Сравнительный анализ понятий: нововведение, новшество, инновация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:05, реферат

Описание работы

Научно-технический прогресс признан во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 36.70 Кб (Скачать)

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства, труда, обслуживания и  управления, включая новые формы  контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.    

Инновацию можно назвать также инновационным  продуктом. С понятием "инновация" тесно связаны понятия "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные  человеком.

Открытие  есть процесс получения ранее  неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение, делаются, как правило, на фундаментальном  уровне, а инновация производится  на уровне технологического (прикладного)  порядка. 

2. Открытие  может быть сделано изобретателем-одиночкой,  а инновация разрабатывается  коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в  форме инновационного проекта. 

3. Открытие  не преследует целью получить  выгоду. Инновация же всегда ставит  своей целью получить больший  приток денег, большую сумму  прибыли, повысить производительность  труда и снизить себестоимость  производства за счет применения  какого-то нововведения в технике  и технологии, а также получить  любую другую осязаемую выгоду.

4. Открытие  может произойти случайно, а инновация  всегда является результатом  поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой  цели выпуска и технико-экономического  обоснования.

Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно  сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация»  часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или  усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров  и услуг было бы правильнее назвать  просто словом «улучшение». Понятия  «изменения» и «креативность» также  иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что  особенность инновации в том, что она позволяет создать  дополнительную ценность, позволяет  инноватору получить дополнительную ценность, и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть  определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом  — для изменения образа жизни  людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают  деятельность, а инновационность  не связывается с тем, получил  ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности,    получивший     воплощение    в   виде    нового   или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

 Между понятиями «инновация» и «новшество» есть различия. Новшество (новация) – новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новые материал, изделие, метод, технологию, услугу и т.д. Оформляется новшество обычно в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и т.п.

  Инновация (синоним нововведение) – это новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования, к тому же обладающее признаком новизны для потребителя. Таким образом, новацию (новшество) следует считать инновацией (нововведением) лишь при соблюдении двух условий: новшество должно быть принято данным потребителем; новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд, так и продажи. На «входе» организации как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, на «выходе» – новшества как товары, услуги, процессы. Новатор – это создатель новшества как продукта его труда, содержащего новое решение. Новаторами могут быть физические и юридические лица.

Инноватор тот, кто принимает новшество к потреблению, т.е. к дальнейшему преобразованию или использованию. В инновационной деятельности принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг.

Нововведения  означают фазу зарождения нового технологического уклада. Нововведения – это продукты, обладающие более высокой потребительной стоимостью, они создают на рынке эффективную конкуренцию.

Выделяют  следующие изменения, или источники  инноваций:

·Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

·Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

·Изменение потребностей производственного процесса;

·Изменения в структуре отрасли или рынка;

·Демографические изменения;

·Изменения в восприятии и в ценностных установках;

·Новые знания, научные и ненаучные.

 Инновация  скорее есть экономический и  социальный, нежели технический  термин. Она не обязательно должна  быть чем-то техническим, да  и вообще, чем-то вещественным. Мало  существует технических инноваций,  которые смогут соперничать по  влиянию с такими изобретениями,  как, например, продажа товаров  в рассрочку, которая буквально  преобразила всю сферу торговли.

 Границы между этими источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем, каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.

 Инновации  – это новшества, доведённые  до стадии коммерческого использования  и предложения на рынке в  виде нового продукта. Подлинная  новизна продукта всегда связана  с ростом экономического эффекта  от его использования.

 

Заключение

 

Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием  политики. Соответственно, в научной  литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно  сравнить его с другими понятиями, чем я и занималась в данной работе. Существует множество соотношений понятий новшество, нововведение и инновация. Одни авторы их приравнивают, другие – наоборот разделяют.

Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение  эффективности использования отдельных  ресурсов или повышение эффективности  отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия  в целом в результате внедрения  новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в  получении экономического эффекта  от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и  др.), воздействие которых чрезвычайно  сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация  – это новшество, внедренное в  деятельность предприятия с целью  повышения его эффективности  на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический  и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Классики  менеджмента / Под ред. М. Уорнера  / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.  Каптуревского. – Спб.: Питер, 2001. – 1168 с.

2. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

3. Постановление  Правительства РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.

4. Р.А.  Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа  «Интел-Синтез», 1998.

5. Б. Твисс.  Управление научно-техническими  нововведениями/ пер. с англ. науч. ред. К.Ф. Пузыня М.: Экономика, 1989.

6. http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978531800054&at=exc&n=0

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ понятий: нововведение, новшество, инновация