Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:25, курсовая работа
Целью выполнения настоящей курсовой работы является детальное изучение сущности инноваций и инновационной деятельности. Логика достижения поставленной в курсовой работе цели предполагает решение следующих задач:
- определить сущность инноваций;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать инновационный путь развития.
3.2. Направления перехода к инновационному типу развития.
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.
Первое направление - обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.
Второе направление - формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний».
Четвертое направление - создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
Пятое направление - развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности.
Только
реализовав формулу развития «демократия
- человек - технологии» и воплотив ее в
повседневную практику жизни общества,
Россия сможет реализовать свои потенциальные
возможности и занять достойное место
среди ведущих мировых держав.
3.3. Сценарий инновационного развития.
Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Он предусматривает:
- создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;
- глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;
- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества государственных услуг, развитие новых компаний, развитие государственно-частного партнерства;
- модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, электроэнергетики, при значительно более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения;
- создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;
- развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ [1, с. 197].
Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
Сценарий инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,9% в 2020 году (в ценах 2006 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12,1%.
Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и 4% ВВП в 2020 году, на образование - до 5% ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста [5, с. 16-17].
Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития. Макроэкономические характеристики каждого из этих этапов в сопоставлении со сценариями энерго-сырьевого и инерционного развития приведены в таблице 1 (Приложение 1).
Таб.1. Основные макроэкономические
показатели сценариев развития (темпы
прироста, %)
2006 |
Среднегодовые значения | 2020/2007, % | ||||
2008-2012 | 2013-2017 | 2018-2020 | ||||
ВВП | 3 | 6,7 | 6,1 | 6,6 | 6,4 | 123 |
2 | 6,0 | 5,5 | 4,7 | 102 | ||
1 | 4,5 | 3,3 | 3,1 | 61 | ||
Реальные располагаемые доходы населения | 3 | 10,2 | 8,3 | 7,2 | 6,7 | 156 |
2 | 8,1 | 5,7 | 4,7 | 123 | ||
1 | 6,8 | 4,3 | 3,7 | 91 | ||
Розничный товарооборот | 3 | 13,9 | 8,7 | 6,5 | 6,3 | 150 |
2 | 8,6 | 5,3 | 4,5 | 124 | ||
1 | 6,7 | 4,4 | 3,7 | 91 | ||
Инвестиции | 3 | 13,7 | 11 | 10,7 | 9,6 | 270 |
2 | 10,9 | 8,8 | 6,6 | 211 | ||
1 | 5,6 | 4,2 | 4,1 | 83 | ||
Экспорт, млрд. долл. | 3 | 303,9 | 348 | 439 | 564 | 60 |
2 | 347 | 433 | 538 | 51 | ||
1 | 331 | 377 | 437 | 21 | ||
Импорт, млрд. долл. | 3 | 164,7 | 340 | 503 | 669 | 195 |
2 | 342 | 484 | 603 | 163 | ||
1 | 316 | 376 | 446 | 92 | ||
Инфляция | 3 | 9 | 5,6 | 4,5 | 3,3 | 85 |
2 | 6,2 | 4,8 | 3,4 | 90 | ||
1 | 7,5 | 6,1 | 4,0 | 111 | ||
Энергоемкость | 3 | -2,8 | -3,6 | -3,9 | -3,7 | -39 |
2 | -3,4 | -2,8 | -2,2 | -32 | ||
1 | -2,8 | -1,7 | -1,6 | -24 | ||
Электроемкость | 3 | -2,4 | -2,1 | -2,3 | -2,70 | -27 |
2 | -1,9 | -1,3 | -1,3 | -18 | ||
1 | -1,6 | -0,7 | -0,4 | -12 | ||
Производительность труда | 3 | 6,2 | 6,3 | 7,5 | 7,1 | 138 |
2 | 6,2 | 6,5 | 5,8 | 119 | ||
1 | 4,8 | 4,3 | 3,9 | 75 |
Первый этап (2008-2012 годы) - создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах (Табл. 2).
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают [6]:
- формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;
- структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);
- принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);
- реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0% ВВП в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);
- начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах до 7% в 2011-2012 годах);
- поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода;
- реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений;
- развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10-12 процентов;
- создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.
Таб. 2. Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 год к 2007 году, %)
Рост валового внутреннего продукта | 134-135 |
Рост производительности труда | 134-136 |
Снижение энергоемкости ВВП | 83-84 |
Рост реальных располагаемых доходов населения | 148-150 |
Рост инвестиций в основной капитал | 167-170 |
Темп роста потребительских цен | 134-136 |
Второй
этап (2013-2017 годы) - переход экономики
на новую технологическую базу, основанную
на перспективных разработках в области
информационно-
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают [6]:
- создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;
- обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
- создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;
- многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;
- увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.
Таб.3. Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа (2017 год к 2012 году, %)
Информация о работе Сущность инновации, как средства экономического развития