Создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Практический аспект цели курсовой работы: указать возможные инновационные разработки для улучшения климата туристических возможностей Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. ознакомиться и систематизировать данные научно-методической литературы, средств массовой информации, Интернет ресурсов, справочного материала;
2. проанализировать перспективные виды туризма Республики Беларусь;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….стр.3
ГЛАВА 1. Индустрия туризма Республики Беларусь
1.1. Основные направления развития туризма…………………………………стр.6
1.2. Достоинства и недостатки белорусского туризма ..………………………стр.13
ГЛАВА 2. Оценка инновационного климата в сфере туризма
2.1. Нормативно- правовая база, регулирующей туристскую деятельность…стр.19
2.2 Региональная туристическая политика…………………………………….стр.25
2.3 Ресурсы и источники финансирования развития сферы туризма…….…..стр.28
Заключение .............................................................................................................стр.33
Список использованной литературы ....................................................................стр.35

Работа содержит 1 файл

Курсовая инновац климат готова.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
justify">                  Белосток-Волковыск-Барановичи.

В перспективе предусматривается развитие трансъевропейского коридора №5 Любляна-Будапешт-Ужгород-Львов до Барановичей (подключение к коридору №2) с дальнейшим его продлением через Лиду до Вильнюса.

Туристские трассы Беларуси международного значения образуют радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс национального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны.

К трассам национального значения отнесены автодороги:

- Несвиж-Мир-Новогрудок-Лида;

- Скидель-Каменец-национальный парк «Беловежская пуща»;

- Брест-Пружаны-Ружаны-Слоним;

- Барановичи-озеро Свитязь-Новогрудок;

- Пинск-Ивацевичи-Слоним;

- Минск-Вилейка-национальный парк «Нарочанский»-национальный парк «Браславские озера»;

- Минск-Березинский биосферный заповедник-Лепель-Полоцк-Россоны;

- Орша-Лепель-Глубокое-национальный парк «Браславские озера» (Глубокое) - национальный парк «Нарочанский»;

- Минск- Могилев-Мстиславль;

- Могилев-Бобруйск-Слуцк-Барановичи;

- Минск-Слуцк-Житковичи-Туров-национальный парк «Припятский»;

- Бобруйск-Мозырь-национальный парк «Припятский».[8, НацПрограмма]

 

Для развития международного туризма важное значение имеет развитие железнодорожных и авиационных пассажирских сообщений.

Первым этапом включения Минска в европейскую систему высокоскоростных железнодорожных пассажирских сообщений явилась реконструкция железнодорожной магистрали Брест-Минск-Москва. Планируется также строительство новой высокоскоростной пассажирской железнодорожной линии Варшава-Брест-Минск-Москва со скоростью поездов 300 км/час [1, с. 67-69].

Развитие туризма требует повышения комфорта передвижения, улучшения качества обслуживания пассажиров. В связи с этим нуждаются в модернизации железнодорожные вокзалы, в первую очередь в Бресте, Гродно, Могилеве, Гомеле, Витебске, Барановичах, Полоцке, Орше.

Воздушный транспорт широко используется в системе международного туризма. В настоящее время в республике действуют два аэропорта, осуществляющие международные авиарейсы, - в Минске и Бресте. Для туристских целей могут быть использованы имеющиеся, но практически не используемые в настоящее время для пассажирских сообщений аэропорты в областных центрах страны.

Речной транспорт не получил большого распространения в системе туризма Беларуси. Это связано с относительно небольшой протяженностью рек, имеющих глубины, позволяющие использовать комфортабельные теплоходы с широким набором услуг. Радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы южных и юго-восточных районов Беларуси снижает возможности развития водного туризма на судоходных реках Припять, Сож, Днепр.

В то же время в Беларуси большое количество озер, малых и средних рек, расположенных в районах с богатыми природными и историко-культурными туристскими ресурсами, обладающих значительным потенциалом для развития водного туризма. Возможна организация туристских маршрутов река-берег, развитие сети плавающих гостиниц, организация экскурсионно-прогулочных водных маршрутов.

Чернобыльская катастрофа и радиоактивное загрязнение на востоке и юго-востоке Беларуси создают предпосылки для развития нетрадиционных форм туризма. Нестандартным туристским ресурсом является Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, созданный в 1988 году. Организация туристского маршрута по заповеднику позволит осознать масштабы и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС [5, с. 38-43].

Таким образом, развитие туризма окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, внесет существенный вклад в структурную перестройку национальной экономики.

 

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

- образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

- действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

- неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;

- отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

- несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Оценка инновационного климата в сфере туризма

2.1. Нормативно- правовая база, регулирующая туристскую деятельность

 

Отличительная черта туризма в белорусской правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется нормами, как общего, так и специального законодательства. К первой группе можно отнести - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии, ко второй - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность.

Источники законодательства в области регулирования туристской деятельности можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории и др. Представим нормативно-правовые базу, регулирующую туристскую деятельность на территории РБ по отношению к нормам законодательства, в виде таблицы 1. Причем при построении данной таблицы будем учитывать принцип юридической силы нормативных правовых актов.

