Рынок научно-технической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. При этом залог успешного и стабильного развития не столько в наличии новейших разработок, сколько в возможностях извлекать выгоду для страны.

Работа содержит 1 файл

В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     Если источники финансирования НИОКР различны по своей природе и включают в себя и бюджетные средства, и внебюджетные, и собственные, определение принадлежности имущественных прав на результаты НИОКР и отражение их в учете ничуть не проще. Во-первых, для того, чтобы стать правообладателем, организация должна получить права от всех финансирующих ее инстанций. Во-вторых, в бухучете множественность источников финансирования не снимает проблему налогообложения при передаче имущественных прав с последующей постановкой на учет. В-третьих, при наличии собственных источников финансирования для бюджетных организаций возникает еще и проблема возвратности средств через механизм амортизации. Финансировать НИОКР бюджетные организации могут только за счет прибыли, заработанной от осуществления других видов деятельности. Безболезненно направить прибыль, предназначенную для обновления и ремонта оборудования, строительства, социальных целей, удается далеко не всегда и не всем. Но, идя на это, организации справедливо надеются вернуть вложенные в создание долгосрочных активов ресурсы. И натыкаются на несовершенство нормативной базы.

     Эти вопросы поднимаются уже не один год. Но решения их пока не видно. Государство, несмотря на декларируемые приоритеты, не торопится создать для науки  стимулы к самофинансированию, но при этом требует повышения конкурентоспособности ее результатов.

 

  1. Развитие рынка научно-технической продукции
 
 

   Для Беларуси, имеющей ограниченные сырьевые и энергетические ресурсы, результаты интеллектуальной деятельности становятся едва ли не единственным источником научно-технического, экономического и социального развития. Исходя из понимания этой роли в стране в качестве одного из приоритетов обозначен инновационный путь развития. Однако с реализацией имеющегося интеллектуального потенциала дела обстоят пока неважно.

   Для того чтобы безнадежно не отстать от индустриально развитых стран, следует в кратчайшие сроки перевести экономику Беларуси на инновационный путь развития. Для этого, с одной стороны, необходимо обеспечить рамочные условия, чтобы создать благоприятную среду для появления новшеств в различных областях народного хозяйства страны и продвижения их на рынок, а с другой — осуществить глубокие структурные преобразования в системе управления экономикой на основе разработки и реализации эффективных механизмов управления инновационным процессом.

   Основными рамочными условиями для осуществления  инновационной деятельности являются высокий уровень финансирования НИОКР, формирование развитого рынка  научно-технической продукции, наличие  развитой инновационной инфраструктуры, система стимулирования создания инноваций и продвижения их на рынок, наличие квалифицированных кадров, способных обеспечить управление инновационными проектам, включая управление ИС, и другие.

   В то же время для Беларуси характерны: низкий уровень внутренних и внешних  целенаправленных инвестиций в формирование и развитие наукоемкого бизнеса, а также отсутствие у руководителей и специалистов знаний в области формирования наукоемкого бизнеса.

   Руководство большинства предприятий пытается в течение длительного периода  времени с низким КПД трансформировать их в высокотехнологичные компании путем административного ресурса и различных программ финансового оздоровления. Это свидетельствует о том, что в республике, с одной стороны, не разработаны и не адаптированы новые технологии формирования наукоемкого бизнеса, с другой — не созданы условия, позволяющие отечественным предприятиям выйти на уровень такого бизнеса и резко увеличить качественные показатели роста экономики, то есть осуществить стратегию прорыва.

   Низкий  уровень внешних инвестиций в высокотехнологичный сектор обусловлен в первую очередь постоянно меняющимся законодательством, связанным с принципами налогообложения и бухгалтерского учета, очень сильно отличающимися от таковых в развитых странах. С другой стороны, по мнению западных экспертов, крупные инвестиции в эту сферу в странах СНГ не осуществляются по той причине, что мы не в состоянии сформировать высокоэффективный наукоемкий бизнес, а также не умеем управлять рынками наукоемкой продукции и успешно конкурировать на них с зарубежными ТНК и высокотехнологичными компаниями.

