Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВ МАЛ И КРУП БИЗН СЕМ 3.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Управления и  Территориального Развития

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету Инновационная  экономика на тему:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЙ  СФЕРЕ

 

 

 

 

 

Выполнен студенткой группы 1485-1

Пантелеевой О.С.

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2012 
Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной сфере

 

Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и  крупного бизнеса, а на их эффективном  сочетании и взаимодействии. Крупные  предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений  экономического роста, создания благоприятных  условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости  от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый  бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может  организовать масштабное производство и реализацию товаров без его  участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса  является частью крупных многоотраслевых  систем.

Сотрудничество малого и  крупного бизнеса в научно-технической  сфере является относительно молодой  формой экономических отношений, в  которой малые предприятия принимают  активное участие. Обусловлено это, прежде всего, научно-техническим прогрессом, развитием наукоёмких отраслей, ростом наукоёмкости производства. Способы  взаимодействия малого инновационного бизнеса с крупными компаниями весьма разнообразны. Они сотрудничают в  сфере наукоёмкого производства, включая субподрядные отношения; в  области организации и ведения  инновационного бизнеса с использованием франчайзинга; в сфере инвестирования через систему венчурного финансирования высокорисковых проектов и посредством  развития лизинга.

Одной из распространенных форм взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении труда  между контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, в том числе инновационными).

Как правило, контрактор сохраняет  за собой лишь отдельные элементы производственного цикла: сборку, упаковку, дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы же выполняют весь комплекс работ  и услуг, проводят научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

Система подрядчиков позволяет  крупному бизнесу освобождаться  от экономически невыгодного производства, сокращать производственный цикл, минимизировать затраты за счёт отказа от организации  собственного производства, снижать  транзакционные издержки, а также  завоевывать свободные рыночные ниши и расширять сферу своего влияния с помощью более быстрой  реакции малых предприятий на изменение рыночного спроса.

Малым инновационным предприятиям в свою очередь партнёрство предоставляет  также ряд преимуществ в существовании  и их возможном росте. Преимущества заключаются в возможности диверсификации риска, обеспечении стабильной деятельности и гарантированного рынка сбыта, повышении технологического уровня производства, получении финансовой поддержки, а также гарантий платежей.

Важным для представителей малого бизнеса является вступление в производственные сети крупных  компаний за рубежом, поскольку в  данном случае малые инновационные  предприятия становятся «отправной точкой роста» мировой экономики. Предприятия, следовательно, функционируя в едином комплексе, оптимально распределяют ресурсы  в мировом масштабе, устанавливают  полезные взаимосвязи между различными звеньями экономики.

Таким образом, подрядные  отношения предоставляют всем участникам интеграционного процесса огромные преимущества, хотя и устанавливают  при этом жёсткие требования сотрудничества, к которым относятся: строгое  соблюдение договорных обязательств; требование своевременной поставки продукции; рациональное размещение субъектов  малого бизнеса вокруг крупной компании; жёсткий контроль качества.

Из этого следует, что  малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические  параметры продукции и условия  поставки, но и применять современные  принципы управления в своей деятельности. Субподрядчики должны соответствовать  требованиям, предъявляемым головным предприятием, приспосабливаться к  изменяющимся условиям и разрабатывать  стратегию своего развития совместно  с подрядчиком.

Всё это, несмотря на тенденцию  партнерских отношений, ставит малое  инновационное предприятие в  зависимость от крупного бизнеса  и снижает возможность расширения отношений с другими клиентами. Помимо этого, высокие требования головного  предприятия создают технические  барьеры для входа в действующие  сети новых малых предприятий.

В России контрактные отношения  субъектов малого инновационного и  крупного бизнеса распространены недостаточно. Большинство крупных предприятий  располагают полным циклом производства, что, с одной стороны, возможно, повышает надёжность работы, а с другой –  не позволяет сформировать конкурентные преимущества. Причины этому –  недостаточная концентрация ресурсов на стратегических направлениях деятельности, невозможность полноценного объединения  технологического процесса и исследований, низкая производительность труда, слабая инновационная активность. Поэтому  немногие крупные предприятия в  РФ используют субконтрактацию в  качестве стратегии своего инновационного развития.

Напротив, получает всё большее  распространение субконтрактация, применяемая малыми предприятиями  для организации собственного производства. Малые инновационные предприятия  разрабатывают научные проекты  самостоятельно, производят основные инновационные узлы, занимаются финишной сборкой. Все остальные детали изготавливает  крупное предприятие. Это позволяет  малым предприятиям производить  качественную продукцию, не тратить  средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей, что  в свою очередь существенно повышает конкурентоустойчивость как самого малого предприятия, так и всей интеграционной структуры.

Все большую популярность приобретает система договорных отношений между субъектами малого, в том числе инновационного, и  крупного бизнеса, называемая «франчайзинг». По этому соглашению собственник  продукта, процесса, услуги или торговой марки предоставляет право использования  актива другим организациям за определённую плату.

В зависимости от вида хозяйственной  деятельности и места предпринимательской  сети на рынке товаров и услуг  выделяют следующие виды франчайзинга: товарный, производственный и деловой, а также корпоративный при  условии их объединения.