Таблица 1 - Сводная таблица нормативно-правовой базы

Нормативно- правовая база в сфере туризма

Нормы общего законодательства

Нормы специального законодательства

Конституция РБ;

 

Гражданский кодекс РБ (гл. 39 "Возмездное оказание услуг");

Административный кодекс РБ;

Таможенный кодекс РБ;

Налоговый кодекс РБ.;

 

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей

 

Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26.11.1992г. № 1982-XII;

 

Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" от 23.11.1993г. № 2583-XII;

 

Закон Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте" от 06.01.1999 г. № 237-З;

 

Закон Республики Беларусь "О рекламе" от 10.05.2007г. № 225-З;

 

Закон Республики Беларусь "О страховании" от 18.02.1997г. № 19-З;

 

Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан" от 06.06.1996г. N 407-XIII;

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля2003г.N17,(в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 03.05.2004 N 2, от14.10.2004 N 9, от 08.11.2004 N 13, от 14.01.2005 N 2, от 09.03.2005 N 3, от 18.06.2005 N 7, от 09.09.2005 N 11, от 22.11.2005 N 15, от 08.12.2005 N 16, от 04.09.2006 N 15, от 31.12.2006 N 22, от 26.11.2007 N 7) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

 

Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 №194 «Об утверждении перечня услуг в сфере культуры и искусства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость»;

 

Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»;

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.07.2002 № 23 «Об утверждении правил автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь» (в редакции Постановлений Минтранса от 21.01.2004 г. № 5 и от 17.03.2005 г. № 16);Постановление Государственного комитетом по авиации Республики Беларусь от 27.11.2000г. №13 «Авиационные правила перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь»;

 

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.11.2004г. №42 Правила перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом.

Закон Республики Беларусь "О туризме" от 25.11.1999г. № 326-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2007г. 206-З);

Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»;

Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»;

Указ Президента Республики Беларусь от19.03.2006№154 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2007г. № 899) «Положение о лицензировании туристической деятельности»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.2006 № 471 «Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2004 №730 «Об утверждении положений о порядке создания туристских зон и ведения государственного кадастра туристских ресурсов Республики Беларусь»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 №1549 « О выезде за границу специальных туристических групп на международные спортивные соревнования»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005) « Об утверждении положений о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса и туристской деятельности»;

 

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «О туристском ваучере»;

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 35а Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях;

 

Постановление министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 23.02.2005 № 4 « Об утверждении инструкции о порядке регистрации туристского договора на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина»;

 

Постановление Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.08.2000 № 6/10/49 « Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь»;

 

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.12.2002г. №150 Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в организациях туризма".

Рассмотрим основные нормы специального законодательства.

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-3 «О туризме» непосредственно регулирует отношения в сфере туризма и туристской деятельности. К тому же 19 июля 2007 вступила в действие новая редакция закона «О туризме», которая устранила часть несоответствий между старой редакцией данного закона и другими нормативными актами в сфере туризма. Рассмотрим некоторые существенные для туристической деятельности положения.

Важным терминологическим отличием новой редакции является употребление определения «туристический» вместо «туристского», использовавшегося в старой редакции Закона. Ранее получалось, что Закон говорил о туристской деятельности, а Декрет «О лицензировании отдельных видов деятельности» – о туристической.

Законом введены понятия субъектов и участников туристической деятельности. При этом под субъектами туристической деятельности понимаются туроператоры и турагенты, а под участниками туристической деятельности – туристы, а также юридические и физические лица, имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В новой редакции четко разграничены понятия: туроператор и турагент. Период, осуществление путешествия, в течение которого признается туризмом, увеличен с 6 до12месяцев. Новая редакция Закона выделяет организационные формы туризма: международный (выездной и въездной) и внутренний. Одним из приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма является поддержка и развитие международного въездного и внутреннего туризма. Особенности организации таких видов туризма, как агроэкотуризм, самодеятельный, социальный, экологический и др., регулируются специальным законодательством.

Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме посредством выдачи исполнителем заказчику туристического ваучера, причем ранее предусматривалось использование типового договора на оказание туристских услуг. Туристический ваучер является бланком строгой отчетности. В новой редакции Закона содержится несколько иной перечень существенных условий договора оказания туристических услуг, а именно:

предмет договора оказания туристических услуг; стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты; сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;

сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг; программа тура; права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда).

Отдельная глава Закона посвящена вопросам организации экскурсионного обслуживания. Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических услуг или договора оказания экскурсионных услуг, а также на основании других договоров, если такая возможность предусмотрена законодательством. Экскурсии на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию (они вносятся в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь), а также работающие в организациях при проведении экскурсий в данных организациях.

Следует отметить, что мнение профессионалов в сфере туризма по новой редакции закона противоречивы. Существует мнение, что жесткое разделение на туроператора и турагента в нашей стране еще преждевременно. Большинство специалистов склоняется к тому, что придется дополнять закон рядом нормативно-правовых документов. Но в тоже время по мнению заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги: «Закон «О туризме» направлен на создание нормативной базы, позволяющей вести прозрачный, честный бизнес как в отношении потребителя, так и в отношении производителя туристических услуг. Закон исходит из того, что туризм и туристическая индустрия представляют собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих сфер социально-экономической, культурной, экологической деятельности» [1, с.2]

Перечисленные в таблице 1 указы: "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь", «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»; «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения» целом направлены на развитие въездного и внутреннего туризма, в том числе агроэкотуризма; создание более благоприятных условий для функционирования субъектов туристической деятельности: (освобождение от НДС стоимости услуг по организации путешествий иностранных туристов по Беларуси, услуг гидов-переводчиков и экскурсоводов; льготы по таможенным пошлинам при ввозе автобусов; гарантии и льготы инвесторам, льготы и преференции владельцам усадеб и т.д.)

«Положение о лицензировании туристической деятельности» (с изменениями и дополнениями) определяет порядок лицензирования, лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при ее выдаче (продлении); перечень документов; особые требования и условия к осуществлению туристической деятельности; контроль за соблюдением лицензиатом законодательства. [4, с.68-69]

Информация о работе Создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма в Республике Беларусь