Разработка открытой электронной площадки инновационного проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-процессы электронной площадки интеллектуальной собственности:
1. Аукционы по продаже объектов интеллектуальной собственности.
2. Конкурсы на разработку объектов интеллектуальной собственности в условиях конкурса указывается стоимость, статус разработанных ОИС, авторские права сторон.
3. Продажа неисключительных лицензий.
4. Поддержка инновационных проектов.

Содержание

1. Теоретические аспекты инновационного проектирования. 3
2. Анализ системы инновационного проектирования в России 8
3. Программный комплекс электронной площадки интеллектуальной собственности 22
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

innovations.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока недостаточно конкурентоспособно. Это видно как из  различного  рода  рейтингов  инвестиционного  климата,  комфортности  ведения  бизнеса  и наличия административных барьеров (по оценке интегрального рейтинга "Ведение бизнеса-2012" за 2011 год Россия находится на 120 месте из 183), так и из показателей официальной статистики по созданию новых предприятий (рост количества предприятий с 2005 по 2009 год составил 2 процента  в год).  Качество налогового  и таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу заметно улучшилось, но их  фискальная составляющая продолжает превалировать над стимулирующей. В целом выросла нагрузка по налоговым и неналоговым платежам на бизнес по результатам перехода от единого социального налога к страховым платежам, и эта нагрузка в большей степени ляжет именно на инновационные сектора и виды деятельности, в которых человеческий фактор имеет большее значение, чем в сырьевых секторах.

Начали действовать  технико-внедренческие особые экономические  зоны. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время эффективность  использования инфраструктуры остается пока низкой. Прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Вместе с тем она обусловлена недостаточной поддержкой созданных объектов в период их выхода на окупаемость. В результате соответствующая   инфраструктура   переставала   функционировать   либо   использовалась   для другого вида деятельности.

 

  1. Программный комплекс электронной площадки интеллектуальной собственности

В процессе управления инновационной деятельностью следует  не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Развитие инновационных тенденций в экономике является актуальной задачей развития нашего общества. В настоящее время, в условиях информационного общества (постиндустриального общества) существенно возрастает доля нематериальных активов в имущественном балансе предприятий и наблюдается дематериазация их имущественных активов. Важнейшими инструментами развития инновационных механизмов в производственных отношениях являются механизмы активного вовлечения результатов интеллектуальной деятельности, и в частности, объектов интеллектуальной собственности (ОИС) - объектов промышленной собственности (патентов, товарных знаков) и объектов авторского права (программного обеспечения и т.д.). При этом традиционная схема патентных библиотек требует затрат неоправданно большого времени для поиска инновационных решений. Основным способом оборота ОИС становится система электронной коммерции в глобальном информационном пространстве Internet — аукционов и торговых площадок интеллектуальной собственности. Они дают возможность патентообладателю реализовывать свои права на результаты интеллектуальной деятельности и возможность инвестору приобретать их благодаря развитой системе доступа к необходимой для потенциальных участников хозяйственной деятельности информации.

Программный комплекс электронной площадки интеллектуальной собственности (далее «ЭПИС») предназначен для автоматизации взаимодействия предприятий и потенциальных инвесторов с объектами интеллектуальной собственности (ОИС) в Internet. Площадка обеспечивает интерактивное информационное обслуживание владельцев ОИС, потенциальных покупателей и т.д. Главная цель работы «ЭПИС» – предоставление потенциальным покупателям информации об ОИС, переданных «Площадке» владельцами и последующая продажа ОИС. «ЭПИС» представляет собой систему интерактивных форм, с помощью которых владельцы ОИС могут заявить об имеющихся у них ОИС, а потенциальные покупатели приобретают доступ к информации позволяющей им сформировать достаточное для принятия решения представление о конкретных ОИС, и сформировать заявку через Internet на заключение лицензионного соглашения по выбранному ОИС. При наличии более одного претендента на эксклюзивное владение ОИС приоритетное право на заключение лицензионного соглашения разыгрывается путем аукциона. Причем заключение договоров с владельцами ОИС договоров о посреднических услугах по продаже ОИС, проведение переговоров и заключение лицензионных договоров, договоров купли продажи, доставка ОИС осуществляется в режиме off-line.

Всех участников торгов, по их интересам и стратегии, можно отнести к следующим группам:

  • Изобретатели и авторы;
  • Патентообладатели;
  • Инвесторы;
  • Конкуренты (не заинтересованы во внедрении ОИС);

Соответственно  можно составить информационную модель взаимоотношений этих групп  участников, что позволит прогнозировать изменение цен на ОИС и определить перспективные направления разработок.

ОИС можно описать  набором атрибутов, характеризующих  его информационные свойства (качества):

  • Области применения и их количество;
  • Количество новых признаков по отношению к аналогам;
  • Дата приоритета.

