Шпаргалка по "Инновациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Инновации".

Работа содержит 1 файл

Тарасевич.docx

— 32.75 Кб (Скачать)

Организ.формы иннов.дея-ти.  Знач.роль в иннов.проц-ах играют фирмы, кот.можно отнести к мал.п/п. Они имеют преимущ.перед больш. п/п-ями в том числе они могут более операт. перестраи-ся и разраб. идеи. Мал. бизнес  разв.рядом с вузами и крупными п/п.(рядом с Вазом сущ-ет несколько мал.фирм, кот. делают  оригин-ые автом. на основе базовых моделей заводов). 70% заводов прераб. пром-ти в Японии сост-ют фирмы с кол-вом работ. до 10чел., 10% фирм с кол-вом 20 чел. В орг-ом плане поддержка таких фирм осущ-я в японии крупными корп-ями. и размер фин-я состав-ет 10%от V продаж.

Стр-ры работ-щие а ИС: интерпартнерство, венчурные фирмы, малая инн-ая фирма. Интерпартнёрство-простая внутфир-ая форма ИД, когда творч. работник(интерпартнёр) при поддержке админист-ии осущ-ет новведения. Малая иннов-ая фирма дейст-их самост-но или в составе крупной фирмы. Она спец-ся на узком направлении ИД и имеет возможность быстрой переориентации. Такая мобил-ть важна в сфере робототех-ки, биотех-ки, создаётся учёными покинув-ми крупные п/п или ВУЗы. Их дея-ть фин-ся крупными п/п , которые сами решаю-ся осущ-ть инновации. В случаях успеха они получают гот.продукт. Как правило венчурные фирмы не прибыльны, т.к. не заним-ся орг-ей произ-ва, но ими создаётся 60% новшеств(микропроцессор,ПК).

Технол-ие, инновац-ые центры и научные парки. Техно-ий центр- раз-ть исслед-ого центра сущ-го на фед-ых или местных бюджетах для привлеч-я учёных и студентов к разработке новых идей. За опред-ую плату такие центры обеспеч-ся помещ-ями, обор-ями на срок от 1 до 3 лет. Иннов-ый центр- спец.-ая эконом-ая стр-ра предназ-ая для поддержки вновь созданных инновац-ых фирм под рук-вом учёных и специалистов для дораб.-ки новых идей. Такой центр созд.-ся местными властями или крупными п/п-ями.на срок до 3 лет для реал-ии иннов.проекта. ВУЗы пред-ют  таким центрам:  землю, обор-ие и необ-ые услуги. Научный парк- форм-ся около крупного науч.центра или вуза облад-ие развитой инфр-ой и ориент-ся  на осущ-е ИП, разработку новых тех-ий или програм-го продукта. Такая стр-ра основ-ся на соедин-е творч. дея-ти с необх-ой МТбазой, н.парк пред-ет собой территорию для размещ-я инновац-ых фирм, охват-щих различ-ые стадии исслед-я,  а так же крупномасш-ых произ-в, основ-ых на науч. разработках отдел. исслед-их центров. Если новшество разраб-ся только до стадии опытного образца,такая стр-ра получила название исслед-ий парк. Науч.парки выделяют Технополис-наука град тех-ий город. Технополис- относ-ся к науч. паркам, который спец-ся на прикл-ых исслед-ях. Тенполис- комплекс науч. учр-ий фун-го и прик-го хар-ра ВУЗах, венчурных фирм, банков, пром-ых п/п в рамках одного региона. Первых тех-с был создан в США в 50-е г.г «Сил.долина».