   Таким образом, развитие рынка научно-технической продукции сдерживается следующими факторами:

- низким  уровнем внутренних и внешних  инвестиций для инновационно-инвестиционной  деятельности: общий объем затрат  на технологические инновации в Беларуси в 2010 г. составил 1.298,9 млн. USD, в результате чего в последние 5 лет ежегодно создается всего порядка 300-400 передовых производственных технологий (по национальным критериям);

- низким  техническим уровнем этих технологий: по данным Минстата РБ, из числа созданных передовых производственных технологий за последние 5 лет принципиально новые составили около 2%, новые за рубежом — 8%, новые в стране — 90%;

- существующими  ограничениями на законодательном  уровне в части распоряжения правами на результаты НИОКР, созданные с привлечением бюджетного финансирования;

- низким  спросом на результаты НИОКР  со стороны предпринимательского сектора;

- неразвитостью  рынка лицензионной торговли объектами ИС и др.

     Проведенный анализ законодательства РБ показал, что существуют серьезные проблемы в части стимулирования инновационной деятельности. В частности, налоговая нагрузка в научно-инновационной сфере превышает этот показатель для промышленности и в целом по стране. Остается высоким уровень налогообложения лицензионных платежей за использование объектов ИС, который составляет примерно половину от их объема.

     Особого внимания заслуживает проблема подготовки специалистов в сфере управления инновационным процессом и ИС-менеджеров, имеющих необходимые знания и практический опыт работы в области стратегического, инновационного и финансового менеджмента, гражданского права, налогового законодательства, экономики ИС и в других смежных областях.

     В настоящее время подготовка таких  специалистов на должном уровне нигде в Беларуси не ведется. Но без ее решения невозможно построить экономику инновационного типа. Поэтому в самое ближайшее время необходимо на государственном уровне принять решения по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной сферы, включая подготовку менеджеров в области ИС, с привлечением предпринимательского сектора.

     Даже  такие мощные экономические державы, как Германия, не могут только за счет государственной системы образования обеспечить подготовку менеджеров в сфере ИС. Не случайно несколько лет назад бывший федеральный канцлер Г. Шредер на открытии Ганноверской промышленной ярмарки призывал союзы немецких предпринимателей оказать максимальную помощь в подготовке специалистов для инновационной сферы.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким образом, проблема формирования рынка  научно-технической продукции обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности экономики в современных условиях предполагает выпуск наукоёмкой продукции субъектами хозяйствования, т.е.  не только достижение каких-либо научно-технических результатов, но и развитие на их основе новых производств.

     Также можно  сделать вывод о том, что рынок научно-технической продукции в нашей стране еще только начинает формироваться, что на пути его создания лежит много сложностей, порожденных как всей предшествующей системой хозяйствования, когда в условиях плановой экономики наука и производство развивались автономно, научные исследования и разработки не ориентировались на конкретного заказчика и осуществлялись вне потребности народного хозяйства; так и современным экономическим кризисом. Но, несмотря на это, предпосылки для развития и полноценного функционирования рынка НТП у нас имеются, и в конце концов он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйствования. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 
 

1. Приходченко,  О.А. Инновационный продукт: особенности  его восприятия потребителем [Текст] / О.А. Приходченко // ЭКО. — 2007. — № 2. — С. 173–186.

2. Белорусов,  А.С. Перспективы развития мирового рынка технологий [Текст] / А.С. Белорусов // Белорусский журнал международного права. — 2002. — № 2. — С. 80–86.

3. Нехорошева, Л.Н. Оценка перспектив развития  конкурентной борьбы на мировом  рынке научно-технической продукции  в начале третьего тысячелетия [Текст] / Л.Н. Нехорошева. — Минск: БГЭУ, 2001. — 116 с.

4. Макаров,  В.Б. Роль специализированных  торговых структур в коммерциализации  высоких технологий и продвижении  на рынок наукоемкой продукции  // http://www.ptechnology.ru/Innovac/Innovac28.html

5. Материалы  семинаров Проекта ЕС «Наука  и коммерциализация технологий» // www.ras-stc.ru

6. Герасименя, Н.Н., Шут, И.В., Абражевич, С.И., Юрко, А.С. Основы создания конкурентоспособной  продукции [Текст] / Н.Н. Герасименя  и др. // Изобретатель. — 2004. — №  11–12. — С. 23–28.

7. Пугачева, О.В. Маркетинг инноваций: региональный аспект: монография [Текст] / О.В. Пугачева; Министерство образования Республики Беларусь, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 2005. — 238 с.

8. Провести  анализ зарубежного опыта организации  продвижения на внешние рынки  научно-технической продукции [Текст]: отчет о НИР (заключительный) / ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы»; рук. Фомин, Н.А. — Минск, 2007. — № ГР 20072220

Информация о работе Рынок научно-технической продукции