Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Введение....………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия.......................................................................................5
Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия...............................................................................…………….......5
Формирование инновационной политики предприятия............10
Совершенствование инновационной политики на предприятии....................................................................................………….....17
Глава 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»....20
Организационно-правовая характеристика....…………..............20
Анализ факторов внешней среды предприятия .....….................24
Анализ факторов мезосреды предприятия...................................27
2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия........................30
Глава 3. Разработка инновационной политики предприятия..………...37
Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»......................................................................................................................37
Основные направления развития инновационной политики предприятия.........................................................................................................39
Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1» ......................45
Заключение .................................................................................................48
Использованная литература ......................................................................50
Приложения
Начальник отдела сбыта и доставки также подчиняется генеральному директору. В его обязанности входит разработка и внедрение новых проектов по организации системы сбыта, выделение сегмента рынка для сбыта продукции, контроль за деятельностью менеджеров по продажам, ведение сделок и заключение особо крупных договоров, контроль оплаты за поставленный товар. А так же организация доставки товара заказчикам, составление планов маршрутов для водителей экспедиторов.
Начальнику
отдела сбыта и доставки подчиняются
менеджеры по продажам, в чьи обязанности
входит поиск клиентов, заключение
договоров, контроль за выполнением заказов,
согласование времени и условий поставок,
и водители-экспедиторы, которые обеспечивают
доставку готовой продукции заказчикам.
Торговые представители подчиняются менеджерам.
По запросу выезжают к клиенту с образцами
и прайс-листами, демонстрируют товар.
Менеджер по закупкам подчиняется непосредственно
директору. В его компетенции поиск новых
поставщиков, заключение договоров на
поставку, расширение номенклатуры, мониторинг
рынка конкурирующих фирм и производителей.
2.2 Анализ
факторов внешней среды предприятия
В отрасли пищевой промышленности значение от внедрения любого новшества носит в основном достаточно большое социальное значение, в меньшей степени экономическое и культурное. Это объясняется тем, что любые разработки в пищевой промышленности напрямую влияют на каждого жителя страны, так как все мы в том или ином количестве употребляем хлебобулочные изделия.
Факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
Влияние политико-правовых факторов на нововведение можно оценить как положительное, ведь государство заинтересованно в благосостоянии своих граждан, любое новшество призвано улучшать жизнь людей. Последние несколько лет экономическая ситуация в стране имеет тенденцию к стабилизации, чему не мало способствует политика государства и неуклонный рост цен на нефтепродукты: уровень инфляции и безработицы постепенно снижается, и национальная валюта крепнет. В связи с вышеперечисленным инвестиционный климат в стране улучшается, что в свою очередь влечёт за собой увеличение затрат на НИОКР в том числе и со стороны государства. При рыночной экономике уровень конкуренции достаточно высок и чтобы выжить предприятия должны постоянно совершенствовать и обновлять свой ассортимент. Особенно это касается пищевой промышленности.
Здесь находят отражение многие тенденции изменения демографической ситуации и образа жизни населения. Это и сокращение размера средней семьи, что привело к появлению широкого ассортимента маленьких булочек, батончиков и буханок, и стремление к здоровому образу жизни, контроль за фигурой и весом, а также ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению большого числа диетических и лечебных сортов хлеба с различными добавками (отруби, зерновые смеси, йодказеин, изюм, солод). Поэтому влияние социо-культурного фактора достаточно велико.
Изучение потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в г. Брянске и близлежащих местностях показывает, что потребность в продукте удовлетворена и конкуренция на рынке достаточно жесткая, в связи с чем большинство предприятий хлебопекарной отрасли используют установленные производственные мощности на 40-50 %.
Развитие предпринимательства в стране в условиях экономических реформ дало толчок к появлению новых форм производства и выпечки хлебобулочных изделий: мини-пекарни, выпечка горячей продукции из замороженных полуфабрикатов в минимально короткие сроки непосредственно при покупателе.
Продукция, выпускаемая предприятием, в основном является скоропортящейся, с небольшим сроком хранения и реализации. В связи с этим ограничен круг рынка сбыта территориальными обстоятельствами, демографическими показателями. В настоящее время положение общества в хлебопекарной отрасли народного хозяйства г. Сочи можно назвать устойчивым, стабильным, с высоким уровнем показателей объемов производства и реализации продукции.
Политика ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» направлена на повышение конкурентоспособности продукции. Постоянно изучаются запросы рынка, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, повышается ее качество, проводится определенная политика в области ценообразования. Учитывается спрос и предложение, используется система гибких цен и скидок.