Науч.-тех-ие альянсы, внедренческие фирмы. Науч.-тех-ие альянсы –объед-ие фирм с ВУЗами и гос.-ми стр-рами на основе соглашения о совмест. фин-ии НИОКР. Каждый из участников альянса(союза) вносит свой вклад ввиде имеющ-ся матер-ых и интелек-ых ресурсов, а после получения рез-татов согласно договора, получает право на свою долю интелек-ой соб-ти.  Внедренческие фирмы- реал-ют проекты на стадии пром-го освоения и могут обеспеч-ть им быструю окупаем-ть. Для этого они проводят его доработку, пром-ые испытания и освоения. Внед-ие фирмы бывают:1)эксплерент-производитель, пионерская фирма. Заним-ся продвиж-ем новшества на рынок, когда новинка создана они заключают контракт с крупной фирмой для послед-го продвиж-я на рынок. 2)фирма патиент(пациент)-работ-ют на узкий сегмент рынка и удовлет-ют потребности сформир-ые под воздей-ем моды. 3)виолент-обладают крупным капиталом, высоким уровнем тех-ий и обеспеч-ют крупно-серийный выпуск продукции. 4)Коммутант- представ-ли среднего и малого бизнеса удовлет-ие потребности местного рынка.  Ср-ва таким фирмам представ-ся инвесторами на безвозвратной основе.

Важнейшими  стимулом для венч.вложений является высокая доходность. Такая доходность составляет до 20%, что в 3 раза выше чем в целом по экономике. Совсем другая ситуация с фирмами эксплирентами, которые увязывают в своей дея-ти процессы разработки и выпуска гот.продукции и в этом случае ИП фин-ся в завис-ти от важности проекта и вероятности успеха его реализации. Если конкретные разработки реал-ся успешно, то финан-е след-го этапа продол-ся в соответ-ии с общей программой. Если возник-ет проблемы, то условие фин-я обсуж-ся отдельно. Говоря об орг-ом моменте ИД необх-мо сказать о работе менеджера в данной сфере, т.к. они треб-ют соответ-го управл.обеспеч-я. Для этого необходимы управленцы заним-ся новвод-ями(инновац.менеджеры). И. менеджеры должны облад-ть научным и управ-им потен-ом, а так же им нужны инженерно-тех-ие знания. По своим фун-ым обязан-ям и. менеджеры должны способ-ть оптимиз-ии ИП, уметь предвидеть воз-ые проблемы и способы их решния.

Развитие  ИД в РФ. Интенсивность инн-ий, произ-ой и соц практики опред-ся общей э-ой ситуацией в стране и регионе, а так же ресурсной базой и гос-ой инн-ой политикой, в советское время каждый 4 научный работник в мире был гражданином СССР. Полит-ие и э-ие преобразования 90-х гг нанесли научному потенциалу страны непоправимый ущерб, резко сократился V исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 г численность занятых исследованиями сократилась в 2 раза, а кап влож  матерал-ой базы науки в 10 раз. Объем финансирования науки за 10 лет сократился в 20 раз.

За годы реформ (за 20 лет) резко усилилось  технолог отставание РФ от развитых стран. Э США, Японии, Германии, Италии, Франции опирается на технологии 5-го технолог уклада (вычислительная техника, телекоммуникации, роботостроение, i-ые услуги). В наст момент идет разработка 6-го технолог уклада, переход к кот завершиться к началу 30-х гг. Осн этого уклада: внедрение компьютерной технологии во все стадии воспроизводственного процесса; развитие биотехнологий; генная инженерия.

Россия  находится м/у 3 и 4 технолог укладом, основу составляют сырьевые отрасли, хим пром-ть и машиностроение. Технологии 5 технолог уклада в РФ в широком V выпускаемой продукции составляет всего 15%. РФ отстает от западных стран в области технологий на 50 лет. Общий V мирового рынка продукции наукоемких отраслей составляет 3 трлн $ (Бюджет Японии), доля США на этом рынке 36%, Японии- 30%, Китая – 6 %, а РФ – 0.3%. По рез-там международного исследования конкурентоспособности стран, кот было проведено в 2001-2002 гг в 75 странах РФ заняла 63 место на ровне с Индонезией и Венесуэлой. Россия превращается в сырьевой придаток передовых стран, окраину мировой э.

