Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:00, реферат
Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Управления и Территориального Развития
Кафедра экономики
Реферат по предмету Инновационная экономика на тему:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Выполнен студенткой группы 1485-1
Пантелеевой О.С.
Казань - 2012
Взаимодействие малого
и крупного бизнеса в инновационной сфере
Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.
Сотрудничество малого и
крупного бизнеса в научно-технической
сфере является относительно молодой
формой экономических отношений, в
которой малые предприятия
Одной из распространенных форм взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении труда между контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, в том числе инновационными).
Как правило, контрактор сохраняет
за собой лишь отдельные элементы
производственного цикла: сборку, упаковку,
дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы
же выполняют весь комплекс работ
и услуг, проводят научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Система подрядчиков позволяет
крупному бизнесу освобождаться
от экономически невыгодного производства,
сокращать производственный цикл, минимизировать
затраты за счёт отказа от организации
собственного производства, снижать
транзакционные издержки, а также
завоевывать свободные рыночные
ниши и расширять сферу своего
влияния с помощью более
Малым инновационным предприятиям
в свою очередь партнёрство
Важным для представителей малого бизнеса является вступление в производственные сети крупных компаний за рубежом, поскольку в данном случае малые инновационные предприятия становятся «отправной точкой роста» мировой экономики. Предприятия, следовательно, функционируя в едином комплексе, оптимально распределяют ресурсы в мировом масштабе, устанавливают полезные взаимосвязи между различными звеньями экономики.
Таким образом, подрядные отношения предоставляют всем участникам интеграционного процесса огромные преимущества, хотя и устанавливают при этом жёсткие требования сотрудничества, к которым относятся: строгое соблюдение договорных обязательств; требование своевременной поставки продукции; рациональное размещение субъектов малого бизнеса вокруг крупной компании; жёсткий контроль качества.
Из этого следует, что малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические параметры продукции и условия поставки, но и применять современные принципы управления в своей деятельности. Субподрядчики должны соответствовать требованиям, предъявляемым головным предприятием, приспосабливаться к изменяющимся условиям и разрабатывать стратегию своего развития совместно с подрядчиком.
Всё это, несмотря на тенденцию
партнерских отношений, ставит малое
инновационное предприятие в
зависимость от крупного бизнеса
и снижает возможность
В России контрактные отношения
субъектов малого инновационного и
крупного бизнеса распространены недостаточно.
Большинство крупных
Напротив, получает всё большее
распространение
Все большую популярность
приобретает система договорных
отношений между субъектами малого,
в том числе инновационного, и
крупного бизнеса, называемая «франчайзинг».
По этому соглашению собственник
продукта, процесса, услуги или торговой
марки предоставляет право
В зависимости от вида хозяйственной деятельности и места предпринимательской сети на рынке товаров и услуг выделяют следующие виды франчайзинга: товарный, производственный и деловой, а также корпоративный при условии их объединения.
В рамках товарного франчайзинга франчайзером является крупный производитель, продающий продукцию дилеру – франчайзи, которым выступает малое предприятие. Оно занимается реализацией продукции франчайзера под его торговой маркой и послепродажным обслуживанием. В случае производственного франчайзинга головное предприятие продает малым предприятиям технологию изготовления определённого продукта. При деловом франчайзинге малое предприятие полностью включается в производственные цикл крупного предприятия – от поставки сырья до формирования финансовой и бухгалтерской отчётности.
Широкое использование франчайзинга
объясняется определёнными
Вовлечённость франчайзера
в инновационный процесс и
заинтересованность его в получении
инновации может способствовать
обучению персонала малого предприятия,
проведению НИОКР, внедрению результатов
в производство и распространению
технологий и инновационной продукции.
Работа под известной торговой маркой
даёт возможность малым
Таким образом, франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В инновационном бизнесе
России франчайзинг ещё не получил
широкого распространения, хотя потенциальные
возможности для его внедрения
достаточно велики. Основным фактором,
сдерживающим развитие франчайзинга в
нашей стране, является несоответствие
между жёсткими едиными стандартами,
критериями, устанавливаемыми франчайзером,
и специфичными конкретными условиями
работы франчайзи. Существен также
разрыв между длительным сроком действия
договора франчайзинга и непредсказуемостью
динамики параметров хозяйственной
деятельности малого предприятия в
силу отсутствия стабильности в экономике
страны. Негативным фактором является
отсутствие должного уважения к интеллектуальной
собственности, эффективных мер
её защиты. К тому же, развитию франчайзинга
препятствует нормативно-правовая база,
не стимулирующая рост малых инновационных
предприятий, которые работают по технологиям
отечественных и зарубежных франчайзеров,
распространяющих нововведения и поддерживающих
высокий уровень
Эффективность инновационной
политики государства зависит также
от состояния и дальнейшего
Подобное партнёрство даёт возможность реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом разработки инновационных технологий, процессов и продукции, с другой – характеризуются повышенной неопределённостью результатов и рисками. Такое сотрудничество обеспечивает централизацию проектов, доведение их до стадии реализации и финансирование, диверсификацию риска между субъектами предпринимательской сети, доступ к зарубежным достижениям в случае международной интеграции.
Формирование
По мере роста объёмов производства, доли на рынке и финансового положения венчурной группы могут возникнуть условия для учреждения отдельного малого венчурного предприятия. Хотя предприятие и является самостоятельной единицей, развивается оно, как правило, за счёт ресурсов крупной компании, а значит и зависит от неё. Целью деятельности такого венчура является укрепление, прежде всего, позиций основного производства, поддержание его эффективности.
Если же крупной компании необходимо освоение принципиально нового продукта, проникновение в новые области деятельности, то она может привлечь малые инновационные предприятия со стороны, занимающиеся самостоятельной разработкой и внедрением проектов на рынок. Такие венчуры, чаще всего, более устойчивы и независимы от основного производства.
Именно такая интеграция способствует, с одной стороны, тому, что НИОКР освобождены от давления производства и развиваются в интересах всей структуры, с другой – деятельность малых инновационных предприятий избавляется от риска потерь в результате непредсказуемости результатов исследований и разработок.
Интеграция предприятий
в венчурные сети может быть прямой
и косвенной. Прямая представляет собой
покупку акций малого предприятия
без активного участия
В свою очередь, косвенная
интеграция осуществляется в двух вариантах.
При первом, когда донор включается
в качестве держателя акций в
венчурное партнёрство, предоставляемый
им капитал образует фонд, за счёт которого
финансируется акционерный
Используя средства крупных
компаний, фирма венчурного капитала
вносит один процент и становится
генеральным партнёром. Крупные
инвесторы вносят остальные 99 % и
становятся ограниченными партнёрами.
Собранный капитал
Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной экономике