Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:19, реферат
С развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения доходности и конкурентоспособности.
Охрана прав интеллектуальной собственности является международно признанным, динамично развивающимся правовым институтом. Большое внимание ему уделяют в нашей стране, однако ситуация с соблюдением прав интеллектуальной собственности складывается далеко не лучшим образом. Необходимо обеспечить срочное формирование современных механизмов защиты интеллектуальной собственности. При этом правовые методы защиты интеллектуальной собственности необходимо применять в сочетании с технологическими.
С точки зрения законодательства об авторском праве создатели продуктов мультимедиа занимают двойственную позицию. Они одновременно выступают и в роли пользователей, т.е. лиц, которые используют чужие произведения, и в роли правообладателей, заинтересованных в охране результатов своей деятельности. При этом создатели продуктов мультимедиа испытывают потребность во все большем репертуаре произведений, которые они смогли бы включить в качестве элементов в создаваемые сложные комплексные результаты.
Между тем для решения данной проблемы существуют уже все необходимые юридические предпосылки. Как следует из Закона, организации, управляющие авторскими и смежными правами на коллективной основе, создаются для практической реализации этих прав в тех сферах, в которых заключение индивидуальных договоров становится невозможным или затруднительным. Смысл коллективного управления состоит как раз в том, чтобы обеспечить имущественные права обладателей авторских и смежных прав в таких случаях.
Основными задачами обществ, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, являются сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительными задачами являются: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера. Общества по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе призваны осуществлять не только сбор и распределение вознаграждения за различные виды использования произведений, но и представительство интересов правообладателей.
В Директиве Европейского союза (далее - ЕС) "О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе" выделяется пять категорий правообладателей: авторы, исполнители, производители фонограмм, изготовители аудиовизуальных произведений, телерадиовещательные организации.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед Российским государством, является формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Почти все негативные явления, с которыми приходится сталкиваться в сфере интеллектуальной собственности российским гражданам и организациям, так или иначе связаны с двумя основными проблемами: малым объемом и медленным развитием рынка интеллектуальной собственности. Основными причинами такого положения являются неупорядоченность отношений, трудности при реализации прав и их использовании, большое количество правонарушений, отсутствие развитой инфраструктуры и единой государственной политики и саморегулирующихся механизмов в данной области.
Основной
целью государственной политики и усилий
всех заинтересованных лиц в сфере интеллектуальной
собственности в настоящее время должно
быть формирование такой системы реализации
прав интеллектуальной собственности
и такого механизма ответственности за
их нарушения, при которых соблюдать права
интеллектуальной собственности было
бы не сложно, а нарушать - чрезвычайно
невыгодно. Для достижения этой цели необходимо
разумно сочетать предоставление удобных
и недорогих способов соблюдения законодательства
с обеспечением неотвратимости применения
санкций за его нарушение.
1.2
Подготовка внешней и внутренней информации
при оценке интеллектуальной собственности
Предприятие работает в системе, в связи с чем система информации предполагает изучение 3-х уровней информации:
1. макроэкономическая (внешняя);
2. отраслевая (внешняя) (ее анализ наиболее важен);
3. внутренняя (информация, связанная с деятельностью предприятия).
Разделы отчета, подготавливаемого для оценки интеллектуальной собственности:
а) макроэкономический обзор;
б) анализ отрасли/рынка продукции;
в) характеристика предприятия.
Внешняя информация:
• макроэкономические риски относятся к систематическим рискам: страновым, политическим, инфляционным, социальным, экономическим, изменению процентных ставок;
• отраслевые риски (влияние потребителей и поставщиков; условия конкуренции; ограничения для вступления в отрасль и др.)
Существуют также факторы из международных стандартов, учитываемые при оценке рисков:
• информация с рынков конкурентов: достижимая ставка отдачи по альтернативным инвестициям (необходима для определения правильности расчета ставки дисконтирования); сделки на фондовом рынке (аналоги, цена – используются в сравнительном подходе); процессы в отрасли, связанные со слияниями и поглощениями;
• рыночный спрос на продукцию;
• основные соотношения – пропорции и коэффициенты у лидеров отрасли (в качестве проверки на здравый смысл);
• будущие конкуренты;
• «мощность» клиентов и поставщиков.
