Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, реферат
В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. При этом залог успешного и стабильного развития не столько в наличии новейших разработок, сколько в возможностях извлекать выгоду для страны.
Если источники финансирования НИОКР различны по своей природе и включают в себя и бюджетные средства, и внебюджетные, и собственные, определение принадлежности имущественных прав на результаты НИОКР и отражение их в учете ничуть не проще. Во-первых, для того, чтобы стать правообладателем, организация должна получить права от всех финансирующих ее инстанций. Во-вторых, в бухучете множественность источников финансирования не снимает проблему налогообложения при передаче имущественных прав с последующей постановкой на учет. В-третьих, при наличии собственных источников финансирования для бюджетных организаций возникает еще и проблема возвратности средств через механизм амортизации. Финансировать НИОКР бюджетные организации могут только за счет прибыли, заработанной от осуществления других видов деятельности. Безболезненно направить прибыль, предназначенную для обновления и ремонта оборудования, строительства, социальных целей, удается далеко не всегда и не всем. Но, идя на это, организации справедливо надеются вернуть вложенные в создание долгосрочных активов ресурсы. И натыкаются на несовершенство нормативной базы.
Эти
вопросы поднимаются уже не один
год. Но решения их пока не видно. Государство,
несмотря на декларируемые приоритеты,
не торопится создать для науки
стимулы к самофинансированию, но
при этом требует повышения
Для Беларуси, имеющей ограниченные сырьевые и энергетические ресурсы, результаты интеллектуальной деятельности становятся едва ли не единственным источником научно-технического, экономического и социального развития. Исходя из понимания этой роли в стране в качестве одного из приоритетов обозначен инновационный путь развития. Однако с реализацией имеющегося интеллектуального потенциала дела обстоят пока неважно.
Для того чтобы безнадежно не отстать от индустриально развитых стран, следует в кратчайшие сроки перевести экономику Беларуси на инновационный путь развития. Для этого, с одной стороны, необходимо обеспечить рамочные условия, чтобы создать благоприятную среду для появления новшеств в различных областях народного хозяйства страны и продвижения их на рынок, а с другой — осуществить глубокие структурные преобразования в системе управления экономикой на основе разработки и реализации эффективных механизмов управления инновационным процессом.
Основными
рамочными условиями для
В то же время для Беларуси характерны: низкий уровень внутренних и внешних целенаправленных инвестиций в формирование и развитие наукоемкого бизнеса, а также отсутствие у руководителей и специалистов знаний в области формирования наукоемкого бизнеса.
Руководство
большинства предприятий
Низкий уровень внешних инвестиций в высокотехнологичный сектор обусловлен в первую очередь постоянно меняющимся законодательством, связанным с принципами налогообложения и бухгалтерского учета, очень сильно отличающимися от таковых в развитых странах. С другой стороны, по мнению западных экспертов, крупные инвестиции в эту сферу в странах СНГ не осуществляются по той причине, что мы не в состоянии сформировать высокоэффективный наукоемкий бизнес, а также не умеем управлять рынками наукоемкой продукции и успешно конкурировать на них с зарубежными ТНК и высокотехнологичными компаниями.
Таким образом, развитие рынка научно-технической продукции сдерживается следующими факторами:
- низким
уровнем внутренних и внешних
инвестиций для инновационно-
- низким
техническим уровнем этих
- существующими
ограничениями на
- низким спросом на результаты НИОКР со стороны предпринимательского сектора;
- неразвитостью рынка лицензионной торговли объектами ИС и др.
Проведенный анализ законодательства РБ показал, что существуют серьезные проблемы в части стимулирования инновационной деятельности. В частности, налоговая нагрузка в научно-инновационной сфере превышает этот показатель для промышленности и в целом по стране. Остается высоким уровень налогообложения лицензионных платежей за использование объектов ИС, который составляет примерно половину от их объема.
Особого
внимания заслуживает проблема подготовки
специалистов в сфере управления
инновационным процессом и ИС-
В настоящее время подготовка таких специалистов на должном уровне нигде в Беларуси не ведется. Но без ее решения невозможно построить экономику инновационного типа. Поэтому в самое ближайшее время необходимо на государственном уровне принять решения по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной сферы, включая подготовку менеджеров в области ИС, с привлечением предпринимательского сектора.
Даже
такие мощные экономические державы,
как Германия, не могут только за
счет государственной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблема формирования рынка научно-технической продукции обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности экономики в современных условиях предполагает выпуск наукоёмкой продукции субъектами хозяйствования, т.е. не только достижение каких-либо научно-технических результатов, но и развитие на их основе новых производств.
Также
можно сделать вывод о том, что рынок
научно-технической продукции в нашей
стране еще только начинает формироваться,
что на пути его создания лежит много сложностей,
порожденных как всей предшествующей
системой хозяйствования, когда в условиях
плановой экономики наука и производство
развивались автономно, научные исследования
и разработки не ориентировались на конкретного
заказчика и осуществлялись вне потребности
народного хозяйства; так и современным
экономическим кризисом. Но, несмотря
на это, предпосылки для развития и полноценного
функционирования рынка НТП у нас имеются,
и в конце концов он будет составной частью
всего рыночного механизма хозяйствования.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Приходченко,
О.А. Инновационный продукт:
2. Белорусов, А.С. Перспективы развития мирового рынка технологий [Текст] / А.С. Белорусов // Белорусский журнал международного права. — 2002. — № 2. — С. 80–86.
3. Нехорошева,
Л.Н. Оценка перспектив
4. Макаров,
В.Б. Роль специализированных
торговых структур в
5. Материалы семинаров Проекта ЕС «Наука и коммерциализация технологий» // www.ras-stc.ru
6. Герасименя,
Н.Н., Шут, И.В., Абражевич, С.И., Юрко,
А.С. Основы создания
7. Пугачева,
О.В. Маркетинг инноваций:
8. Провести
анализ зарубежного опыта