Определяющими тенденциями развертывания ИП на современном этапе явл глобализация и регионализация. Процесс глобализации РФ находится в начальной стадии. Для ее развертывания необ развивать международное сотрудничество, в том числе свободное распространение научно – технич i, а так же создавать международные технолог альянсы. Активное развертывание ИП на регион ур-не опред ур-нь развития и хар-р э-го роста страны и региона. Примером этому может служить американский техно полис в США, Калифорния созданны  в середине 50-х гг. Анализ инн-ой ситуации в РФ пок-ет, что активной регионализации ИП не происходит. Во многих регионах состояние инн-ой деят-ти расценивается как неблагополучное. Назрела задача усиления ИП на регионал ур-не в Ц ликвидации диспропорций и инн-го потенциала. Одно из направлений решения данной проблемы связано с оптимальным размещением инн-ых стр-р, в том числе техно парковых. Как показывает практика они размещаются на базе ВУЗов или крупных п/п.

Например, в наст время в с-ме высшего образования создано > 70 техно парков. Необ скорейшее решение таких проблем как предотвращение распада регионал, научного и произ-го потенциала, осущ-ие конверсии (переоснащение) обороно-пром-го комплекса; реал-ия двойных технологий; сокращ-ие депрессивных городов и регионов; преодоление кризисной ситуации в малых и средних городах РФ. Важнейшей задачей является сохранение научного потенциала,  поэтому техно полисы следует создавать в крупных городах и столицах регионов, кот явл генираторами инн-ий, а также переход к новому технолог укладу. Регионами с наиб концентрацией научных орг-ий явл Централ (Москва), Зап-Сиб (Новосибирск), Северо-Зап (С-Пб), Уральский (Ебург), Поволжский. На них приходится более 55% всех научных орг-ий. Это требует специализации не только на топливно – сырьевых отраслях, но и высокотехнологичных произ-вах, т.о. крупнейшие города и городские агломерации должна стать ведущим звеном в преодолении э-го кризиса и выведение страны на путь устойчивого развития.

Другая  проблема связана с конверсией обороно – пром-го комплекса, в так называемых закрытых городов. Развитие наукоградов свидетельствует, что конверсионные процессы идут медленно. Гл проблема с кот столкнулись наукограды – отсутствие поддержки со стороны гос-ва, в том числе фин-ой. Это подтолкнуло к проведению эксперимента по переходу наукоградов к бездатационному развитию. На беза закрытого города Заречный (Свердл обл) 1994 г был создан и успешно функционирует техно полис Заречный. Опыт его работы свидетельствует о необ-ть сочетания федерал, регионал и мест источников финансирования. Позже была разработана концепция создания техно полиса Лесной на базе закрытого города.

Крупнейшим  конверсионным регионом в РФ явл УрФО, у кот доля обороного комплекса составляет 30%, но в рез-те э-их кризисов 1998 и 2008 гг, его доля сократ до 10%. В данном регионе на долю оборонных НИИ и конструкторских бюро приходится до 50% научно – исслед разработок, 45% проектов конструкторских работ и > 605 работ по изготовлению и испытанию опытных образцов. Преодоление сложного соц-э-го положения, сложившегося в Свердовской и др областях возможно на основе реструктуризации научно- инн-го потенциала, в том числе создание техно парковых стр-р. Образование техно полисов необ вести в соот со специализацией региона, кот должна сочетаться с хоз деят-тью гос-ва и отвечать э-му развитию конкретного региона. След задача связана с повышением степени прогрессивности э-ой стр-ры региона, на 1 место выдвигается способность генерировать НТП.

Поэтому целесообразно создание инн-ых стр-р в малых и средних городах. Проблема привлечения инн-ых ресурсов в малые города особенно хар-но д Волго-вятского, центрально-черноземного и поволжского э-их регионов. Около половины городов Волго-вятского района явл малыми. Ситуация в таких городах критическая: сокращ числен-ти населения, перекачка фин ресурсов в более крупные города; резкое сокращение пром-го произ-ва, что обрекает данные города на вымирание. А регион на аграрную переспециализацию. Изменить эту тенденцию можно на основе развития инн-ой сферы. Предпосылки д такого решения наметились в связи созданием инн-ых центров в рамках программы (малые города РФ – инн-ые центры) в Сверд обл; ЯНАО.

