Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:54, реферат
Семь лет в России идут реформы политической и экономической системы и все сферы жизнедеятельности общества вольно или невольно претерпели значительные качественные и количественные изменения. Изменения происходят и в научном сообществе, во взаимоотношениях науки и государства. Резкое падение спроса на производимые в России знания, на инновации привело к тому, что российская наука понесла огромные потери и приблизилась к черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.
Технопарки в России. Особенности развития
Введение.
Семь лет в России идут
реформы политической и экономической
системы и все сферы
Начиная с 1991 г. на фоне общего падения производства практически исчез спрос на инновации, на знания. Государство отказалось от функций управления и контроля наукой. Финансирование прикладной, отраслевой науки было прекращено, и многие НИИ были ликвидированы. Финансирование государственных академий было уменьшено более чем в 10 раз, но их организации сумели сохраниться, а некоторые, найдя дополнительные источники финансирования, работают достаточно эффективно. По данным Центра исследований и статистики науки количество исследователей в России на 1 января 1997 г. составило 744,9 тыс. человек, сократившись за 5 лет в пять раза. А по прогнозу ЦИСН, сокращение этой численности в 1998-1999 годах после реструктуризации многих институтов достигнет примерно 25-26% (почти 190 тыс. человек).
Неопределенность целей
и задач российского
Сфера науки - часть общества и место этой сферы в иерархии приоритетов общества зависит от того, насколько полно результаты деятельности науки отвечают запросам общества. Смысл реформирования науки в самом общем виде состоит в том, чтобы, во-первых, внимательно проанализировать спрос на знания на современном этапе в обществе и реформировать сферу науки так, чтобы она полностью отвечала запросам общества, и, во-вторых, если есть коллективы ученых, которые производят знания, не пользующиеся спросом общества, попытаться сформировать спрос на эти знания.
У России сегодня нет более важной цели, чем сдвинуть экономику с мертвой точки, запустить производство, создав условия для эффективного инновационного процесса. Вот здесь мы непосредственно обращаемся к научной сфере. Идеи, возникающие в сфере науки должны очень быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Мировой опыт показывает, что страны, желающие стать лидером в избранной области техники и технологии, начинают производить знания в данной области у себя дома. Дело в том, что необходимо иметь минимально короткий инновационный цикл (время от рождения идеи, знания до воплощения идеи в продукте), а ускорить инновационный цикл удается только за счет совместной работы ученых и технологов.
В России в настоящее время
разорвана естественная цепь: фундаментальная
наука — прикладная наука —
промышленность. Таким образом, в
восстановлении взаимодействия в цепи
"наука — производство", в
запуске ускоренного
Происходит это потому,
что крупная отечественная
Для изменения ситуации необходимо
максимально быстро развивать малое
предпринимательство в науке
и технологии. Зарубежный опыт показывает,
что этот производитель очень
динамичен, требует малых
Таким образом, в нынешних условиях надо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства, как на локомотив, который не только потащит за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в России в сфере науки.
В этой связи очень интересен опыт технополисов и технопарков как одной из наиболее удачных форм интеграции науки и производства. В своей работе я постараюсь рассмотреть мировой опыт функционирования технопарков и сравнить их с особенностями становления этих зонтичных структур в России.
Глава I. Что такое технопарк и технополис
Понятие наукоемких технологий.
Последняя треть ХХ столетия
ознаменовалась бурными событиями
в жизни человеческого
Произошла целая серия
технологических и
Кроме того, наукоемкие технологии
не представляют собой изолированные,
обособленные потоки. В целом ряде
случаев они связаны и
Что такое технопарк. причины появления технопарков.
Первый вузовский технопарк появился в 1947 году в США в городе Бостон. Десятилетний опыт работы этого первого, а также появившихся вслед за ним вузовских технопарков, был столь успешным, что начиная с семидесятых годов число технопарков начало стремительно расти.
Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур.
Эти структуры (к которым
относятся также бизнес-
Автор идеи представляет администрации технопарка свой проект, написанный в виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2 — 3 года (в течение которых он может быть и расторгнут, если стороны не выполняют записанных в нем условий) и автор становится клиентом технопарка. Ему предоставляют "ячейку" — производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков на льготных условиях пользуются телекоммуникационными услугами, бухгалтерией, консультациями управленцев, юристов и т. п., причем тут же, на месте. Нет необходимости искать нужного специалиста на стороне — все они здесь имеются. Для оплаты этих услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы). Все это входит в перечень сервисных услуг технопарка. В этом и заключается зонтичность. Этот сервис становится эффективным и начинает приносить доход технопарку (а значит, и вузу или научному центру, обычно учреждающему технопарк), когда проекты будут наиболее эффективными и прибыльными.
Наиболее организационно близкой технопарку структурой является бизнес-инкубатор. Он, однако, не возникает на базе вуза или научного центра, а полностью ориентирован на посторонних клиентов. Это чисто коммерческая структура, призванная оживлять малый бизнес, и потому она часто субсидируется государством (в США, Финляндии, Швеции и др.). Инкубатор не ориентирован исключительно на hi-tech, что обязательно для технопарка, а может реализовывать самые разные проекты, например, в торговле. Большинство клиентов технопарка так никогда и не станут бизнесменами — они выполнят проект, внедрят свою разработку и вернутся в научную лабораторию. Инкубатор же готовит бизнесменов.
Начиная с 1990 года, вузовские технопарки стали появляться в России.
Несмотря на сильные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления технопарков в государственных вузах. Эта причина кроется в том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности.
Первой основной компонентой этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной деятельности.
Вторая компонента — это
пополнение бюджета вуза за счет ведения
научных исследований — НИЧевская
составляющая. Основной задачей НИЧ
является организация научных
Объединение подобных юридических лиц и создают технопарк.
Третья компонента — за
счет ведения образовательной
Четвертая компонента — за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).
Пятая — по международным связям, финансирования по международным программам, спонсорская помощь и так далее.
Основу деятельности технопарка
составляет производственная деятельность.
Для решения специфических
Классификация технопарков.
“Научные парки” — формы
интеграции науки с промышленностью
— относятся к разряду
В развитии “научных парков” четко прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство “научных парков” на их “родине” — в США —- и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах — Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е годы, с начала которых стало формироваться “второе поколение” технопарков в США и Западной Европе, появились технопарки и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах Дальнего Востока), многообразие “парков” пополнилось новыми их разновидностями.
“Научные парки” можно условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).
Американская модель.
В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:
“научные парки” в узком смысле слова;
“исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
“инкубаторы” (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
Крупнейший из “научных
парков” США — Стэнфордский.
Он расположен на землях университета,
сдаваемых в аренду сроком на 51 год
“высокотехнологичным”
Типичный пример “исследовательского
парка”, в котором на землях университета
находятся не предприятия и лаборатории
собственно промышленных компаний, а
исследовательские институты
“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший “научный парк” Шотландии — Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.
С начала 80-х годов в
западноевропейских странах получила
распространение новая для этих
стран разновидность
Информация о работе Технопарки в России. Особенности развития