальной программы формирования и развития современных форм посреднической деятельности, которая должна быть частью новой концепции развития отечественного страхования.
Для стимулирования деятельности страховых посредников, расширения и повышения устойчивости её воспроизводственной базы необходимо принять ряд законодательных мер по совершенствованию налогообложения. В частности, следует исключить деятельность страховых посредников по представлению интересов страхователей и/или страховщиков из сферы применения (обложения) налога на добавленную стоимость (НДС), предоставить страховым посредникам возможность для целей налогообложения исчислять доходы, исходя из фактического поступления денежных средств.
В целом, совершенствование страхового и налогового законодательства в указанном выше направлении будет способствовать активизации главных производительных сил отечественного страхового рынка и станет важным фактором развития реального страхования в нашей стране.
Для развития отечественного страхования принципиально важно, чтобы система присвоения рейтингов страховщикам была реально направлена на защиту интересов страхователей - в этом заключается сегодня главное требование к методике присвоения рейтингов надежности страховщиков. Практика показывает, что «коммерческие» рейтинговые агентства (включая зарубежные), для которых, как правило, заказчиком является страховщик, по объективным и субъективным причинам не могут в необходимой степени учитывать интересы потребителей в процессе предоставления своих, являющихся сугубо информационными, услуг.
Необходима разработка научно обоснованных методических рекомендаций по оценке готовности страховщиков выполнять обязательства перед потребителями. Представляется, что государство могло бы поручить разработку этих рекомендаций компетентной научно-исследовательской организации с возможностью привлечения ведущих научных специалистов страховой отрасли.
Методические рекомендации должны учитывать необходимость оценки не только количественных показателей деятельности страховщиков, но и готовности страховщиков платить возмещение потребителям страховых услуг. При этом методические рекомендации должны быть доступны для понимания непрофессиональным пользователям через их обнародование, а также должны периодически обновляться и учитывать как информацию о тенденциях развития рынка в целом, так и об оцениваемой компании в частности.
Применение нового порядка рейтингования приведет к усилению эффективности деятельности рейтинговых агентств и их большей ориентации на страхователей, что станет предпосылкой для профессионализации потребления страховых услуг и важным шагом в деле преодоления кризиса доверия потребителей к страховщикам. Результатом этого в долгосрочном периоде будет формирование предпосылок для положительного развития рынка реального страхования.
Необходимость совершенствования деятельности оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров (экспертов-техников). Оценщики, сюрвейеры, аварийные комиссары (эксперты-техники) взаимодействуют с потребителями и поставщиками страховых услуг на важнейших этапах реализации страховых отношений: при приеме риска на страхование, при исполнении договора страхования и в процессе урегулирования возникающих убытков.
Пути совершенствования деятельности оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров (экспертов-техников):
- уточнение правового статуса сюрвейеров и аварийных комиссаров на российском страховом рынке. Для обеспечения оптимального сочетания интересов потребителей и поставщиков страховых услуг на рынке необходимо четко определить функциональный и, соответственно, правовой статус сюрвейеров и аварийных комиссаров. Формирование правовых институтов сюрвейеров и аварийных комиссаров создаст необходимые предпосылки для обеспечения равного доступа страхователей и страховщиков к услугам этих категорий специалистов специализированных структур;
- законодательное обеспечение возможности страхователей включать затраты на услуги оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров в состав расходов на страхование;
- обеспечение независимости сюрвейеров и аварийных комиссаров; Зависимость этой категории специалистов от поставщиков страховых услуг представляет собой серьёзную проблему, стимулирующую недоверие потребителей к страховщикам и тормозящую развитие отечественного страхования. Равный и свободный доступ страхователей и страховщиков к услугам аварийных комиссаров будет содействовать и решению проблемы независимости суждения аварийных комиссаров о характере, причинах и размерах ущерба. Здесь должен более активно использоваться потенциал обществ по защите прав потребителей, а также реализовываться законодательные инициативы, непосредственно направленные на формирование независимого статуса этих категорий специалистов;
- обеспечение необходимого уровня квалификации сюрвейеров и аварийных комиссаров;
- преодоление олигополистических тенденций на рынке услуг оценщиков, сюрвейеров и аварийных комиссаров. Следует законодательно запретить такие формы олигополизации рынка, как аккредитацию оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров при различных структурах, что будет поддерживать здоровую конкуренцию и отражаться на качестве предоставляемых ими услуг.
Представляется, что этот вопрос нужно решать на основе применения действующего антимонопольного законодательства, активизируя деятельность антимонопольных органов.
На современном этапе развития отечественного страхования должны быть точно определены место и роль страховых актуариев в деле укрепления доверия на страховом рынке и расширения клиентской базы страховых организаций. Современному рынку нужны не только независимые, «ответственные», актуарии, способные дать объективную оценку финансовой устойчивости поставщиков страховых услуг. Сегодня остро проявляется и необходимость постоянного мониторинга, анализа и пересмотра пределов страхуемости рисков. Это, в свою очередь, формирует рыночную потребность и в «активных» актуариях, способных дать адекватный ответ на запросы рынка в условиях нарастания необходимости обеспечения индивидуального подхода в процессе взаимодействия между страховщиками и потребителями страховых услуг.