Кроме того положительные сдвиги наблюдаются  ввиду процесса контр урбанизации, т.е. связаны с миграцией квалифицир специалистов в малые города. Однако в РФ после кризиса 2008 г эта тенденция заметно ослабла. Таким образом, достаточное размещение отечественных техно полисов должно учитывать 2 группы факторов: общемировые тенденции и нацеленость на решение соц-э-их проблем конкретного региона, в том числе предотвращение распада научного и произ-го потенц в регионах, осущ-ие инверсии обороно- пром-го комплекса и реал-ии технологии двойного назначения, сокращ депрессивных регионов и превращение их в бездотационные, преодоление кризисной ситуации в малых и сред городах РФ, а также возрождение их на инн-ой основе.

Инструменты гос регулирования: Соц-э-кие и научно-технич прогнозы гос политики в области финансов, цен ден обращения и структурной политики; гос-но- администрат, общеэ-ие и рыночные регуляторы; федеральные и регион программы и модели оптимизации э-их процессов; гос и муниципал заказы, т.е. проведение конкурсных торгов; индикативные механизмы и регуляторы деят-ти гос п/п. Ф-ции гос органов в инн-ой сфере: 1. Аккумулирование ср-в на научн исслед и инн-ии; 2. Координац инн-ой деят-ти; 3 стимулирование инн-ий, конкуренции в данной сфере,страхование ин-ой дея-ти введение гос санкций за выпуск устаревшей продукции; 4. создание правовой базы ин-ых процессов, в том числе:сис-мы защиты авторских прав,охрана интеллект-ой собственности. 5. Кадровое обеспечение ИД. 6. Формирование научной инфраструктуры. 7. Институциональное обеспечение ИП в отраслях гос сектора. 8.обеспечение соц направленности ин-ый. 9. Регион-ое регулир-ие ИП. 10. Регулир-ие междунар-ых аспектов ИП.

Формы гос. Регулиров.: 1. Прямое финансир-ие, 2. Предоставление индивид-ым изобретателям без% банковских ссуд, 3. Создание венчурных индивид фондов,пользующихся налоговыми льготами, 4. Сокращение потентных пошлин для индивид изобритателей, 5. Реал-ия права на ускоренную Ам оборудования, 6. Создание сети технополисов и технопарков.

Направление гос поддержки ин-ой политики: 1. Содействие увел-ию инновац-ой активности,обеспечивающей рост конкурентоспос-ти на осн НТДостижений и обновлении произ-во. 2.ориентация на поддержку базисных ин-ий. 3. Сочитание гос рег-ия ИД с эф-ым ф!ем конкурентного ин-го механизма и защитой интеллект-ой собственности. 4. Содействие развитию ин-ой дея-ти в регионах, межрегион-му и международному ин-му сотрудничеству, защита интересов ин-го предпри-ва.

В РФ введен ряд льгот по ин-ой дея-ти малых фирм. Напр.: искл из налогообложения Пр, направленная на строит-во,реконструкцию,обновление ОПФ. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых п/п, действует упрощенный порядок налогообложения.

Мылым п/п разрешено в первый год экспл-ции списывать до 50% первонач-ой ст-ти ОПФ, со сроком службы менее 3х лет, в кач-ве Ам отчислений.

На федерал  ур-не созданы гос органы,коор-ие ИД. Напр.: госкомитет «по поддержке и развитию малого предприн-ва», создан Федеральный фондподдержки малого предприн-ва,гл ф!-ый кот явл финансирование мероприятий и предоставление гос гарантии. под кредиты коммерч-их банков.

Правтельством страны утверждена федерал-ая программа гос поддержке малого предпринем-ва,вкл разработку подпрограммы развития малого предприн-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"