Роль инноваций в мировой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИМ.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение профессионального

Высшего образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Кемеровский Институт (филиал) 

Кафедра менеджмента 
 

  РЕФЕРАТ

   по предмету «Инновационный менеджмент»

    на  тему: «Роль инноваций в мировой  конкуренции» 
     
     
     

                                                              Выполнила: студентка 4-го курса

                                                              факультета менеджмента

                                                    

                                            

                                                                                   
 
 
 

Кемерово 2011

Основные характеристики инноваций как основного движущего фактора в мировой конкуренции рассмотрены М. Портером . Вот его основные соображения.

Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства в  международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет  свою собственную стратегию, глубинные  принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми.

Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством  инноваций. Они осваивают новые  методы достижения конкурентоспособности  или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться  в новом дизайне продукта, в  новом процессе производства, в новом  подходе к маркетингу или в  новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве  инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными  скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом  прорыве. В этот процесс часто  вовлекаются идеи, даже не являющиеся "новыми" – идеи, которые буквально "витали в воздухе", но не применялись  целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации  торговой марки.

Некоторые инновации  создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные  возможности на рынке или же позволяют  заполнить сегменты рынка, на которые  другие соперники не обратили внимания.

Если конкуренты реагируют медленно, такие инновации  приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как  автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными.  

На международных  рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают  как внутренние, так и внешние  потребности. Так, например, как только вырос международный интерес  к безопасности продукции, шведские компании – такие, как Volvo, Atlas Copro и  AGA имели успех на рынке, предугадав благоприятные возможности рынка в этой сфере. В то же время инновации, которые являются своеобразными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах. Например, притягательность мощного оборонного рынка США отвлекла внимание американских компаний по производству материалов, инструментов и механизмов от привлекательных мировых коммерческих рынков.  

В процессе внедрения  новшеств и внесения улучшений большое  значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо они ее не ищут. Иногда инновации  являются результатом простых вложений в исследования и развитие или  в изучение рынка. Чаще инновации  появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным  здравым смыслом.  

По этой причине  новаторы часто оказываются в  стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой  имеет нетрадиционную подготовку или  же просто не был признан в давно  существующей, имеющей прочное положение  компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы.  

За исключением  очень небольшого числа случаев  инновации являются результатом  необычных усилий. Компания, успешно  внедряющая новые или лучшие способы  ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель очень неотступно, часто  проходя через серьезную критику  и преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества  обычно требуется давление, осознание  необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается  достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.  

После того как  компания достигает конкурентных преимуществ  благодаря нововведениям, она может  удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно повторить. Корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в  массовом производстве стандартных  цветных телевизоров и видеомагнитофонов; бразильские компании сформировали технологические процессы и разработали  дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими  особые виды кожаной обуви.

Конкуренты сразу  же и обязательно обойдут любую  компанию, которая прекратит совершенствование  и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи  с потребителем, экономия на масштабах  производства в существующих технологиях  или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

В силу каких  причин конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются  способными к существенным обновлениям? Почему они неустанно следуют  по пути улучшений, ведут поиск все  более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия  для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют  успеху?

Ответ на эти  вопросы лежит в четырех атрибутах  страны, атрибутах, которые каждый в  отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство  создает и поддерживает для своих  отраслей. Вот эти атрибуты:  
1) условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли; 
2) состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг; 
3) родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне; 
4) устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.

Эти факторы  обусловливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются  и обучаются конкурировать (рис.1). Каждая из вершин приведенного на рисунке  ромба – и весь он в целом  – иллюстрирует существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции  в международных масштабах: доступность  ресурсов и квалифицированной рабочей  силы необходима для обеспечения  конкурентного преимущества в отрасли; информация, формирующая благоприятные  возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они  задействуют свои ресурсы и квалификацию сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании; и, что очень важно, испытываемое компанией давление, вынуждающее  ее делать вложения и осуществлять нововведения.

В том случае, если обстановка внутри страны разрешает  и поддерживает наиболее быструю  аккумуляцию специализированных активов  и практического опыта – в  некоторых случаях просто в силу большего усилия и обязательств, –  компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание  потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному  обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени  существующие преимущества.

