Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, реферат
Внедрение современных информационных технологий зачастую связано со значительными инвестициями и, соответственно, с необходимостью обоснования эффективности этих инвестиций. С другой стороны, чтобы планировать ИТ-бюджет на основе реальных коммерческих показателей, нужно ясно представлять себе статьи расходов и факторы, которые их формируют (особенно остро эта проблема стоит при консолидации бизнеса, когда необходимо управлять инфраструктурой нескольких компаний, каждая из которых имеет унаследованные серверы, программные приложения, сети связи, штат ИТ-службы и прочее).
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гуманитарный факультет
Кафедра
прикладной экономики и маркетинга
Реферат
на тему:
«Теория
и практика оценки стоимостных затрат
на создание и внедрение информационных
систем»
Выполнила:
Студентка группы 6072
Селезнёва Д.С.
Проверил:
Васюхин
О.В.
г. Санкт-Петербург
2011 г.
Внедрение современных информационных технологий зачастую связано со значительными инвестициями и, соответственно, с необходимостью обоснования эффективности этих инвестиций. С другой стороны, чтобы планировать ИТ-бюджет на основе реальных коммерческих показателей, нужно ясно представлять себе статьи расходов и факторы, которые их формируют (особенно остро эта проблема стоит при консолидации бизнеса, когда необходимо управлять инфраструктурой нескольких компаний, каждая из которых имеет унаследованные серверы, программные приложения, сети связи, штат ИТ-службы и прочее).
В практике зарубежных компаний оптимальной основой для решения этой задачи считается концепция оценки совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership - ТСО), и работы по управлению ТСО являются частью плановой работы отделов автоматизации предприятий.
Под показателем ТСО понимается сумма прямых и косвенных затрат организации на эксплуатацию своих информационных систем. Здесь стоит особенно подчеркнуть наличие фактора косвенных затрат. В отличие от ИТ-бюджетов, которые включают только прямые затраты, в показатель TCO включается и оценка косвенных затрат, связанных с недостатками в работе информационных систем, в том числе:
ТСО является ключевым количественным показателем эффективности процессов автоматизации компании, так как позволяет оценить совокупные затраты на информационные технологии (оборудование, инструментальные средства (ПО), процессы сопровождения информационных систем, а также действия конечных пользователей), анализировать их и соответственно управлять ИТ-затратами (бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от ИТ в организации. TCO представляет собой не просто отдельный интегральный показатель, но целую систему показателей, соответствующих различным статьям расходов.
Оценка совокупной стоимости владения ИТ может осуществляться в рамках задач разработки ИТ-стратегии (как элемент общей ИТ-стратегии) или являться самостоятельным проектом.
Методика TopS BI по определению TCO включает следующие этапы работ.
Рассчитать
ТСО можно сегодня с
Необходимо также описать работу ИТ-службы: имеется ли в компании соглашение об уровне сервисов, проводится ли регистрация запросов, их мониторинг и хранение, существует ли база знаний разрешенных запросов.
Указывается также средняя зарплата сотрудников ИТ-службы.
То есть,
перед тем как считать
Управление ТСО
Существует несколько способов уменьшения совокупной стоимости владения (см. схему 1).
Снижения прямых затрат можно добиться путем детального учета и прозрачности использования всего оборудования и программного обеспечения в компании.
По данным различных исследований, сегодня в большинстве компаний на одного сотрудника приходится от 1,1 до 1,8 персонального компьютера. Кроме того, в компаниях закуплено и установлено на компьютеры, но реально не используется, множество различных приложений.
Оптимизация процессов эксплуатации позволяет снизить количество запросов в месяц на одного пользователя.
Стандартизация оборудования и программного обеспечения сокращает время обработки заявок пользователей и др.
Формализация
оказываемых услуг
Все вместе приводит к снижению стоимости владения ИТ-инфраструктурой компании. Рассчитав ТСО всех сервисов, можно сравнить полученные значения со стоимостью аналогичных сервисов, предлагаемых аутсорсинговыми компаниями.
По результатам такого сравнения можно судить об эффективности работы ИТ-службы компании.
Если затраты компании меньше стоимости рыночных услуг, то целесообразно самостоятельно поддерживать ИТ-инфраструктуру и дальше.
