Стратегии инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучить соответствие инновационной деятельности различным стратегиям развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие и значение инновации и инновационного процесса,
- изучить экономические методы исследования инновационной деятельности организации,
- проанализировать виды инновационных стратегий и их характеристики,
- рассмотреть механизм выбора инновационной стратегии,
- ознакомиться с инновационной деятельностью организации на примере ОАО «ЖБК».

Содержание

1 Теоретические основы инновационной деятельности 4
1.1 Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса 4
1.2 Экономические методы исследования инновационной деятельности организации 8
2 Анализ инновационных стратегий 14
2.1 Виды инновационных стратегий и их характеристика 14
2.2 Механизм выбора инновационной стратегии 21
3 Инновационная деятельность организации на примере ОАО «ЖБК» 25
3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ЖБК» 25
3.2 Инновационная деятельность организации 27
3.3 Инновационная деятельность ОАО «ЖБК» 32
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

      ,     (1)                         

     где СIFt – ожидаемый приток денежных средств соответствующего t-го интервала;

          COFt – ожидаемый отток денежных средств соответствующего t-го интервала;

           r – ставка дисконтирования.13

     В программу могут быть включены инновационные  проекты, ожидаемые (планируемые) доходы от реализации которых превышают  первоначальные затраты, т.е. индекс доходности которых больше 1. При отборе инновационных проектов в программу следует учитывать их риски. Если руководство компании считает, что риски не достаточно полно учтены при расчете ставки дисконтирования, то можно использовать дополнительный показатель, характеризующий уровень ожидаемых последствий проявления риска по отдельному проекту, который можно рассчитать по формуле:

           (2)

     где R – показатель ожидаемых последствий проявления рисков инновационного проекта;

ΔNPV – изменение чистого дисконтированного дохода от действия рисков; 
NPV0 – проектируемое значение чистого дисконтируемого дохода без учета рисков.14

     Положительное значение показателя риска R характеризует наличие у инновационного проекта запаса по устойчивости даже при развитии неблагоприятного сценария в ходе реализации инноваций.

     5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции, и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.

     К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. 

     3.3 Инновационная деятельность  ОАО «ЖБК»                              

    Завод ориентирован на выпуск сборного железобетона для строительства промышленных зданий, школ, жилья, административно - бытовых помещений, опор ЛЭП, элементов дорожного строительства и благоустройства, товарного бетона и товарной арматуры.

    Из  всей номенклатуры выпускаемых изделий  более 50% выпуска продукции приходится на плиты пустотного настила. Такая ситуация продиктована временем:  в данное время промышленное строительство в области практически не ведется, поэтому завод переориентирован на жилищное строительство (78% от общего объема выпуска).

    Внешняя среда завода очень развита. У  него много конкурентов по производству железобетонных изделий. Основными конкурентами завода являются – завод ЖБИ-2 и КЖИ-162, расположенные также в г. Воронеж. Завод ЖБИ-2 производит схожую продукцию, но всё же существуют изделия, по которым завод ЖБК является монополистом, например диафрагмы. КЖИ-162 является военным заводом и поэтому находится в более выгодном положении, так как он обеспечен надежными заказами и получает дотации от государства, но и этот завод не имеет в номенклатуре изделий некоторые из тех, что производит завод ЖБК.

    Основными покупателями продукции завода являются: ИП «КИТ» (29,4%), ОАО «Лискимонтажтехконструкция», ОАО «Домостроительный комбинат» (3,6%), ООО «Эмболар» (15,3%), ЗАО ФК «Ангстрем», ООО «Воронеж-Дом» (6,3%) и многие другие.

    ОАО «Завод ЖБК» поддерживает партнерские отношения с более чем 60 строительными организациями Воронежской области. Цена на изделия завода регулярно обсуждается на собраниях некоммерческого партнерства, и в связи с удаленностью заводу дано право снижать цены на 2% по сравнению со средними в области.

    В сфере товарообмена развита такая  форма сотрудничества, как встречная  поставка. Особенно часто к этому  прибегает завод в сотрудничестве с ИП «КИТ». Такая форма сотрудничества  заключается в том, что в обмен  на поставки строительных материалов это предприятие предоставляет заводу квартиры в построенных домах, которыми завод распоряжается по своему усмотрению. Кроме того, недавно появилась такая форма партнерской связи, как долевое участие строительных организаций в производстве ж/б изделий на заводе. Так, например, ИП «КИТ» за свой счет закупило формы и вибростол для производства стеновых панелей новой серии жилищного строительства.

    За 2009 год поступило основных производственных фондов на сумму 1390 тыс. руб. Были приобретены сварочные клещи, стенд для изготовления бортов, станок многопильный, металлоформы, узел регулировки давления пара. Выбытие основных производственных фондов за 2009 год составило 357 тыс. руб. (было продано здание центрального материального склада).

    Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества. На заводе создан отдел материально-технического снабжения, который, имея план производства на предстоящий месяц, составляет заявки, договора на поставку сырья и материалов. Основными материалами, необходимыми для производства сборного железобетона, являются: цемент, щебень, песок, керамзит, металл, эмульсол. Основные поставщики:

    цемент – Старооскольский цементный завод,

    щебень  – ООО «Горстрой», ОАО «Павловскгранит»

    металл  – ЗАО «Южный металл», ООО «Союзкомплект», ООО «Хоста»

    песок – ООО «СпецБетонСтрой»

    керамзит  – ОАО «Стойленский ГОК»

    эмульсол  -  ООО «Тантал-сервис»

    Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Данная позиция в производства и реализации предприятия позволяет ему производить уже заранее востребованную продукцию.