 

Для разработчиков  ОИС важной задачей является определение  действительно перспективных направлений  разработки и фильтрация информационного  шума. Для сбора и анализа данных по направлениям развития ОИС система  электронной коммерции в форме электронной площадки интегрируется с автоматизированными системами предприятий (АИС). В этом случае электронная площадка выполняет роль интеллектуального модуля в цепи обратной алгоритмической связи в автоматизированной системе управления предприятием. Взаимосвязь систем на структурном уровне показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема интеграции системы  электронной коммерции с производственной АИС

Рис. 3. Закономерности создания и внедрения  объектов промышленной собственности

Рис. 4. Закономерности учета ограничений при создании объектов промышленной собственности

В стратегии  продаж авторы и патентообладатели  в целом имеют почти инвариантные интересы. Инвесторы заинтересованы в приобретении по наименьшей цене всего пакета патентов, позволяющих внедрить изобретение, и одновременно стремятся скрыть свою область интересов от конкурентов. Наиболее очевидным способом подобной маскировки может быть патентование, выставление на витрину и имитация торгов заведомо неперспективных разработок. Конкуренты стремятся сократить степень неопределенности в стратегии торгов инвесторов и приобрести часть пакета патентов, необходимых для внедрения разработок. Но при этом конкуренты будут скрывать ту информацию об инвесторах, которой они обладают, и для достижения этой цели следует ожидать, что конкуренты также примут активное участие в торгах по заведомо неперспективным разработкам.

В случае, когда  новые ОИС внедряются в производство, этапы создания ОИС представлены на рис. 2. Разработка ОИС и его  практическое использование составляют завершенный цикл. В этой ситуации использование новых информационных технологий для поиска и внедрения ОИС способствует ускорению цикла обновления производственных активов предприятия и соответственно, ускорению научно — технического прогресса в целом.

Взаимосвязи подразделений  предприятий и участников торгов на электронной площадке представляют многосвязную сеть, используя принципы системного анализа, выделим основные взаимосвязи определяющие стратегию  участников электронной коммерции.

Комплекс мероприятий, влияющих на результаты аукционов, включает:

  • формулировка правил участия в торгах с учетом интересов всех участников;
  • гибкость и функциональность процедуры торгов, удобство интерфейсов (при необходимости скрытие части информации, для предотвращения злоупотредлений);
  • регламентированное предоставление участникам торгов дополнительной информации об ОИС;
  • предоставление участникам торгов дополнительных информационных услуг по размещению заказов на разработку ОИС, на трудоустройство и т.д.;
  • оценка стоимости ОИС специалистами электронной площадки;
  • предоставление услуг патентоведов для проведения патентного поиска и оформления заявок на патентование;
  • регламентированное предоставление участникам торгов статистической информации о проведенных аукционах.

Реализация проекта основывается на следующих принципах:

выявление проблем  и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной  предпринимательской активностью;

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

создание стимулов  и  условий  для  технологической  модернизации на основе повышения

эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;

обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной  активности;

прозрачность  расходования средств на поддержку  инновационной деятельности;

ориентация при  оценке эффективности организаций  науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций  на международные стандарты;

стимулирование  конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);

координация и  взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений  социально-экономической  политики  как  необходимое  условие  решения  ключевых задач инновационного развития.

Бизнес-процессы электронной площадки интеллектуальной собственности:

1. Аукционы по  продаже объектов интеллектуальной  собственности.

При регистрации  ОИС для него задается стартовая  цена, минимальная цена и цена немедленного закрытия аукциона. Чтобы завершить торги, в случае, когда продавца устраивает текущая цена аукциона, должна быть цена немедленного закрытия аукциона. Других механизмов немедленного закрытия не предусмотрено, чтобы не вводить в заблуждение покупателей. Для покупателей четко заданы критерии окончания торгов по сроку или цене. При завершении по сроку анализируется цена аукциона, если она превысила минимальную, то ОИС считается проданным.

2. Конкурсы на  разработку объектов интеллектуальной  собственности в условиях конкурса указывается стоимость, статус разработанных ОИС, авторские права сторон.

3. Продажа неисключительных  лицензий.

4. Поддержка  инновационных проектов.

В базе данных сайта  могут храниться данные доступные  только для ограниченного круга лиц. Так персональные данные участников могут быть доступны другим участникам только на момент подписания контрактов.

Механизмы автоматизации  деятельности с объектами интеллектуальной собственности на электронной площадке обеспечивают:

активное вовлечение ОИС в хозяйственный и коммерческий оборот;

формирование  упреждающей реакции в оперативном  и стратегическом управлении интеллектуальной собственностью;

формирование  сбалансированного  и  устойчиво  развивающегося  сектора  исследований  и разработок;

обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

активизация деятельности по реализации инновационной политики;

создание эффективных  материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;

повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.

2. Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник  для вузов. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001 г.

3. Данилина Е.А. Практика делопроизводства по заявкам на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности.-М. :ИНИЦ Роспатента, 2003.-45c.

4. Исследование рынка интеллектуальной собственности на основе патентной информации/А.А.Молчанова, Р.В. Касаткин, М.А.Якименко, Н. В. Попов.-М. :ИНИЦ Роспатента, 2004.-84с.

5. Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. 2000 г.

6. Макаркин Н.Р. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. 2001 г.

 


Информация о работе Разработка открытой электронной площадки инновационного проектирования