Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:49, лекция
Лекция опирается на общие знания политологии, основ психологии, социологии.
Цель лекции: освоение студентами теории спиральной динамики и знания уровней сознания, применение этих знаний при анализе политической ситуации.
Задачи лекции:
◦познакомить студентов с теоретическими аспектами теории уровней;
◦дать определение факторов перехода с уровня на уровень;
◦показать на конкретных примерах проявления логики того или иного уровня в политике;
◦ввести в категориальный аппарат новые понятия (мемы, супермем, спиральная динамика).
Для работы одинаково важны были теоретическая и практическая части: изучение темы во всей ее глубине идет рука об руку с самостоятельными выводами, развитием системы спиральной динамики в русле политологии путем выделения примеров и обнаружением различных факторов, структурирующих систему и упрощающих ее понимание.
Лекция разработана при помощи педагогической технологии традиционная лекция, также предусмотрен последующий семинар по этой теме — работа в группах.
При разработке лекции был использован визуальный ряд — схемы и картинки, а также мультипликационный фильм (для демонстрации требуется проектор и ПК).
Спиральная динамика применима как к природе человека (персональной, профессиональной, социальной), так и для групп, компаний, социума вообще. Спиральная динамика – не просто очередная очень яркая научная теория, Коуэн применяет ее при работе в различных областях: от бизнес-менеджмента в крупных западных компаниях и муниципального планирования, до образовательных и социальных программ. Мы, однако, постараемся рассмотреть ее в приложении к политической и социальной структуре общества.
Теория выделяет несколько этапов изменений
(см. Приложение рис. 2):
Первый этап – этап стабильности, баланса (α): проблемы и когнитивные способности (внешняя и внутренняя стороны спирали) совпадают между собой, мы справляемся со своим миром. Так политический режим выполняет стоящие перед ним задачи и вполне устраивает всех граждан в государстве.
Но внешний мир меняется, вновь возникают проблемы, которые пытаются решить, вначале используя прежние, ранее успешно работавшие стратегии. Возникает регрессивный поиск, в процессе решения человек (или компания в лице ее руководства, или государство в лице своего правительства и конкретно лидера) возвращается в прошлое, пытаясь решить проблему в старой системе и сопоставляя получаемые ответы - это второй этап (β). Например, зачастую в компании начинают борьбу за усиление дисциплины, или создают бесконечные комиссии, проверки, в правительстве – чистки рядов и т.п.
Так как
решение старыми способами
Третий этап – кризис, блокировка (γ). Условия жизни настолько поменялись, что все прежние способы решения проблем не срабатывают, и возможно на этом этапе попадание в очень глубокую «яму» из-за неспособности справиться с новыми жизненными условиями, если упорно игнорировать изменяющуюся действительность или усиливать решение проблем старыми методами. Здесь условия жизни (внешняя спираль) много превышают внутренние возможности. На этапе γ часты злость, неудовольствие, могут возникнуть фрустрация, решение проблем через алкоголь, суицидальность. На этой стадии человек осознает барьеры, часто даже может сказать, что нужно сделать, но не может этого сделать. Здесь зачастую нужна помощь, т.к. γ – самая низкая точка и самая опасная. Но именно в стадии γ и происходит нужное переосмысление и приходит глубокое понимание проблем. На политическом уровне все это также приводит к довольно понятным последствиям: наблюдается затяжной политический кризис, подобный брежневскому «застою». Так или иначе, переосмысление обязано придти – тяжелобольной пациент или умирает, или выздоравливает, третьего тут не дано.
Тогда наступает четвертый этап – освобождение (δ). Здесь наступает освобождение от барьеров, инсайт, человек чувствует, что он преодолевает жизненные условия (его внутренняя спираль меняется и превалирует над внешней), чувство радости, свободы, хотя в реальности эти изменения еще только начали формироваться. В политике, соответственно, происходит нахождение новой парадигмы развития и первый толчок к применению ее на практике.
Последний этап – новая стабильность (α’). Возникает чувство комфорта, и система стабилизируется на новом уровне. На этом этапе очень важны поддержка и консолидация сил, поскольку без них существует опасность для системы упасть на уровень β. Любой знакомый с политической историей человек найдет массу примеров тому, когда эта опасность реализуется и происходит слом едва зародившейся системы. Например, ГКЧП и белое сопротивление в годы гражданской войны как раз являлось такой симптоматичной волной реакции. Ей достаточно трудно повернуть ход истории вспять, так как. изменения обычно назревают в течение долгого времени и поддерживаются народным мнением, более-менее легитимны по своей природе. Однако этот этап может причинить массу неприятностей и сильно подорвать первоначальное благополучие установившейся системы, что, скорее всего, скажется на его поддержке народом.