    Данные  об основных показателях предприятия  представлены в Таблице №1 «Основные  показатели»

    Таблица №1

    Показатели     2008 год     2009 год 1пол.  2010 года
    Объем производства (м3)     28016     33848     16550
    Объем реализаций (м3)     28686     33697     15410
    Остатки

гот. Продукции (м3)

    2854     3068     3958

     

    Анализ  данных показал, что объем реализации за 2009 год по сравнению с 2008 годом вырос на 17,5 %, объем производства – на 20,8 %, т.е. это говорит о том, что объем реализации стал отставать от объема производства. Остатки готовой продукции увеличились на 7,5%. Результаты работы за первое полугодие 2010 года показали, что отставание объемов реализации составило 1140 м3 (для сравнения за 2009 год-151 м3).

    Рыночная  ситуация в Воронежской области  в сфере строительства такова, что постоянно требуется образцы новых изделий для удовлетворения спроса строительных организаций. Завод ЖБК практически единственный в области, который ни разу не отказался от нового заказа. На заводе имеется бригада новой техники, которая способна построить формы любой сложности для новых изделий. Таким образом, завод стремится к максимальному удовлетворению спроса потребителей, чем обеспечивает преимущество перед конкурентами.

    Так же инновационная деятельность завода в производственной сфере может быть ярко выражена приобретением станка сухого прессования для производства тротуарной плитки, это новое для завода направление, по которому имеется масса заказов. Оно позволило заводу выйти на производство нового товара необходимого многим строительным организациями, розничным физическим заказчиками. ИП «КИТ» первым в области преступило к строительству домов с напряжением в построечных условиях (дома для сейсмически опасных районов), для постройки данного здания необходимо применять специальные, более устойчивые к разного рода воздействию материалы, встала проблема в поиске необходимых плит. Завод ЖБК взялся за производство пустотных плит нового образца размером 4*4м. Данное стремление руководства, и способность рабочего персонала, и применяемых методов в работе делает возможным выполнять принципиально новые заказы, по производству необходимой железо - бетонной продукции, и удовлетворять потребности в соответствии с временем.

    На  заводе имеются рационализаторы, которые  постоянно работают над улучшением условий труда рабочих, совершенствованием технологий производства, увеличением производительности труда.

    Руководство ОАО «Завода ЖБК» постоянно уделяет  внимание проблеме улучшения производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Важно не только произвести продукцию, гораздо важнее уметь сбыть её. Так для поиска партнеров и создания постоянных отношений с ними   на заводе создан отдел сбыта, который составляет план на каждый месяц, отражающий перспективы разработки сотрудничества с теми или иными предприятиями.

     Из  планируемых направлений по улучшению  хозяйственной деятельности самыми важными являются: строительство  АЗС, запуск парогенератора, подводка газа. 

 

Заключение

    В результате проведенной работы мы разобрались  с понятийным аппаратом инновационного процесса, изучив несколько определений инновации, смогли представить четкое понимание о том, что такое инновации. Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности, это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения отдельных запросов потребителей.15 Сделали вывод о необходимости инновационной деятельности на предприятии, которая способна приносить предприятию дополнительную прибыль получаемую, из-за возможности снижения издержек на производство единицы продукции, или производство принципиально новой продукции 100% востребованной на рынке, или применение рациональных управленческих решений, которые позволяют более рационально организовать функционирование предприятия.

    Также при принятии инновации к исполнению необходимо сопоставить ожидаемый результат от нововведения и затрат на его реализацию, что выражает целесообразность принятия решения об инновационном развитии на предприятии. Эффект инновационной деятельность и результат могут быть не всегда положительными, поэтому для избежания подобных ситуаций необходимо, досконально просчитать порядок нововведения, сделать анализ проводимой работы, сделать первоначальные исследования и только в случае достаточно большой уверенности положительного эффекта принимать стратегию на реализацию. 
 
 

    Список  использованных источников:

  1. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 2008.
  2. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. М.: Центр исследований и статистики науки, 2007.
  3. Модульная программа для менеджеров / “Управление инновациями”. М., ИНФРА-М, 2009.
  4. Инновационная экономика. Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2009.
  5. «Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта», Ендовицкий Д.А., Коменденко С.Н. Финансы и статистика 2007.
  6. «Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития», Аньшин В.М., Дагаев А.А.,2008 г.
  7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2007.
  8. Основы политики государства Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2015 года и ближайшую перспективу.
  9. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов / Мухамедьяров А. М., Инфра-М, 2008 год, 176 стр.
  10. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. 132с.
  11. «Инновационный менеджмент: Классификация, структуры и отличительные черты инновационных организаций; Экономические законы, законы организации, научные подходы и принципы»/  Фатхутдинов Р.А., /Учебник для вузов Изд. 5-е, испр., доп., 2009.
  12. «Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду»/ Давила Т., Шелтон Р., Эпштейн М. / 2007 год.
  13. «Новые бизнес - модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями» /Котельников В.Ю./ 2008 год.
  14. Дорофеев В.Д. Шмелева А.Н./ «Инновационный менеджмент»: /Учебное пособие для вузов, / ИНФРА-М, 2009.

Информация о работе Стратегии инновационной деятельности