Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Данные
исследований свидетельствуют о
недостаточной инновационной
Характеристика инновационности национальных экономик.
Страна | Осваивают новую продукцию, % | Внедряют новую технологию, % | Расходы на НИОКР, % объема продаж |
Россия | 45,6 | 29,5 | 0,4 |
Чехия | 36,4 | 23,5 | 0,2 |
Ирландия | 62,3 | 38,1 | 0,7 |
Корея | 57 | 16,2 | 0,1 |
Бразилия | 96,3 | 36,6 | 0,9 |
Китай | 67,9 | 42,7 | 2,5 |
Индия | - | 31,9 | 0,5 |
России необходима инновационная модернизация, основой которой выступают:
Существует три ключевых вопроса:
1. Какова
стратегическая цель
2. Каким
ресурсом обеспечить
3. Как обеспечить достижение стратегической цели намеченным ресурсом?
Итак, стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.
Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития – кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.
Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.
Главное
достоинство предлагаемого
Зарубежный опыт.
Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций. Как сообщает портал деловых новостей BFM.Ru, в итоговой таблице ITIF Россия заняла 35-е место.
При составлении рейтинга ITIF учитывал 16 индикаторов, отнесенных к шести категориям и взвешенных с учетом значимости.
1. Человеческий
капитал: высшее образование у
граждан возрастной группы 25—34 года;
число сотрудников научных и
исследовательских учреждений
2. Инновационный
потенциал: корпоративные
3. Предпринимательство:
инвестиции в венчурный
4. Инфраструктура информационных технологий (IT): современные технологии государственного и муниципального управления (e-government); широкополосные коммуникации; корпоративные инвестиции в IT.
5. Экономическая
политика: эффективная ставка
6. Экономические результаты: торговый баланс; приток прямых иностранных инвестиций; реальный ВВП на душу населения трудоспособного возраста; производительность труда.
В отличие от ряда опубликованных в последнее время исследований, согласно которым США занимают лидирующие позиции по критерию инноваций и конкурентоспособности, в отчете ITIF среди 40 стран и регионов у США лишь шестое место с итоговым баллом 63,9, что на 15% ниже результата лидера рейтинга — Сингапура (73,4). Группа ЕС-15, включающая 15 ведущих государств Европы, занимает 18 место в итоговом списке с суммой баллов 52,5, отставая от Сингапура на 40%. По данным анализа ITIF, вопреки распространенному мнению, США не являются безусловным и недосягаемым лидером в плане конкурентоспособности в мире, но тем не менее, существенно опережают Европу.
(Группа ЕС-15: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания).
Более того, согласно отчету ITIF, за прошедшее десятилетие прогресс в США в направлении развития инновационной наукоемкой экономики был наименьшим в рассматриваемой выборке. В группе ЕС-15 было отмечено некоторое улучшение, но темпы его ниже среднего по выборке и итоговое место — 29.
Если ЕС-15 будет сохранять по темпам развития такой же отрыв от США, то к 2020 году регион опередит США по инновационной конкурентоспособности, — делает вывод ITIF.
Для успешного
развития и повышения инновационной
конкурентоспособности
1. Стимулирование инноваций в компаниях. В том числе необходимы налоговые льготы на исследования и разработки (R&D), а также другие виды стимулов, например, ускоренная амортизация, чтобы увеличивались инвестиции в новое оборудование, в частности IT, важны также и другие нормативы, которые поощряют инвестиции в главные экономические блоки, определяющие рост экономики, например, развитие кадрового потенциала.
2. Открытость
для иммиграции
3. Развитие
«цифровой» экономики.
4. Поддержка
всех институтов, необходимых для
инноваций. Важно увеличивать
финансирование не только
5. Эффективная
государственная политика в
При правильном
подходе давление конкуренции между
странами может привести к общему
и повсеместному росту конкурентоспособности
и производительности, что в конечном
итоге пойдет на пользу не только отдельным
государствам, но и мировой экономике
в целом. Но если в результате конкуренции
государства начнут практиковать варианты
«игры с нулевой суммой» и стратегии «сделай
соседа нищим», в особенности те экономики,
которые ориентируются на рост за счет
экспорта и протекционистскую и меркантилистскую
политику, тогда глобальная экономика
только проиграет.
Все государства должны создавать необходимую базу, благодаря которой международная конкуренция будет стимулировать движение всех субъектов мировой экономики к инновационному и максимально быстрому развитию, но таким образом, чтобы это поддерживало, а не ограничивало глобальный рост. На США и Европе, лидировавших в 20 веке, лежит обязанность возглавлять это движение в 21 веке.
В итоговой таблице ITIF группа ЕС-15 опережает США только по трем из 16 индикаторов: эффективная ставка налогообложения корпораций, торговый баланс, приток прямых иностранных инвестиций.
При этом в рамках европейской группы существуют значительные различия. Швеция занимает второе место среди всех рассмотренных стран и регионов и по сумме баллов на 11% опережает США. Дания в списке четвертая. Все остальные страны из ЕС-15 отстают от США, показатель Испании составляет только 68% суммы США. Италия, Греция и Португалия уступают некоторым развивающимся странам (Греция в итоговом списке расположилась даже ниже России).
В рамках группы ЕС-10 также показатели заметно колеблются: Польша набирает по сумме баллов на 45% меньше, чем США, а Эстония опережает Испанию.
(Группа ЕС-10 включает 10 новых государств, вступивших в ЕС в 2004 году: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения).
Важно отметить при сравнении, что между штатами США показатели также существенно варьируют: в лидирующем Массачусетсе доля расходов на R&D в структуре экономики в восемь раз выше, чем в Миссисипи, замыкающем рейтинг. На самом деле, штаты с самыми высокими баллами, такие как Массачусетс, Вашингтон, Мэриленд, вероятно, значительно опережали бы Швецию и другие европейские страны, если бы они входили в состав рейтинга как самостоятельные государства.
Хотя США пока располагаются выше Европы, по показателям динамики ситуация обратная. В последние несколько лет страны ЕС-15 добились большего прогресса по всем 16 индикаторам в целом, чем США (хотя темп изменения в европейской группе все еще ниже среднего по выборке).
Это неудивительно, если учитывать работу Европейской комиссии и каждого из национальных государств Европы в направлении развития экономической модели, опирающейся на инновации и знания. В частности, было очень много сделано в сфере финансирования исследований и разработок. В противоположность этому, американские чиновники действовали менее активно, отчасти ввиду распространенной точки зрения, что США фундаментально не конкурируют с другими странами, либо удерживают неоспоримое лидерство и что так будет и впредь.
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт формирования инновационной экономики