Эти этапы
повторяются вновь и вновь, при
каждом изменении как внешних, так
и внутренних факторов существования.
Важно отметить, что знание особенностей
стадий изменений дает возможность управлять
этими изменениями как в менеджменте или
в психотерапии, так и в политике.
III.
Примеры социально-политических
явлений в рамках концепции
спиральной динамики.
Уровни Грэйвза не представляют собой этапы линейного развития, одномерную шкалу, идущую в светлое будущее. Это принципиально разные смысловые пространства с абсолютно разными законами и условиями. Нельзя сравнивать их в категориях лучше\хуже, как нельзя сравнивать монотеистические и политеистические религии. Таким образом, нельзя говорить, что развитый на более «примитивном» уровне человек во всем уступает менее развитому, но принадлежащему к более «прогрессивному» уровню человеку.
«Бежевый» инстинктивный уровень существования вообще не склонен к образованию сколько-нибудь сложных общественных или политических структур. На этом этапе люди собираются в первобытные стаи для физического выживания. В этих стаях еще нет практически никакой социальной иерархии, это напуганные стада двуногих животных.
«Фиолетовый» магический уровень уже больше похож на современное общество. Возникает понятие вождя, старейшины. Если смотреть шире, возникает центральное для многих уровней первого порядка понятие авторитета, которому следует подчиняться. В узкополитическом смысле магическим уровнем представлен родоплеменной патриархальный строй.
«Красный» импульсивный, эгоцентрический этап начинается с утверждения примата силы над всем прочим. По сути, это уже рационализированный богооставленный мир, где человек добивается желаемого сам. По сути, это хаотический период междуцарствия, когда старый магический порядок уже сломлен выдвижением вперед властных амбиций вождей, а нового авторитарного порядка еще нужно достичь.
«Синий», авторитарный уровень является наиболее знакомым для нас, заставших XX век. Никакой нужды в продолжении борьбы уже нет, достигнут потолок. Теперь необходимо успокоить мир вокруг себя, чтобы остаться в нем самым сильным. На это брошены все усилия, все основные институты государства создаются именно для этого: армия для отражения нападений снаружи, полиция для подавления внутренних восстаний, организованная религия для успокоения народа, различные развлечения и «маленькие победоносные войны» для направления энергии в безопасное для элиты русло.
«Оранжевый» стратегический уровень отличается от авторитарного одной важной деталью. Элита начинает понимать, что в некоторых случаях своих целей добиваться проще не самым прямым и простым способом, а путем облагораживания пространства вокруг себя. Не надо держать всех в страхе — надо, чтобы все подчиненные были довольны жизнью! Так улучшится и производительность, и лояльность к существующему строю.
Следующий, «зеленый», уравнительный уровень находится где-то перед нами. Его основные черты ясны, контуры четко видятся. Тем не менее, даже западная цивилизация еще не вполне ощутила дух времени, который, скорее всего, принудит обратиться к этому уровню. Конечная цель любого политического процесса – власть и могущество – еще дальше отходит из поля видимости. Вперед выступает окончательная победа демократических, даже коммунистических ценностей, уважение и любовь к другим членам мирового сообщества.
Дальше, согласно схеме, начинаются уровни второго порядка.
На «желтом» уровне, уровне гибкости человек должен посмотреть на окружающий мир с другой точки зрения. Он должен хорошо понимать различные причинно-следственные связи, положение вещей. В то же время, он готов изменять мир, подстраивать его под себя в бесконечном процессе совершенствования. Этот подлинно рациональный подход пока витает в воздухе, но наше сообщество к нему не готово.
Наконец, последний уровень по Грэйвзу – «бирюзовый», уровень глобализации. На данном этапе очень трудно воспринимать его как потенциально присущий каждому и оказывающий влияние на политику мира максимально широко и прямо. Это индивидуальный уровень, уровень религиозных пророков и величайших мудрецов.
В заключении, можно сказать, что методологический
подход Грэйвза к теме трактовки политических
процессов и изменений проявил себя как,
с одной стороны, вполне четкий и понятный,
а с другой стороны, глубокий и справедливый.
Метод сам по себе достаточно молодой,
пришедший из психологии,но имеет большие
перспективы развития в политической
науке.
Вопросы для самопроверки.
IV. Приложение.
Рис. 1.
Рис. 2.