Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:59, курсовая работа
Конструирование металлорежущих станков по настоящее время остается, по-прежнему, во многом процессом творческим, где большую роль играют не точные расчеты на прочность, жесткость, экономичность, а дань традициям, существующим конструкторским решениям, опыт инженера-конструктора.
Тем не менее, часть процесса конструирования МРС уже достаточно отработана, например проектирование привода главного движения производится по стандартной готовой схеме, приводящейся во многих источниках.
Конструирование шпиндельного узла, напротив, является типичным примером интуитивного решения задачи. Оценить результат такой работы может лишь моделирование его специализированным ПО или проверка готового изделия.
Введение………………………………………………………………………………...5
1 Кинематические расчеты…………………………………………………………….6
1.1 Построение кинематической схемы и структурной сетки привода………….6
1.2 Построение графика частот вращения исполнительного звена………………7
1.3 Определение числа зубьев колес……………………………………………….9
1.4 Определение действительного значения частот вращения исполнительного звена…………………………………………………………………………………11
2 Силовые расчеты……………………………………………………………………13
2.1 Определение расчетной частоты вращения шпинделя………………………13
2.2 Определение величин крутящих моментов и мощностей на валах привода.13
2.3 Предварительное определение диаметров валов привода…………………..15
2.4 Расчет цилиндрических зубчатых колес……………………………………...16
3 Проектирование развертки сборочной единицы и конструкции шпиндельного узла……………………………………………………………………………………18
3.1 Шпиндельные узлы металлорежущих станков………………………………18
3.2 Методика проектирования шпиндельных узлов……………………………..19
4 Моделирование привода главного движения станка……………………………..21
4.1 Построение расчетной схемы привода………………………………………..21
4.2 Параметризация расчетной схемы привода…………………………………..21
4.3 Упрощение топологической схемы привода…………………………………30
4.4 Моделирование динамики привода в пакете DYNAR…………………….....32
4.5 Определение собственных зубцовых частот зубчатых передач……...…………36
5 Моделирование динамики шпинделя……………………………………………...38
5.1 Построение расчетной схемы динамики шпинделя………………………….38
5.2 Определение параметров опор шпинделя………………………………….....39
5.3 Определение точек приложения нагрузок и их расчет………………………40
5.4 Моделирование динамики шпинделя в пакете SPINCH……………………..41
5.5 Результаты моделирования прогиба шпинделя………………………………42
5.6 Результаты моделирования динамики шпинделя………………………….....43
Заключение…………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………46
Приложение А
Сосредоточенная масса моделирует шестерни, шкивы, патроны, находящиеся на шпинделе. Она обладает следующими параметрами: Jy-момент инерции относительно плоскости чертежа; m-масса.
Для построения расчетной схемы шпинделя на его оси ставят узловые точки в следующих местах:
На рисунке 6.1 представлена расчетная схема динамики шпинделя.
Рисунок 5.1 – Расчетная схема динамики шпинделя
Для определения параметров опор шпинделя необходимо по чертежу определить тип подшипников. Для этого нужно взять из чертежа тип подшипника, диаметр внутреннего кольца подшипника, а затем из пакета OPORA выбрать нужный подшипник и выписать обозначение подшипника по ГОСТ, а также значения радиальной, осевой и угловой жесткостей, приведенных на рисунках 5.2 и 5.3.
Рисунок 5.2 – Параметры подшипников
Рисунок 5.3 – Параметры подшипников
На шпиндель действуют две силы. Это силы резания, которые приложены на выходном конце шпинделя (узловая точка 5) и силы зубчатого зацепления, которые приложены на зубчатое колесо (узловая точка 3).
Для расчета силы зубчатого зацепления используется формула:
(5.1) |
где Мрез – момент силы резания;
R1 – делительный радиус;
α – угол зацепления, равный 20º;
p – угол трения, равный 0,1 рад.
Момент силы резания определяется по формуле:
(5.2) |
где Pz – сила резания;
d – диаметр шпинделя.
Сила резания определяется по формуле:
(5.3) |
где Ршп – мощность на шпинделе, найденная в предыдущей части курсового проекта, равная 2,58 кВт;
V – окружная скорость шпинделя, определяемая по формуле:
(5.4) | |
Найдем радиальную составляющую силы резания, равную 40% от Pz:
При моделировании динамики шпинделя в пакете SPINCH в диалоговом окне вводятся общие сведения и исходные данные о топологической схеме шпинделя. В рассматриваемом примере общие сведения и исходные данные приведены на рисунках 5.4 – 5.8:
Рисунок 5.4 – Общие сведения
Рисунок 5.5 – Топология и параметры расчетной схемы
Рисунок 5.6 – Инерционные характеристики
Рисунок 5.7 – Характеристики нагружения
Рисунок 5.8 – Координаты точек
После ввода всех необходимых данных производим статический и динамический расчет схемы. Результатом статического расчета являются деформации в узловых точках и реакции в подшипниках, приведенные на рисунке 5.9 и статическая деформация оси шпинделя, приведенная на рисунке 5.10.
