Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:12, реферат
Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые очень условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.
В 2007 г. был создан или капитализирован за счет средств бюджета несколько корпораций развития, призванных обеспечить ускоренное развитие инновационной сферы.
Главные
причины фактического отсутствия венчурного
капитала в стране – отсутствие
стимулов к инвестициям в высокорисковые
проекты и малый объем
Серьезнейший
недостаток системы институтов развития
в ее сегодняшнем виде – невыполнение
своего главного назначения – поддержки
действительно инновационных
Система институтов не содействует выстраиванию коммуникаций между НИИ, малым бизнесом и крупным бизнесом. В требованиях к проектам для получения финансирования отсутствует требование наличия выстроенной сети коммуникаций.
Система институтов не способствует успешному функционированию цепочки «наука – образование – бизнес». Отдельные программы, реализуемые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, идейно перспективные, не снабжены достаточным финансовым и административным ресурсом.
Институты,
призванные стимулировать спрос
на инновации со стороны средних
и крупных компаний (который на
сегодняшний день очень низок), не
решают эту задачу. Банк Развития поддерживает
лишь отдельные проекты в
Не
продуман механизм перехода созданной
инновационной продукции в
Деятельность
институтов не направлена на нефинансовую
поддержку инновационных
Финансовый ресурс инновационных институтов развития ограничен. Так, бюджет Фонда содействия развития развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере составляет 1,5% расходов государственного бюджета на гражданскую науку, бюджет Российского фонда технологического развития – в пределах 1,5 – 4%.
Таким образом, основные слабости инновационной инфраструктуры на сегодняшний день – недостаточность бюджетного финансирования и слабость государственного контроля за выполнением элементами инфраструктуры своих действительных функций.
В 2007-2008гг было создано семь специальных институтов развития, как государственные корпорации. Привлекательность правовой модели государственной корпорации во многом связана с возможностью ее наполнения практически любым содержанием, создания структур, реализующих самые различные цели, функции и задачи. Но этому противопоставляются вполне вероятные риски размывания национальной правовой системы, ухудшения ее качества, возможность возникновения монополизации корпорациями отдельных сфер и сегментов деятельности, зависимость подобных институтов от колебаний политической конъюнктуры.
На практике инновации пока слабо влияют на экономику, и макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых.
Анализ
показывает, что к инновациям более
всего расположены крупные
Привлечение в инновационную сферу резерва, связанного с деятельностью малых и средних фирм, требует серьезных усилий со стороны государства. Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям, способностью обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В России на фоне слабой в целом инфраструктуры поддержки малого бизнеса он пока не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности. Доля малых инновационных предприятий составляет лишь 1,6% и эта тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет. Малые фирмы не имеют для реализации даже небольших инновационных проектов ни требуемых финансовых ресурсов, ни научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени. Как правило, им необходимо всестороннее содействие либо государства, либо внешних инвесторов, которые в нашей стране достаточно пассивны.
В
последние годы особое значение для
повышения эффективности
Экономика нуждается в различных типах инноваций, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Они воздействуют не только на расширение рынков сбыта, но и на улучшение ассортимента продукции, повышение ее качества.
В России в обозримый период будет сложно преодолевать «расстояние», отдаляющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. В целом, в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны. Потенциал для перехода к инновационной модели, безусловно, имеется и его нужно развивать.
При
этом необходимо отметить, что степень
и сроки реализации целей научно-технологического
развития, а также сама возможность достижения
стратегических целей развития страны
определяющим образом зависят от достижения
конструктивного консенсуса государства,
бизнеса и науки.
Информация о работе Тенденции инновационного развития российской экономики