Содержание и сущность конкурентных преимуществ промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:37, реферат

Описание работы

Конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают там и тогда, где возникает и развивается конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

1.1. Содержание  и сущность конкурентных преимуществ  промышленного предприятия 

Конкурентные  преимущества неразрывно связаны с  конкуренцией. Они возникают там  и тогда, где возникает и развивается  конкуренция. Чем более всеобъемлющий  характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества. 

Обобщая различные  точки зрения на проблему определения  понятия «конкурентные преимущества»  можно выделить три уровня иерархии: 

• микроуровень (конкурентные преимущества товара); 

• мезоуровень (конкурентные преимущества предприятия); 

• макроуровень (конкурентные преимущества страны). 

Остановимся более  подробно на микро- и макроуровнях. Под конкурентными преимуществами товара мы понимаем уникальную потребитель-ную ценность, которая проявляется в процессе приобретения или использо-вания товара. 

Основная трудность  в изучении ценности - многобрачна  значений, вкладываемых потребителями  в это понятие. Так, под атрибутами ценности потребители понимают: 

низкую пену товара; 

функциональные  возможности товара; 

качество товара по приемлемой цене; 

положительные эмоции при использовании товара. 

Наиболее часто  под ценностью потребители понимают воспринимаемое качество товара. Следует  отметить, что для различных потребителей воспринимаемое качество может: отличаться от объективного или фактиче-ского качества; проявляться как абстракция более высокого уровня, чем конкретные атрибуты товара; являться общей оценкой, имеющей сходство с установкой по отношению к рассматриваемому товару; являться суждением в рамках поминаемого набора торговых марок определенного круга потре-бителей. 

Изучение и  четкое формулирование системы ценностей  для потребителей является инструментом для стратегической сегментации  рынка, определе-ния направлений и параметров совершенствования товара. Несмотря на то, что каждый потребитель вкладывает в понятие ценности свой собственный смысл, попытаемся сформулировать общую систему ценностей для потреби-телей (табл. 1.1). 

Таблица 1.1 Характеристика ценностей потребителей 

Параметры ценностей 

Тип потребителя  

Индивидуум 

Организация  

Способ существования  ценностей 

Виртуальные 

Реальные  

Вид ценностей 

Духовные 

Социальные 

Материальные  

Содержание ценностей 

Поведенческие 

Качественные, Стоимостные, Функциональные  

Возможность оценки 

ценностей 

Количественно  

не оцениваемые 

Количественно  

оцениваемые  
 
 

Вместе с тем, необходимо отметить, что конкурентное преимущество товара носит сопоставительный, а значит, относительный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на эффективность продаж. 

Относительность конкурентного преимущества товара проявляется и в другом его  свойстве -- привязанности к конкретным условиям и причинам.  

Товар, обладающий преимуществом по цене на одном географическом рын-ке, может не иметь этого преимущества на другом. И напротив, товар, тер-пящий коммерческий провал и вытесняемый с рынка, через определенное время может пользоваться большим успехом вследствие, например, ухода основного конкурента, изменения кросс-курса валют, скачка инфляции и т.п. Следовательно, ни один товар не может обладать универсальными конкурентными преимуществами. 

Другой характеристикой  конкурентного преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Одни и те же факторы могут, как усиливать, так и ослаблять конкурент-ное преимущество. Например, современная технология способствует созда-нию преимуществ в области дизайна и качества, но может заметно ухудшать параметры себестоимости товара из-за высоких затрат на её приобретение.  

Системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания. Это переход от познания отдельного к обще-му, от однозначного к многозначному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному. Системный подход носит конструктивный харак-тер и связан, прежде всего, с обнаружением неполноты предметного знания его несоответствия новым научным задачам, а также с выявлением недостаточности применяемых в той или иной отрасли наук и практики принципов объяснения и способов построения знаний  

Конкурентные  преимущества предприятия это реаль-ные  или потенциальные компетенции  и способности, характеристики его  производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющие предприятию. В условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей степенью эффективности, чем его кон-куренты. 

После определения  сущности конкурентного преимущества предприятия необходимо его классифицировать, так как распределение конкурентно-го преимущества по видам является важнейшей предпосылкой для его де-тального анализа с целью выявления источников формирования, определения его качественной и количественной характеристик и предложения механизма по формированию и удержанию конкурентных преимуществ. 

Существуют несколько  критериев клас-сификации конкурентных преимуществ. Так, по возможности имитации кон-курентные преимущества подразделяют на: 

уникальные - имитация, воспроизводство которых невозможны; 

имитируемые - преимущества, которые могут быть повторены  конку-рентами. 

По характеру  динамики конкурентные преимущества могут  быть устойчивыми и нестабильными. Устойчивое конкурентное преимущество - это преимущество, которое действует  непрерывно на протяжении всего своего срока действия, а нестабильное имеет точки разрыва. 

Концептуально управление конкурентными преимуществами предприятия отражает более эффективный, относительно конкурентов, уровень  управления, обеспечивающий формирование и усиление предприятием кон-курентных преимуществ, состоящий в следующем: 

* в достижении  устойчивого роста прибыли в  размерах, достаточных для обеспечения  социально-экономического развития  предприятия, наращивании его  экономического потенциала; 

· в эффективной организационной структуре управления предприятия; 

в создании положительного имиджа предприятия и узнаваемости кор-поративного брэнда на основе обеспечения  высокого качества продукции, своевременного выполнения деловых обязательств, предоставлении гаран-тий; 

в выпуске конкурентоспособной  продукции. 