Первоочередными мерами по развитию деятельности страховых актуариев являются:
- разработка общепризнанных квалификационных требований, стандартов обучения, учебных планов и программ, а также программ повышения квалификации страховых актуариев, включение профессии «актуарий» в общероссийский классификатор;
- активизация деятельности профессиональных объединений актуариев; объединения актуариев очень важны для повышения роли актуариев в развитии страхования. Ассоциации должны определять квалификационные и профессиональные стандарты для своих членов и обеспечивать их соблюдение;
- внедрение в практику российского страхового рынка системы «назначенного» («ответственного») актуария.
Необходимость активизации деятельности по защите прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц. В реальных условиях современного российского страхового рынка наиболее эффективные пути защиты интересов потребителей страховых услуг связаны с активизацией деятельности страховых посредников и государства. Определенные возможности для защиты прав и интересов потребителей на страховом рынке имеют уже действующие общества по защите прав потребителей. В то же время, зарубежный опыт показывает, что, при определенных условиях, полезным инструментом защиты прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц могут стать специализированные общества по защите их прав.
Поддержка информационных технологий в продвижении страховых услуг. В настоящее время информационные технологии не играют заметной роли в страховом обслуживании потребителей в России. Автоматизация различных бизнес-процессов страховых компаний может способствовать привлечению новых страхователей через повышение качества обслуживания, обеспечение «информационной прозрачности» бизнеса и «симметричности» информации для потребителей, максимальную персонификацию отношений со страхователями и снижение стоимости услуг за счет уменьшения аквизиционных расходов и затрат на обработку обращения.
Пути активизации использования информационных технологий на российском страховом рынке:
- преодоление ориентации предлагаемого IТ-компаниями программного обеспечения на определенные стандартные процедуры. Несмотря на относительную стандартность требований, предъявляемых страховыми компаниями к программному обеспечению, деятельность различных страховщиков достаточно специфична;
- повышение квалификации персонала IT-компаний в области страхования. Нехватка соответствующей квалификации у IT-специалистов усугубляет проблему учета специфики деятельности конкретных страховщиков в программном обеспечении;
- повышение уровня доверия страховщиков к представителям IT-компаний. В условиях достаточно жесткой конкуренции страховщики испытывают сильное недоверие к сторонним организациям вследствие необходимости обеспечения безопасности собственных баз данных.
В целом, реализация системы мер по развитию инфраструктуры отечественного страхового рынка, стимулированию здоровой конкуренции между поставщиками страховых услуг, защите интересов страхователей и отечественного страхового капитала при вступлении России в ВТО позволит создать условия для реализации интересов конкретных потребителей и, через это, - запустить механизмы широкого включения страхования в процессы диверсификации экономики, обеспечения равномерного развития страхового рынка и органичного вхождения отечественного страхования в систему международных страховых отношений. Реализация интересов потребителей страховых услуг в системе рыночных отношений позволит преодолеть негативные тенденции, проявившиеся в развитии отечественного страхования, дополнит меры по очищению рынка от квазистраховых операций, будет способствовать подлинному развитию в стране реального рискового страхования в интересах и потребителей, и поставщиков страховых услуг, и государства.
Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов.
Заключение
В настоящее время страхование принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся финансовых институтов экономики.
В условиях ухудшения финансово-экономического состояния страны и в частности многих хозяйствующих субъектов в период мирового кризиса, стало актуальным при выборе страховой компании анализировать ее финансовое состояние, оценивать ее надежность и платежеспособность. Результаты этих мероприятий представляют интерес не только для внутренних пользователей для принятия управленческих решений, но и для внешних, взаимодействующих с конкретной страховой компанией.
Развитие российского рынка страховых услуг неразрывно связано с историей Росгосстраха.
Росгосстрах занимает лидирующие позиции в республике Татарстан по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам.
Одним из важнейших направлений деятельности "Росгосстрах" в республике Татарстан является работа с юридическими лицами, при этом постоянно расширяется спектр предоставленных страховых услуг.
В состав филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Татарстан входят 59 Агентств, находящихся в районах Республики. Одним из таких Агентств является Агентство в городе Буинск, работающее на основе положения утвержденного приказом директора филиала ООО «Росгосстрах» в республике Татарстан.
При исследовании были охвачены результаты двух лет: 2009 и 2010 годы. За это периоды Агентство стабильно выполняло планы и осуществляло страховые операции по следующим видам:
- имущественное страхование, включающее страхование домашнего имущества и страхование квартир на условиях эконом и классика;
- сельскохозяйственное страхование, включая страхование животных;
- страхование от несчастных случаев и болезней, включающее индивидуальное страхование от несчастных случаев и страхование школьников;
- обязательное страхование автогражданской ответственности;
- добровольное автомототранспортное страхование и другие виды страхования.
При изучении были использованы не все виды страхования, а такие как страхование имущества физических лиц, страхование имущества юридических лиц, страхование ответственности, ОСАГО, страхование от несчастных случаев, обязательное личное страхование пассажиров и сельскохозяйственное страхование. Анализ является одним из обязательных предпосылок плана, так как помогает выявлять резервы и учитывать их при разработке планов поступления платежей. Данные анализа используют при подготовке отчетов по результатам деятельности за год или другой период работы.
Информация о работе Анализ деятельности страховой организации