Рисунок 5.9 – Деформация шпинделя и реакции в подшипниках
Рисунок 5.10 – Статическая деформация оси шпинделя
Результатом динамического расчета являются собственные частоты и формы колебаний, приведенные на рисунке 5.11, нормальные изгибные формы колебаний, приведенные на рисунке 5.12 и АЧХ шпинделя, приведенная на рисунке 5.13.
Рисунок 5.11 – Собственные частоты и формы колебаний
Рисунок 5.12 – График прогиба оси шпинделя
Рисунок 5.13 – АЧХ
По
результатам динамического
Заключение
В результате работы сконструирован привод главного движения токарно-винторезного станка со следующими техническими характеристиками.
Наименьшая скорость вращения шпинделя 315 об/мин;
Наибольшая скорость вращения шпинделя 1000 об/мин;
Показатель ряда частот вращения j =1,26.
Разработана
кинематическая схема привода, выполнена
развертка и свертка коробки
скоростей станка. Произведен анализа
частот, порождаемых зубчатыми передачами
привода. При наложении этих частот на
собственные, они не совпали, следовательно,
резонанс отсутствует. Также было произведено
моделирование динамики шпинделя. После
ввода всех данных произведен статический
и динамический расчет схемы. Результатом
статического расчета являются деформации
в узловых точках, реакции в подшипниках
и статическая деформация оси шпинделя.
Результатом динамического расчета являются
собственные частоты и формы колебаний,
нормальные изгибные формы колебаний
и АЧХ шпинделя, Приобретены навыки расчета
и конструирования типичных узлов металлорежущих
станков.
Список литературы
Приложение А
1) зубчатая пара 34:34:
Исходные
данные:
Крутящий момент на шестерне в Нм: 29,7
Частота вращения шестерни в об/мин: 800
Допускаемое контактное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 1000
Допускаемое изгибное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 540
Коэффициент ширины зубчатого венца: 0,2
Число зубье шестерни Z1: 34
Число зубьев колеса Z2: 34
Степень точности зубчатой передачи по ГОСТ 1643-72: 7
Расположение передачи: У опоры.
Рассчитанные значения:
Расчетный модуль по контактным напряжениям, мм: 1,49841691926511
Расчетный модуль по изгибным напряжениям, мм: 1,39219234467603
Стандартный модуль по ГОСТ 9563-60, мм: 1,5
Межцентровое расстояние Aw, мм: 51
Ширина зуба B, мм: 10,2
Окружная
скорость V, м/с: 2,13628300444106
2) зубчатая пара 24:48:
Исходные
данные:
Крутящий момент на шестерне в Нм: 28,8
Частота вращения шестерни в об/мин: 800
Допускаемое контактное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 1000
Допускаемое изгибное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 540
Коэффициент ширины зубчатого венца: 0,2
Число зубье шестерни Z1: 24
Число зубьев колеса Z2: 48
Степень точности зубчатой передачи по ГОСТ 1643-72: 7
Расположение передачи: У опоры.
Рассчитанные значения:
Расчетный модуль по контактным напряжениям, мм: 1,90782448016729
Расчетный модуль по изгибным напряжениям, мм: 1,76364751151761
Стандартный модуль по ГОСТ 9563-60, мм: 2
Межцентровое расстояние Aw, мм: 72
Ширина зуба B, мм: 9,6
Окружная
скорость V, м/с: 2,01061929829747
3) зубчатая пара 60:60
Исходные
данные:
Крутящий момент на шестерне в Нм: 55,9
Частота вращения шестерни в об/мин: 400
Допускаемое контактное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 1000
Допускаемое изгибное напряжение для зубьев шестерни в МПа: 540
Коэффициент ширины зубчатого венца: 0,2
Число зубье шестерни Z1: 60
Число зубьев колеса Z2: 60
Степень точности зубчатой передачи по ГОСТ 1643-72: 7
Расположение передачи: У опоры.
Рассчитанные значения:
Расчетный модуль по контактным напряжениям, мм: 1,03338050797134
Расчетный модуль по изгибным напряжениям, мм: 1,16465183258523
Стандартный модуль по ГОСТ 9563-60, мм: 1,5
Межцентровое расстояние Aw, мм: 90
Ширина зуба B, мм: 18
Окружная скорость V, м/с: 1,88495559215388