Внутренняя информация (перечень информации – посылается до заключения договора об оценке):
• устав (наименование организации, реквизиты);
• реестр акционеров и сведения о крупнейших из них;
• структура уставного капитала (количество обыкновенных и привилегированных акционеров; балансовая стоимость акций и др.);
• бухгалтерская отчетность (формы № 1–5 за 2-3 года);
• бизнес-план, бюджеты, прогнозы, программы развития, т.е. плановые документы (за эту информацию отвечает оценщик, фирма-оценщик может лишь только ее проверить, обосновать и внести коррективы);
• характеристика основной деятельности, виды продукции, цены, объемы выпуска;
• расшифровки прочих видов деятельности, доходы и расходы по ним;
• структура затрат на производство (необходимо учитывать только типичные доходы и расходы);
• наиболее крупные договоры с поставщиками и подрядчиками, потребителями продукции;
• информация о персонале (численность, заработная плата, данные о руководителях);
• организационная структура предприятия;
• дивидендная история;
• информация о переданном в залог имуществе, а также арендованном и арестованном;
• расшифровка отдельных статей баланса: внеоборотные и оборотные активы; нематериальные активы (есть ли значимые? Если же их будем оценивать, то делаем дополнительный запрос); ОС (соответствие балансовой стоимости рыночной); незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения; дебиторская задолженность; расшифровка долгосрочной и краткосрочной задолженностей (кредиты на какой срок и величина процентов). Источники информации, используемые оценщиками для подготовки отчета об оценке объекта:
• данные ГКС, периодических изданий (с прогнозами), ППРФ-ва, законодательство, нормативные акты;
• статистические данные по отраслям, www-сайты;
• информация, предоставленная Заказчиком/Предприятия;
• результаты интервью с менеджментом;
• и др.
1.3
Классификация методов оценки объектов
интеллектуальной собственности
В соответствии с международными стандартами при оценке рыночной стоимости различных объектов оценки рекомендуется использовать три основных подхода:
затратный подход (затратные методы оценки);
рыночный подход (рыночные методы оценки);
доходный подход (доходные методы оценки).
При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Для целей бухгалтерского учета оценка имущества, приобретаемого за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
В соответствии с п.1.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения (в том числе и в нематериальные объекты) и прочие финансовые активы, а также финансовые обязательства. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств в целях выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете обязательств. При этом проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при ликвидации и реорганизации, а также в ряде иных случаев. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен (Приказ Минфина России N 49, п.3.3), т.е. на практике для данного конкретного случая необходимо определить рыночную стоимость ранее неучтенных объектов, которую также можно (иногда даже целесообразно) оценивать затратными методами.
В соответствии с п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Таким образом, затратный метод прямого суммирования фактических затрат без учета времени их совершения служит основным методом для определения балансовой (бухгалтерской) стоимости интеллектуальной собственности в нематериальных активах. Обязательным условием использования данного метода оценки для целей бухгалтерского учета является наличие первичных бухгалтерских документов, подтверждающих фактические затраты по каждому отдельному объекту учета, а главное достоинство метода суммирования фактических затрат - простота. Однако есть у данного метода и недостатки, к которым следует отнести отсутствие учета влияния изменения стоимости денег во времени и инфляции, а также сложность выделения в бухгалтерском учете фактических затрат по конкретным объектам оценки. Кроме того, данный метод не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки и способность объекта оценки приносить доход.
Расчет стоимости интеллектуальной собственности методом замещения основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении альтернативных объектов собственности и предполагает, что покупатель, проявляя должную осведомленность и благоразумие, никогда не заплатит за объект оценки большую сумму, чем та, в которую обойдется получение соответствующего аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый период без существенных задержек. Этот метод оценки может привести к объективным результатам тогда, когда можно точно оценить величину затрат на создание (приобретение) альтернативного объекта интеллектуальной собственности за счет собственных усилий покупателя (инвестора), или тогда, когда на рынке есть альтернативные предложения аналогичных по назначению и качеству объектов при непременном условии наличия конкурентного рынка и относительного равновесия спроса и предложения. Метод широко используется при оценке объектов интеллектуальной собственности массового спроса, например при оценке программного обеспечения для ЭВМ или специализированного программного обеспечения (скажем, программ автоматизированного ведения бухгалтерского учета).