В рамках товарного франчайзинга франчайзером является крупный производитель, продающий продукцию дилеру –  франчайзи, которым выступает малое  предприятие. Оно занимается реализацией  продукции франчайзера под его  торговой маркой и послепродажным обслуживанием. В случае производственного франчайзинга головное предприятие продает малым  предприятиям технологию изготовления определённого продукта. При деловом  франчайзинге малое предприятие  полностью включается в производственные цикл крупного предприятия – от поставки сырья до формирования финансовой и бухгалтерской отчётности.

Широкое использование франчайзинга объясняется определёнными преимуществами, получаемыми обеими сторонами –  как мелкими предпринимателями, так и крупными компаниями. Последние  с помощью этой системы увеличивают  объёмы бизнеса, привлекают дополнительный капитал за счёт финансовых средств  франчайзи, расширяют рынки сбыта  производимой продукции, повышают эффективность  производства и управления. Для франчайзи  вступление в предпринимательские  сети является наиболее лёгким способом учреждения нового предприятия и  осуществления своей деятельности. Поскольку крупная компания может  при заключении контракта предоставить субъекту малого бизнеса льготный кредит, основные фонды, информацию о состоянии рынка, поставщиках и покупателях, системе сбыта продукции, методах работы.

Вовлечённость франчайзера  в инновационный процесс и  заинтересованность его в получении  инновации может способствовать обучению персонала малого предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов  в производство и распространению  технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее  утверждаться на внутренних и внешних  рынках.

Таким образом, франчайзинг  создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что  в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений  способствует развитию малых инновационных  предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.

В инновационном бизнесе  России франчайзинг ещё не получил  широкого распространения, хотя потенциальные  возможности для его внедрения  достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в  нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями  работы франчайзи. Существен также  разрыв между длительным сроком действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики параметров хозяйственной  деятельности малого предприятия в  силу отсутствия стабильности в экономике  страны. Негативным фактором является отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности, эффективных мер  её защиты. К тому же, развитию франчайзинга препятствует нормативно-правовая база, не стимулирующая рост малых инновационных  предприятий, которые работают по технологиям  отечественных и зарубежных франчайзеров, распространяющих нововведения и поддерживающих высокий уровень инновационности  национальной экономики.

Эффективность инновационной  политики государства зависит также  от состояния и дальнейшего развития предпринимательских сетей, объ-единяющих  крупную компанию-производителя, компании венчурного капитала и малый инновационный  бизнес.

Подобное партнёрство  даёт возможность реализовывать  проекты, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом разработки инновационных технологий, процессов  и продукции, с другой – характеризуются  повышенной неопределённостью результатов  и рисками. Такое сотрудничество обеспечивает централизацию проектов, доведение их до стадии реализации и финансирование, диверсификацию риска  между субъектами предпринимательской  сети, доступ к зарубежным достижениям  в случае международной интеграции.

Формирование предпринимательских  сетей возможно по различным схемам. Одной из них является внедрение  в крупные предприятия организационных  структур в виде научно-исследовательских  групп. Цель их образования – ускорение  процесса НИОКР на предприятии-производителе, причём научная группа несёт полную ответственность за весь цикл работ.

По мере роста объёмов  производства, доли на рынке и финансового  положения венчурной группы могут  возникнуть условия для учреждения отдельного малого венчурного предприятия. Хотя предприятие и является самостоятельной  единицей, развивается оно, как правило, за счёт ресурсов крупной компании, а значит и зависит от неё. Целью  деятельности такого венчура является укрепление, прежде всего, позиций основного  производства, поддержание его эффективности.

Если же крупной компании необходимо освоение принципиально  нового продукта, проникновение в  новые области деятельности, то она  может привлечь малые инновационные  предприятия со стороны, занимающиеся самостоятельной разработкой и  внедрением проектов на рынок. Такие  венчуры, чаще всего, более устойчивы  и независимы от основного производства.

Именно такая интеграция способствует, с одной стороны, тому, что НИОКР освобождены от давления производства и развиваются в  интересах всей структуры, с другой – деятельность малых инновационных  предприятий избавляется от риска  потерь в результате непредсказуемости  результатов исследований и разработок.

Интеграция предприятий  в венчурные сети может быть прямой и косвенной. Прямая представляет собой  покупку акций малого предприятия  без активного участия венчурного капитала в его деятельности. Однако такая форма применяется очень  редко по причине высокого риска  и длительных сроков окупаемости  проектов. Гораздо чаще используется косвенная форма – через партнёрскую  группу, которая осуществляет подбор фирм, нуждающихся в финансовой поддержке, и доноров – крупного предприятия, банков, пенсионных фондов, а также  оказывает им консультационные и  информационные услуги.

В свою очередь, косвенная  интеграция осуществляется в двух вариантах. При первом, когда донор включается в качестве держателя акций в  венчурное партнёрство, предоставляемый  им капитал образует фонд, за счёт которого финансируется акционерный капитал  рискованного предприятия. При втором варианте партнёр является посредником, ищет для донорского капитала приложение в малые инновационные предприятия.

Используя средства крупных  компаний, фирма венчурного капитала вносит один процент и становится генеральным партнёром. Крупные  инвесторы вносят остальные 99 % и  становятся ограниченными партнёрами. Собранный капитал распределяется между несколькими малыми фирмами, входящими в сеть и занимающимися  инновациями. Однако фонды при таких  условиях финансируют только незначительную часть проектов, оценённых с помощью  квалифицированных экспертов.

Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной экономике