Если же
внутренние затраты выше стоимости
услуг внешних компаний, необходимо
принимать решение о
Методика расчета совокупной стоимости владения призвана облегчить труд по учету затрат на владение информационными технологиями. Однако только на ее основе судить об эффективности ИТ довольно сложно, так как в ней не учтены получаемые компанией выгоды от их использования.
Тем не менее данный подход полезен и необходим как в процессе разработки бюджета, планирования инвестиций в ИТ, так и на этапе их эксплуатации для проверки соответствия расчетов реальным показателям.
Однако при
этом стоит более тщательно
Значение показателя
совокупной стоимости владения рассчитывают
по формуле:
где Сфакт τ – дисконтированная сумма фактических затрат на ИС, произведенных к моменту τ;
Соц t – оценка интегральных затрат на ИС за период t; r – ставка рефинансирования.
В свою очередь,
интегральные затраты формируют
плановые затраты на проект за период
t (Сt план) и потери, связанные с реализацией
бизнес-рисков за период t
(Рtоц):
Чистый экономический
эффект (ЭФ) от внедрения информационной
системы определяется как разница между
дополнительной прибылью (ДП), полученной
предприятием в результате обусловленного
этим внедрением улучшения бизнес-показателей
(например, производительности труда и
объема продаж), и затратами на внедрение
и эксплуатацию информационной системы.
Весь комплекс затрат, связанных с внедрением
ИС, принято относить к понятию совокупной
стоимости владения (ТСО). Таким образом,
можно вывести простую формулу: ЭФ=
ДП – ТСО.
Для расчета
эффективности использования будущей
системы управления ресурсами предприятия
необходимо с большой скрупулезностью
оценить предстоящие затраты в течение
всего срока жизни системы.
Жизненный цикл системы можно условно
разделить на 6 этапов:
1. Выбор
2. Приобретение
3. Внедрение
4. Эксплуатация
5. Улучшение
6. Замена на новую систему
Попробуем систематизировать возникающие
затраты на каждом из этапов жизни системы
в следующих разрезах:
1. Оборудование
2. Системное ПО
3. Прикладное ПО
4. Внешний консалтинг - услуги внешних
консультантов
5. Внутренняя работа - зарплата сотрудников,
занятых внедрением и поддержкой ERP системы
6. Общепроизводственные затраты, ассоциированные
с ERP системой
Изначально приступая
к выбору системы, компании необходимо
создать внутреннюю группу сотрудников,
которые будут работать с системой на
протяжении всего срока ее жизни. Может
быть, руководство компании примет решение,
что сотрудники компании будут задействованы
только при выборе системы и ее эксплуатации,
а работы по внедрению, поддержке и возможным
дальнейшим изменениям системы будут
полностью возложены на плечи консультационной
компании. Возможен и другой крайний вариант,
когда создается своя группа внедрения,
которая будет делать все, и внешние консультанты
будут привлекаться лишь для решения особо
сложных технических задач. Соответственно,
структура и объем затрат, связанных с
ERP системой, может значительно варьироваться
от варианта к варианту - и зависит от выбранной
руководством компании стратегии развития
своей ИТ инфраструктуры. Поэтому в настоящей
статье при описании затрат на внутренний
консалтинг мы будем выделять только те,
которые в любом случае должны быть сделаны
только сотрудниками компании, а остальные
затраты поместим в категорию внешний
консалтинг.
Что касается общепроизводственных затрат
по проекту, то при их калькуляции необходимо
учесть следующие их статьи:
· затраты, связанные с взаимодействием с потенциальными и выбранными поставщиками решения
· покупка информационно-аналитических материалов
· аренда помещения, в котором работает внутренняя группа внедрения
· амортизация оборудования, используемого группой внутреннего внедрения
Выбор системы
Покупки оборудования,
а также всякого рода программного
обеспечения на данном этапе не происходит.
Внешний консалтинг - работа над сбором,
документированием и анализом требований
к будущей информационной системе; построение
модели существующих бизнес процессов;
разработка сценариев демонстрации ERP
систем
Внутренняя работа - просмотр и оценка
предлагаемых решений от различных поставщиков.
Приобретение системы
Оборудование
· компьютерное обеспечение для серверов баз данных, приложений (для 3-х уровневой клиент-сервер архитетуры), web-серверов (при реализации приложений для самообслуживания в интернет)
· коммуникационное оборудование для поддержки требуемой ИТ инфраструктуры и требований к безопасности передачи данных