Технопарки в России. Особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Семь лет в России идут реформы политической и экономической системы и все сферы жизнедеятельности общества вольно или невольно претерпели значительные качественные и количественные изменения. Изменения происходят и в научном сообществе, во взаимоотношениях науки и государства. Резкое падение спроса на производимые в России знания, на инновации привело к тому, что российская наука понесла огромные потери и приблизилась к черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

Технопарки в  России. Особенности развития

Введение.

Семь лет в России идут реформы политической и экономической  системы и все сферы жизнедеятельности  общества вольно или невольно претерпели значительные качественные и количественные изменения. Изменения происходят и  в научном сообществе, во взаимоотношениях науки и государства. Резкое падение  спроса на производимые в России знания, на инновации привело к тому, что  российская наука понесла огромные потери и приблизилась к черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.

Начиная с 1991 г. на фоне общего падения производства практически  исчез спрос на инновации, на знания. Государство отказалось от функций  управления и контроля наукой. Финансирование прикладной, отраслевой науки было прекращено, и многие НИИ были ликвидированы. Финансирование государственных академий было уменьшено более чем в 10 раз, но их организации сумели сохраниться, а некоторые, найдя дополнительные источники финансирования, работают достаточно эффективно. По данным Центра исследований и статистики науки  количество исследователей в России на 1 января 1997 г. составило 744,9 тыс. человек, сократившись за 5 лет в пять раза. А по прогнозу ЦИСН, сокращение этой численности в 1998-1999 годах после  реструктуризации многих институтов достигнет  примерно 25-26% (почти 190 тыс. человек).

Неопределенность целей  и задач российского государства, отсутствие средств на реформы, так  и не позволили по существу приступить к самим реформам.

Сфера науки - часть общества и место этой сферы в иерархии приоритетов общества зависит от того, насколько полно результаты деятельности науки отвечают запросам общества. Смысл реформирования науки  в самом общем виде состоит  в том, чтобы, во-первых, внимательно  проанализировать спрос на знания на современном этапе в обществе и реформировать сферу науки  так, чтобы она полностью отвечала запросам общества, и, во-вторых, если есть коллективы ученых, которые производят знания, не пользующиеся спросом общества, попытаться сформировать спрос на эти  знания.

У России сегодня нет более  важной цели, чем сдвинуть экономику  с мертвой точки, запустить производство, создав условия для эффективного инновационного процесса. Вот здесь  мы непосредственно обращаемся к  научной сфере. Идеи, возникающие  в сфере науки должны очень  быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Мировой  опыт показывает, что страны, желающие стать лидером в избранной  области техники и технологии, начинают производить знания в данной области у себя дома. Дело в том, что необходимо иметь минимально короткий инновационный цикл (время  от рождения идеи, знания до воплощения идеи в продукте), а ускорить инновационный  цикл удается только за счет совместной работы ученых и технологов.

В России в настоящее время  разорвана естественная цепь: фундаментальная  наука — прикладная наука —  промышленность. Таким образом, в  восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в  запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые  инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может  быть смертельным для реформ в  науке.

Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения  технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.

Для изменения ситуации необходимо максимально быстро развивать малое  предпринимательство в науке  и технологии. Зарубежный опыт показывает, что этот производитель очень  динамичен, требует малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать  новые рискованные идеи, кроме  того, оно массовое, т.е. ему нужно  много разных идей. Наконец, в малом  бизнесе очень часто именно производитель  знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл.

Таким образом, в нынешних условиях надо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства, как на локомотив, который не только потащит за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в России в  сфере науки.

В этой связи очень интересен  опыт технополисов и технопарков  как одной из наиболее удачных  форм интеграции науки и производства. В своей работе я постараюсь рассмотреть  мировой опыт функционирования технопарков  и сравнить их с особенностями  становления этих зонтичных структур в России.

Глава I. Что такое технопарк  и технополис

Понятие наукоемких технологий.

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями  в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок  вещей, вызывают бурный, непредсказуемый  ход событий. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы  которого все более ускоряются.

Произошла целая серия  технологических и фундаментальных  открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и  лазерной техники, современного материаловедения (“новые материалы”), химии и катализа, создание современных авиации и  космонавтики, бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники  породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние  годы. Поэтому научно-технический  прогресс в последние десятилетия  приобретает ряд новых черт. Новое  качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого — резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. — 24 года, с 1945 по 1964г. — 14 лет, а для  наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3 — 4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности  строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась  фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствование  производства, стало экономически более  выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней”  техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника  и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки — в виде наукоемких технологий. Это технологии, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП — микроэлектронике — скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника — в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания, способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой.

Кроме того, наукоемкие технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают  друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные  разработки, открывающие новые сферы  применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также  распространение одной и той  же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов  и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется  вести активный научный поиск, который  потребуется вести во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного применения нововведения. Риск неточного выбора направления  разработки чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной  деятельности. Возникли различные формы  внедрения научных разработок в  производство (ведь сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического  использования: технологическая кооперация, межстрановый технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы.

Что такое технопарк. причины  появления технопарков.