Рис.1. Детерминанты конкурентных преимуществ страны («Ромб  Портера»)

С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция – это нечто совершенно излишнее: она приводит к дублированию усилий и мешает компаниям достигать больших масштабов производства. Правильное решение с этой точки зрения состоит в том, чтобы выбрать одну или две лидирующие национальные компании, осуществляющие масштабное производство и имеющие достаточную силу для противостояния иностранным конкурентам, и гарантировать для них необходимые ресурсы и поддержку правительства. В действительности, однако, национальные лидеры оказываются в своем большинстве неконкурентоспособными, даже если они получают крупные субсидии и мощную защиту своего правительства. Во многих ведущих отраслях, в которых есть только один лидер в масштабах страны, таких как аэрокосмическое агентство или центр телекоммуникаций, правительство сыграло большую роль в разрушении конкуренции.

Статическая эффективность  имеет существенно меньшее значение, чем динамическое совершенствование, которое необычайно стимулируется  внутренней конкуренцией. Внутренняя конкуренция, как и любая другая конкуренция, приводит к возникновению  давления на компании, вынужденные вводить новшества и совершенствоваться. Местные конкуренты вынуждают друг друга снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также создавать новые продукты и процессы. Однако в отличие от конкуренции с иностранными компаниями, которая имеет тенденцию к тому, чтобы быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и становится достаточно самостоятельной. Находящиеся внутри одной страны конкуренты вовлекают в свою деятельность достаточно активную наследственную вражду; они борются не только за раздел рынка, но и за людей, техническое совершенство и, что, возможно, имеет самое большое значение, за "право похвалиться результатами". Успех одной из национальных конкурирующих компаний доказывает другим, что достижения в данной области возможны, и часто привлекает новых участников в данную отрасль промышленности. Компании часто приписывают успех, достигаемый иностранными конкурентами, существованию для них некоторых "особых" преимуществ. В случае своих внутренних конкурентов для проигравшей компании таких психологических поблажек нет.

Концентрация  в географическом плане усиливает  внутреннюю конкуренцию.

Еще один выигрыш  от внутреннего соперничества заключается  в давлении, которое оно создает  для постоянного совершенствования  источников конкурентного преимущества. Присутствие внутренних конкурентов  автоматически отменяет виды преимущества, которые приходят из простого существования  в конкретной стране – факторные  издержки, доступ или привилегированный  доступ к местному рынку или же издержки для иностранных конкурентов, которые осуществляют импорт на этот рынок. Компании оказываются вынужденными выходить за пределы названного выше, получая в результате больше устойчивых преимуществ. Более того, внутренняя конкуренция будет вынуждать  компании с большей ответственностью относиться к получению поддержки от правительства. Менее вероятно, что компании будут замыкаться на правительственные контракты или поддерживать протекционизм в своей отрасли. Вместо этого каждая отрасль будет искать и извлекать из этого выгоды более конструктивные формы правительственной поддержки, такие как помощь в освоении внешнего рынка, инвестиции в определенные образовательные структуры или другие специальные факторы. 

Как это ни парадоксально, именно сильная внутренняя конкуренция  заставляет компании выходить на внешний  рынок и добиваться на нем успеха. В частности, в случае крупномасштабной экономики местные конкуренты вынуждают  друг друга обращать пристальное  внимание на внешний рынок, повышать эффективность своей работы и  рентабельность. После проверки жесткой  внутренней конкуренцией самые сильные  компании оказываются способными достигать  успеха за границей.

Каждая из четырех  названных составляющих успеха определяет соответствующую точку на ромбе  конкурентных преимуществ страны; действие одной из составляющих часто зависит  от состояния трех остальных. Например, требовательность покупателей не приведет автоматически к появлению улучшенной продукции, если качество людских ресурсов не даст компаниям возможности добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой  компания, не подкрепляются существенными  инвестициями. В целом слабая позиция  в любой из составляющих будет  ограничивать возможности данной отрасли  прогрессировать и обновляться.  

Вместе с тем  позиции в ромбе обладают также  свойством взаимного усиления; они  составляют систему. Два элемента, внутренняя конкуренция и географическая концентрация, особенно сильны в превращении ромба  в единую систему – внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а географическая концентрация – по причине порождения и усиления взаимодействия между четырьмя отдельными факторами.  

Информация о работе Роль инноваций в мировой конкуренции