Влияние инфляционных процессов на оценку инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:08, доклад

Описание работы

Влияние инфляции – один из факторов, которые всегда должны учитываться в инновационных расчетах, даже если темпы роста цен невысоки. Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции российских предприятий.

Работа содержит 1 файл

Влияние инфляции.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

Влияние инфляционных процессов  на оценку инновационных  проектов.

    Влияние инфляции – один из факторов, которые  всегда должны учитываться в инновационных  расчетах, даже если темпы роста  цен невысоки. Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции российских предприятий.

    Часто для измерения  инфляции используют индексы цен, то есть относительные показатели, характеризующие  темпы роста цен.

    Существует  множество видов как формул для  расчета индекса цен, так и  самих этих индексов.

    Прямое  практическое использование  индексов цен в  рамках инновационного анализа связано  с расчетом неизменных цен. Такие цены определяются на основе текущих цен, то есть цен, по которым реально можно приобрести товар в данный момент времени. Именно благодаря индексам цен, можно перейти от текущих цен к неизменным, то есть к ценам, отражающим стабильную покупательскую способность валюты страны.

    При расчете базовых цен органами статистики устанавливается некий  “стартовый” год, уровни цен которого принимаются за единицу и по отношению  к которому и определяется вся  последующая динамика цен.

    При наличии таких рядов базисных индексов цен расчет неизменных цен  может быть произведен по следующей  формуле:

    Где P - стоимость товаров в неизменных ценах; P - стоимость товаров в t-году в текущих ценах; PI - базисный индекс цен в году t; PI - базисный индекс цен в стартовом году b.

    Такого  рода зависимость широко используется при прогнозировании будущих  потоков денежных поступлений по инновационным проектам.

    Речь  идет о том, что денежные поступления  и выгоды от реализации проекта прогнозируются в неизменных ценах, а затем, на основе тех или иных прогнозов инфляции, приводятся к текущим ценам будущих  лет.

    Особенно  серьезная проблема, связанная с учетом инфляции в инновационных  расчетах, состоит  в оценке изменений  пропорций цен.

    Суть  этой проблемы в том, что даже в период инфляции, когда все  цены в экономике  как бы “несутся” на гребне некого макроэкономического процесса, они все же меняются и относительно друг друга, поскольку некоторые товары дорожают медленнее, чем другие.

    Одно  из наиболее заметных внешних проявлений инфляции – рост процентных ставок по депозитам и кредитам и желательный уровень доходности инвестиций.

    По  определению, номинальная процентная ставка показывает каким-либо образом  оговоренную ставку доходности по инвестированным  в инновации денежным суммам и  рост этой суммы за определенный период времени в процентах.

    В отличие от номинальной, реальная процентная ставка показывает рост покупательской способности первоначально инвестированных  денежных сумм с учетом как номинальной процентной ставки, так и темпа инфляции, то есть характеризует изменение реальной стоимости денег.

    Показатель  реальной стоимости денег обратно  пропорционален индексу инфляции, то есть среднегодовому индексу прироста цен.

    Если  принять, что индекс инфляции равен  h и он не меняется год от года, то за n лет индекс цен будет равен:

    Тогда индекс покупательской способности  денег рассчитывается, как:

    Реальная  стоимость S номинальной наращенной суммы S определяется:

    Таким образом, стоимость  денег в будущем  тем больше, чем  выше процентная ставка, и тем меньше, чем  выше индекс инфляции.

    Постараемся объяснить первый случай. Чем выше процентные ставки, тем дороже обходится ликвидность, т.е. тем больше надо заплатить за то, что деньги находятся у вас на руках. И чем выше будут эти ставки, тем меньше людей будут готовы платить «цену» за наличные, т.е. больше людей постараются не иметь на руках свободных денег. Следовательно, спрос на неиспользуемые денежные суммы непосредственно связан с величиной процентных ставок: чем выше процентные ставки, тем выше стоимость сохранения у себя наличных денег.

    Говоря  о влиянии инфляции на вложения в инновации, необходимо упомянуть  о категории инфляционных ожиданий, то есть о тех прогнозах инфляции, из которых исходят кредиторы и заемщики.

    Завышенность  таких ожиданий может  иногда стать причиной серьезных потерь при непродуманной  финансовой политике. 

    В заключении хочу поделиться мнением  проректора Высшей школы экономики, профессора Евгения Евгеньевича Гавриленкова об инновациях в России.

Для того чтобы  запустить спрос на инновации, Россия вовсе не  нуждается в особой промышленной политике. В Японии, например, промышленная политика оказалась успешной: государство способствовало возникновению крупных интегрированных компаний — своего рода локомотивов инновационного развития страны. Профессор считает, что для нашей страны промышленная политика отнюдь не главное. Главное — создать нормальную институциональную и макроэкономическую среду.

Что же портит эту среду в нашей стране и мешает развитию инноваций?

Во-первых, дорогие деньги. Высокая и непредсказуемая инфляция — один из ключевых факторов, который мешает нормально думать о будущем. Предыдущие годы мы жили с инфляцией в 10—15%, а это очень много по меркам тех стран, где есть инновации и быстрое развитие промышленного производства. Даже Китай не жил с такой высокой инфляцией, не говоря уже про развитый мир.

Я убеждён, что несерьёзно рассуждать на тему промышленной политики как инструмента более точной настройки системы, пока мы не добьёмся инфляции в 2—3%. Только в этом случае бизнес сможет развивать инновации. Инфляция ведь неудобна не только с точки зрения дальнейшего планирования. Разрыв между уровнем российской инфляции и инфляцией в остальном мире каждый год приводила, приводит и будет приводить к снижению конкурентоспособности продукции отечественной промышленности.

Во-вторых, необходима уверенность в будущем. Слабость институтов и конкурентной среды, неопределённость правового поля, отсутствие независимой судебной системы, достаточно произвольные решения, порой принимаемые регуляторами, — это факторы, не стимулирующие инновации. В нашей экономике не хватает и доверия к национальной валюте, поэтому у нас такая болезненная реакция на изменения валютного курса. Нужно не заставлять бизнес внедрять инновации, а сначала создать необходимую для их развития среду — доверие к валюте и институтам.

Предыдущие годы (3—4 года) искусственного стимулирования внутреннего спроса, в том числе путём ежегодного увеличения бюджетных расходов на 25-40 процентов породили завышенные ожидания. Внутреннее потребление было искусственно раздуто, что поддерживало высокий уровень инфляции. Когда эта постоянная подпитка оказалась невозможной, произошла болезненная коррекция, которую мы считаем кризисом. 
 
 

Информация о работе Влияние инфляционных процессов на оценку инновационных проектов