Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

1. Инновация, нововведение
2. Классификация инноваций
...
15. Система внутрифирменного планирования инноваций

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

1. Инновация, нововведение — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Новшество это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемыйпотребителям для дальнейшего преобразования и использования.  
 
Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальныхи прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупнённо  инновационный процесс можно  разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

2. Классификация инноваций.По степени радикальности (новизны): базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии; по характеру применения: продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках; по стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием науки и техники; инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка; По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские; инновации инвестиционные; По масштабу: инновации сложные (синтетические); инновации простые.

Виды  инновационной деятельности. К основным видам инновационной деятельности относятся:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

• приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

• инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

• сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

• маркетинговые решения инновационной деятельности;

• выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

• подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.

• Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.

• Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.

• Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.

• «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

• Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.

• Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации

3. Инновационный процесс как основа экономического развития. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, инновационную инфраструктуру предстает как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. [3, с. 112]

Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке  неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

4. Закономерности развития: эволюция технологических укладов, цикличность развития. Ученые, изучающие проблемы социально-экономического развития стран, пришли к выводу, что, во-первых, развитие происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н. Кондратьева, во-вторых, уровень социально-экономического развития определяется воздействием множества факторов: технологических, социальных, политических, культурных и др., в-третьих, движущей силой развития страны является уровень технологического и информационного развития. Каждый из укладов в своем развитии проходил различные стадии, отличающиеся мерой его влияния на общий экономический рост в стране. Устаревшие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные производственные, инфраструктурные объекты, культурное наследие, знания и т. п.

Продолжительность некоторых волн больше 50 лет в  связи с совпадением периода  спада уходящей волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность волн (укладов) будет сокращаться.

6. Факторы, влияющие на характер и темпы роста. Факторы, влияющие на экономический рост, делят укрупненно на две группы в соответствии с типами роста, которые они обеспечивают:

А) факторы экстенсивного роста: труд, капитал, земля, природные ресурсы;

Б)факторы интенсивного роста: технологический процесс, экономия на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством и т. д.

Экстенсивный рост достигается за счет привлечения дополнительных ресурсов: использования дополнительных земельных площадей, увеличения числа рабочих, оснащения производства большим количеством машин, оборудования (хотя если это приведет к росту капиталовооруженности труда и увеличению его производительности, то можно будет отнести этот фактор к интенсивному).

Интенсивный рост связан с качественным изменением факторов производства, совершенствованием технологий. В этом случае рост осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста отдачи. Обычно бывает сложно точно выделить вклад каждого фактора в экономический рост, поэтому говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста в зависимости от преобладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно.

7. Функции и методы инновационного менеджмента. Важнейшими составными частями инновационного менеджмента являются его функции: прогнозирование; планирование; организация; мотивация; учет и контроль; анализ и оценка.

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях развития и сроках существования объекта. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Планирование — стадия процесса управления, подразумевающая определение целей и задач деятельности, разработку необходимых для этого методов и средств их решения, наиболее эффективных в конкретных условиях.

Организация — следующая функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. 

Мотивация — деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Учет — функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента.Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. 

Контроль — функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Анализ — разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними в целях повышения качества прогнозирования, планирования и реализации решения по развитию объекта.

8. Управление нововведениями как новое направление в менеджменте. Управление нововведениями – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития. Субъектами управления в управлении инновациями могут быть один или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объекты управления в управлении инновациями – инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Управление нововведениями может представлять из себя процессы различного уровня: -проведение реинжиниринга, как улучшение, модернизацию тех решений, которые реализовывались ранее. При этом происходит улучшение параметров процесса управления без его кардинального изменения; разработка новаций на предприятии, как существенных изменений в управленческой технологии в целом, либо в какой-то части системы управления; внедрение инновации как освоения новшества, появившегося во внешней среде организации. Управление нововведениями ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах. 1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. 2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет, готовый для продвижения на рынке и для продажи. 3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

9.  Сущность коммерциализации новшества и ее особенности. Коммерциализация — это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок. Аналогично изобретение — это новое техническое решение. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).Таким образом, процесс разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс создания новшеств. Стадия внедрения нередко затягивается на годы, а иногда и на десятилетия. Классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств: 1)фаза открытия — период, предшествующий изобретению это стадия фундаментальных исследований; 2) фаза творчества — период между открытием и изобретением- это стадия прикладных исследований; 3.) фаза воплощения — период между изобретением и началом разработок в широких масштабах; 4)  фаза разработки — время, необходимое для разработки - это стадия проведения опытно-конструкторских работ;

10. Современная система управления нововведениями. Управление изменениями в организации следует рассматривать в двух аспектах: тактическом и стратегическом. С тактической точки зрения управление изменениями означает возможность провести их в адекватные сроки, достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним адаптацию работников. В стратегическом контексте управление изменениями означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации, а их временное отсутствие вызывало бы тревогу и беспокойство. Именно обеспечение стратегического управления изменениями может привести к существенному повышению конкурентоспособности организации. Управление изменениями может быть реализовано на основе двух принципиальных подходов:

Реактивный  подход — позволяет реагировать на происходящие события, адаптироваться к переменам, смягчать их последствия. При этом имеет место временной интервал отставания внутренних изменений в ответ на внешние воздействия, что может привести к потере конкурентных позиций организации.

Проактивный (превентивный) подход — дает возможность предвидеть события во внешней среде, опережать их и самим инициировать перемены. В этом случае роль менеджера заключается в проведении постоянных организационных изменений, позволяющих правлять самой «судьбой» организации. Такой подход позволяет кардинально управлять изменениями.

Изменения по периодичности  делят на разовые и многоступенчатые; по отношению персонала — на положительно воспринимаемые большинством персонала и отрицательно воспринимаемые.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"