Первый вузовский технопарк  появился в 1947 году в США в городе Бостон. Десятилетний опыт работы этого  первого, а также появившихся  вслед за ним вузовских технопарков, был столь успешным, что начиная  с семидесятых годов число  технопарков начало стремительно расти.

Технопарки функционируют  в общем поле так называемых зонтичных  структур.

Эти структуры (к которым  относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и  технологические разработки, связанные  с высокими технологиями (hi-tech).

Автор идеи представляет администрации  технопарка свой проект, написанный в  виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2 — 3 года (в течение которых  он может быть и расторгнут, если стороны не выполняют записанных в нем условий) и автор становится клиентом технопарка. Ему предоставляют "ячейку" — производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков на льготных условиях пользуются телекоммуникационными услугами, бухгалтерией, консультациями управленцев, юристов и т. п., причем тут же, на месте. Нет необходимости искать нужного специалиста на стороне — все они здесь имеются. Для оплаты этих услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы). Все это входит в перечень сервисных услуг технопарка. В этом и заключается зонтичность. Этот сервис становится эффективным и начинает приносить доход технопарку (а значит, и вузу или научному центру, обычно учреждающему технопарк), когда проекты будут наиболее эффективными и прибыльными.

Наиболее организационно близкой технопарку структурой является бизнес-инкубатор. Он, однако, не возникает  на базе вуза или научного центра, а  полностью ориентирован на посторонних  клиентов. Это чисто коммерческая структура, призванная оживлять малый  бизнес, и потому она часто субсидируется  государством (в США, Финляндии, Швеции и др.). Инкубатор не ориентирован исключительно на hi-tech, что обязательно  для технопарка, а может реализовывать  самые разные проекты, например, в  торговле. Большинство клиентов технопарка так никогда и не станут бизнесменами — они выполнят проект, внедрят  свою разработку и вернутся в научную  лабораторию. Инкубатор же готовит  бизнесменов.

Начиная с 1990 года, вузовские  технопарки стали появляться в России.

Несмотря на сильные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная  причина появления технопарков  в государственных вузах. Эта  причина кроется в том, что  для обеспечения наиболее благоприятных  условий для развития вузы создают  многоканальные системы финансирования своей деятельности.

Первой основной компонентой  этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной  и научной деятельности.

Вторая компонента — это  пополнение бюджета вуза за счет ведения  научных исследований — НИЧевская  составляющая. Основной задачей НИЧ  является организация научных исследований в различных областях науки и  техники. Такое положение вещей  было, есть и будет. Однако некоторые  направления исследований получают столь мощное развитие, что требуют  качественно новой экспериментальной  или даже производственной базы. Таким  образом, эти направления перерастают  рамки НИЧ и для своего дальнейшего  развития требуют образования юридического лица — либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо в форме малого предприятия.

Объединение подобных юридических  лиц и создают технопарк.

Третья компонента — за счет ведения образовательной деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные  услуги).

Четвертая компонента —  за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).

Пятая — по международным  связям, финансирования по международным  программам, спонсорская помощь и  так далее.

Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные  юридические лица — малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо  они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия  имеют тенденцию к образованию  объединений, которые получили название — технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк — это  объединение малых вузовских  фирм, имеющее целью создание общей  системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также  общей системы инвестиций и общей  системы ведения инновационной  деятельности. Иными словами, технопарк  — это дружественная среда, в  которой обеспечивается высокая  выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные  условия для их развития. Для справки  сообщу, что в экономически благополучной  Финляндии 2/3 малых фирм развивается  в течение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной  среды обитания.

Классификация технопарков.

“Научные парки” — формы  интеграции науки с промышленностью  — относятся к разряду территориальных  научно-промышленных комплексов.

В развитии “научных парков”  четко прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство  “научных парков” на их “родине” — в США —- и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах  — Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е  годы, с начала которых стало формироваться  “второе поколение” технопарков  в США и Западной Европе, появились  технопарки и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах  Дальнего Востока), многообразие “парков” пополнилось новыми их разновидностями.

“Научные парки” можно  условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

Американская  модель.

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:

“научные парки” в узком  смысле слова;

“исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в  их рамках новшества разрабатываются  только до стадии технического прототипа;

“инкубаторы” (в США) и  инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых  университеты “дают приют” вновь  возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к  лабораторному оборудованию и услугам.

Крупнейший из “научных парков” США — Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год  “высокотехнологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много  инженеров-исследователей. Парк был  объявлен заполненным в 1981 году — 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди  компаний — три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского  парка”, в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории  собственно промышленных компаний, а  исследовательские институты некоммерческого  характера, тесно связанные с  промышленностью, — Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный  исследовательский центр США  с бюджетом около 68 млн. долларов в  год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший  “научный парк” Шотландии —  Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в Европе, в котором  разрешено только проведение научно-исследовательских  работ и запрещено массовое производство.

С начала 80-х годов в  западноевропейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технопарков, ориентированная на нужды мелких “высокотехнологичных” предприятий, — инновационные центры, сходные  с американскими “инкубаторами”. Их задача — соединять идеи и  изобретения с капиталом и  предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить “стартовый период” новым внедренческим  компаниям.

Информация о работе Технопарки в России. Особенности развития