Аналитический обзор литературы по вопросу определения  механизма позволяет сказать, что  часто механизм отождествляют с  механизмом управления, то есть с совокупностью  возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями предприятия. Так, М. Круглов рассмат-ривает организационный механизм управления предприятием и определяет его как совокупность разнообразных по своей природе конкретных организа-ционных механизмов, призванных организовать в интересах собственника эффективную деятельность организации как производственно-хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях изменяющихся по1ребно-стей общества и нестабильности внешней среды. Е. Лавренова выделяет механизм управления конкурентными преимуществами предпри-ятия и представляет его как систему организационно и процедурно оформ-ленных элементов, методов и инструментов, определяющих порядок осуще-ствления управленческих воздействии на уровень конкурентоспособности предприятия. 

Поскольку в экономической литературе отсутствует определение механизма формирования и управления конкурентными преимуществами, при его формулировке воспользуемся вышеприведённым понятийным аппаратом. 

Создание механизма  формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия должно основываться на определенных принци-пах, к основным из которых относятся принципы научной обоснованности, эффективности, непрерывности, гибкости и адаптивности. Эффек-тивность функционирования механизма заключается в достижении наилуч-шего результата при минимальных затратах. Непрерывность функциониро-вания механизма определяется необходимостью его постоянного совершен-ствования под воздействием негативных факторов внешней среды. Гибкость и адаптивность механизма обуславливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления, среди которых формирование про-изводственных связей и отношений, разработка и выбор методов управления, позволяющих эффективно реализовывать как стратегические цели предпри-ятия, так и обеспечивать интересы и потребности трудового коллектива. 

Современные условия  определяют необходимость и интегрированном  управлении конкурентными преимуществами. Отличительной особенностью такого управления является переход к системно-целевому подходу при фор-мировании и управлении конкурентными преимуществами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Экономическая  динамика в свете теории «больших  циклов» Н. Д. Кондратьева 
 

Фазы экономического цикла. Цикл - это волнообразные колебания  различной длительности вокруг положения равновесия. Выделяют четыре фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности, подъем (экспансия). [см. рис. 1.1] 

Первая фаза - пик цикла. Здесь наблюдается  наиболее высокая занятость, полная загруженность производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. Очень высокий уровень цен, ставки зарплаты и процента. 

Вторая фаза - спад. В этой фазе производство и  занятость сокращаются, в результате предложение превышает спрос, возникают инфляция и другие негативные явления в экономике. Длительный спад называют депрессией. Она характеризуется застоем в производстве, наличием свободного денежного капитала. Во время спада меняется структура производства: вымываются 

нерентабельные  предприятия и неперспективные отрасли, продукция которых не находит сбыта. 

Третья фаза - низшая точка спада. Здесь производство и занятость самые минимальные. Предприятия стараются выйти  из застоя, приспособиться к низким ценам путем снижения издержек производства. В этой фазе обновляется основной капитал, растет спрос на него, что стимулирует развитие отраслей, производящих средства производства, а затем оживляется вся экономика. 

Четвертая фаза - оживление. Растут цены, прибыль, заработная плата, вследствие чего уровни производства и занятости постепенно возрастают вплоть до полной занятости и полной загрузки мощностей, то есть до пика. Затем фазы цикла повторяются снова и снова. 

Циклическому  развитию экономики свойственны  также периодически повторяющиеся  кризисы, предшествующие депрессии. Обычно кризисы проявляются в несоответствии производства и потребления. Причинами экономических кризисов могут быть: несовпадение по времени моментов продаж и оплаты товаров, неплатежеспособность покупателей, несовпадение структур предложения и спроса. Кроме того, в последние годы возникали нефтяной, энергетический, продовольственный, сырьевой, экологический кризисы. Не являясь циклическими, они оказывают значительное влияние на общее состояние производства, изменяя длительность фаз цикла, обостряя его противоречия. 

Цикл представляет собой интервал времени в развитие экономики, в течении которого происходит увеличение объемов производства товаров  и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова  рост. 

Научное наследие Н. Д. Кондратьева и современность. Знакомясь с трудами Н. Д. Кондратьева, мы обнаруживаем в них вопросы, которые волнуют нас сегодня. 

Было бы неверно  искать в этих трудах готовые ответы на поставленные современной жизнью вопросы. Время необратимо, и каждая полоса исторического развития, отличаясь своеобразием и неповторимостью, требует своих решений. Но прогресс науки идет тем успешнее, чем глубже проник их ум в хитросплетения экономических и социальных процессов. 

Научное наследие Н. Д. Кондратьева было оценено далеко не в полной мере. В мировом научном сообществе получила известность лишь одна, хотя и важнейшая, часть его наследия - концепция «больших циклов». На родине же ученого оно на полвека оказалось в полном забвении. Лишь сейчас в связи с переизданием его трудов и публикаций ранее не известных рукописей наследие великого мыслителя предстает перед нами во всем своем объеме, многообразии и богатстве. 

Информация о работе Содержание и сущность конкурентных преимуществ промышленного предприятия