Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:12, реферат
Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов. На наш взгляд, главным из них является построение структуры системы инновационного менеджмента.
Содержание
системы инновационного
менеджмента организации
Для организации
процесса управления
Рассмотрим
содержание компонентов
“Выход” системы
Анализ системы
начинается с ее “выхода”
— выпускаемых фирмой товаров
(продукции, услуг, новшеств и
т. п.). Главное требование к
“выходу” — обеспечение
Затраты на
последующих стадиях
Приоритетной стратегией поведения фирм в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов у их потребителей. Логическая цепочка экономии следующая: повышение качества стратегического маркетинга; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых объектов; снижение совокупных затрат за жизненный цикл объектов на единицу их полезного эффекта (отдачи) за счет повышения качества и экономии эксплуатационных затрат. Отсюда вывод: для повышения качества “выхода” системы необходимо сначала повышать качество стратегического маркетинга, обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров.
“Вход” системы
К “входу”
системы относится все, что
получает фирма для
Обратная связь
К компонентам
“обратной связи” системы
Внешняя среда системы
К компонентам
внешней среды фирмы относятся
макросреда, инфраструктура и микросреда,
оказывающие прямое или
Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Некоторые факторы макросреды оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (например, налоговая, таможенная, финансово-кредитная системы страны), другие — косвенное (например, параметры технического развития, экосистемы, правовой системы и др.). В принципе, чем больше конкурентоспособность страны, тем выше конкурентоспособных фирм.
Инфраструктура региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Некоторые отрасли региона оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (налоговая система, законодательная система и др.), а другие — косвенное.
К факторам микросреды фирмы мы относим: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков (“входа”); маркетинговых посредников фирмы по “входу” и “выходу” системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по “входу” и “выходу” системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров. Упрощенная схема влияния микросреды фирмы на ее функционирование показана на рис. 2.
Из схемы (см. рис. 2) видно, что из внешней среды на фирму “давят” контактные аудитории. Конкуренты поставщиков фирмы “выталкивают” из данного сегмента непосредственных поставщиков, с которыми фирма заключила контракты, и они относятся в данный момент к ее “входу”. Конкуренты фирмы по выпускаемым ею товарам тоже “выталкивают” ее из данных сегментов, т. е. оказывают сопротивление (поэтому стрелки направлены против хода). Маркетинговые посредники по “входу” и “выходу” фирмы оказывают ей содействие (помогают) в реализации поставленных целей.
“Выход”,
“вход” обратная связь и
Подсистема научного сопровождения состоит из следующих компонентов: научные подходы к инновационному менеджменту, функции и методы менеджмента. К научным подходам к менеджменту относятся: системный, структурный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный.
К функциям
менеджмента относятся
К методам
менеджмента относятся методы
принуждения, побуждения и
Глубина проработки
проблем инновационного
Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.
Портфель
новшеств должен наполняться
преимущественно своими
Новшества
могут быть, с одной стороны,
как покупными, так и
Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.
Обоснованность
параметров целевой подсистемы
определяет эффективность
После анализа
окружения фирмы и
Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.
Последняя,
управляющая подсистема, является важнейшей,
т. к. эта подсистема несет ответственность
за все происходящее в системе менеджмента.
Компонентами подсистемы являются управление
персоналом, разработка управленческого
решения, координация выполнения инновационных
проектов. Эти компоненты определяют качество
всех остальных подсистем системы инновационного
менеджмента.
СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Различают следующие
основные типы структур инновационных
организаций:
1) линейная –
планирование работ и контроль
их выполнения осуществляются
по вертикали от руководителя
к производственным
2) функциональная
– планирование работ и их
последующий контроль осуществляются
функциональными подразделениями фирмы,
а сама работа выполняется производственными
подразделениями;
3) линейно-функциональная
– планирование работ и их
последующий контроль
4) матричная,
или штабная, – в линейно-
5) бригадная
– в фирме организуются
6) дивизиональная
– эта структура используется только
для многономенклатурных концернов, разделенных
на производства по типу изделий. Функциональные
подразделения присутствуют и у отдельных
производств, и у всего концерна в общем.
Все перечисленные
типы структур обладают своими недостатками
и преимуществами.
Для выбора конкретной
структуры! конкретного предприятия
необходимо выполнить глубокий анализ
факторов, влияющих на структуру. К
таким факторам относят:
1) развитие специализации
и кооперирования производства;
2) автоматизацию
управления;
3) использование
при проектировании структуры
и функционировании системы
4) следование
правилам принципов
5) переход на
проблемно-целевую структуру уже имеющихся
структур управления. Базисные правила
формирования проблемно-целевой структуры
фирмы:
1) целевой подход;
2) комплексность
в определении количества
3) ориентация
на проблемы;
4) курс на определенные
изделия или рынки при создании структур
подразделений по конкретным товарам
или рынкам, организацию финансового плана
предприятия;
5) отсутствие
специальных подразделений для
обязательной горизонтальной
Информация о работе Содержание системы инновационного менеджмента организации