Основными
предполагаемыми негативными
Проанализировав
данные тенденции можно сделать
вывод о том, что влияние на
инновационную деятельность вышеперечисленных
факторов достаточно велико и не несет
в себе отрицательных моментов.
2.3
Анализ факторов мезосреды
Основными поставщиками муки для ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» являются зерноперерабатывающие заводы, в том числе доминирующее положение занимают ЗАО «Мелькрукк» - более 70% и ОЛО «Унечский КХП» порядка 13% от общего объема поставок муки в 2006г и 17% приходится на поставщиков из других областей: ООО «Лгроинвест»- 1,5%, ОЛО «Тульский комбинат хлебопродуктов» - 4,8%, ООО «Дмитровское КХГI» - 1% и др.
Всего в 2006г. закуплено муки на 99712 тыс. руб. На 2007 год планируется приобрести муки на 112270 тыс. руб., из которых порядка 75000 тыс. руб. от ЗЛО «Мелькрукк», и 7000 тыс. руб. от ОЛО «Унечский КХП». В первом квартале 2008 г. было закуплено муки на сумму 8476,953 тыс. руб.
Основным
поставщиком сырья и товаро-
Рассмотрим
конкурентную среду ГУП «Брянский
хлебокомбинат №1» (см. табл. 2).
Таблица 2 – Конкурентная среда ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» в 2005 -2007 гг.
Предприятие | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
Объем
производства,
тыс. руб. |
Доля на рынке,
% |
Объем производства,
тыс. руб. |
Доля на рынке,
% |
Объем производства,
тыс. руб. |
Доля на рынке,
% | |
ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» | 73026,7 | 41,8 | 78360,6 | 42,6 | 84232,6 | 43,5 |
ООО «Хлебогор» | 35980,1 | 20,6 | 36100,3 | 19,6 | 36980,6 | 19,1 |
ГУП «Бежицкий хлебокомбинат» | 65890 | 37,6 | 69600 | 37,8 | 72590 | 37,4 |
Итого: | 174896,8 | 100 | 184060,9 | 100 | 193803,2 | 100 |
Проанализировав конкурентную среду в таблице 2, можно сделать вывод, что ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», занимает лидирующие позиции, так в 2005 г. его доля на рынке составила 41,8%, а к 2007 г. произошло увеличение на 43,5%.
На втором месте среди
Таблица3 - Матрица SWOT – анализа ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»
Возможности
|
Угрозы
| |||||||||||
“Сильные”
стороны
| Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение ассортимента - образованное руководство. | Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками, ценовая политика. | ||||||||||
“Слабые” стороны
|
Расширение торговых площадей. Низкая прибыльность. |
Конкурентное давление, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками. |
Осуществлена разработка одного из разделов стратегической программы развития комбината до 2008 г. «обеспечение конкурентоспособности продукции» по следующим направлениям реализации управленческих решений, сформулированным в ходе поэтапного исследования:
2.4 Анализ
факторов внутренней среды предприятия
Управление ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных. Организационная структура ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» линейная. Она имеет ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными; быстрота реакции в ответ на прямые указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и другие. Рассмотрим динамику основных показателей финансовой деятельности ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» (см. табл. 4).
Таблица 4 – Основные экономические показатели деятельности ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1», за 2005 – 2007 гг.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007г. |
2007 г. к 2005г. | |
Прирост (+;-) |
Темп роста (%) | ||||
Выручка от продажи, тыс. руб. |
68469 |
93107 |
89086 |
+20617 |
130,1 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. |
63042 |
87045 |
85774 |
+22732 |
136,1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3320 |
3910 |
2201 |
-1119 |
66,3 |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
20187 |
22690 |
21162 |
+975 |
104,8 |
в том числе: основных средств, тыс. руб. |
11037 |
12078 |
12527 |
+1490 |
113,5 |
оборотных средств, тыс. руб. |
7717 |
9328 |
7371 |
-346 |
95,5 |
Рентабельность продаж, % |
7,9 |
6,3 |
3,7 |
-4,2 |
46,8 |
Среднесписочная численность, человек |
204 |
208 |
205 |
+1 |
100,5 |
Средняя заработная плата, руб. |
3300 |
3985 |
5277 |
+1977 |
159,9 |
Фонд заработной платы, всего, тыс. руб. |
8078,4 |
9946,6 |
12981,4 |
+4903 |
160,7 |
Производительность труда, тыс. руб. |
335,6 |
447,6 |
434,6 |
+99,0 |
129,5 |