Правовое регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда передовая экономика строится на научно-технических достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее внимание правовому регулированию инновационной деятельности. Опыт таких стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Сущность инноваций…………………………………………………………...4
2.Виды инноваций………………………………………………………………...7
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в России………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, рассмотрев попытки различных  научных школ под руководством ведущих ученых классифицировать инновации и инновационные процессы, можно сделать вывод, что все они внесли определенный вклад в общую систему характеристики инноваций и инновационных процессов и могут быть использованы для разработки общей национальной системы. А применение этой системы будет способствовать разнообразию инновационной деятельности и повышению ее эффективности, что, в свою очередь, обеспечит рост национальной экономики. 

     3.Правовое регулирование инновационной деятельности в России 

    В создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как неоклассические рецепты по развитию конкуренции и сокращению государственного вмешательства, так и предложения и теоремы институцианализма по использованию правовых и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании инновационного прорыва на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации.

    Переходный  характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности [1].

    Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:

     - Конституцию Российской Федерации;

    - Гражданский кодекс РФ;

    - Уголовный кодекс РФ (в части  уголовной ответственности за  нарушение прав интеллектуальной  собственности);

    - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

    - Федеральный закон от 4 июля 1996 г.  № 85-ФЗ «Об участии в международном  информационном обмене»;

    - Федеральный закон от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

            - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);

    - Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

    - Закон РФ от 23 сентября 2002 г. №  3523-1 <О правовой охране программ  для электронных вычислительных  машин и баз данных»;

    - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №  3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

    - Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».

    Но  даже наличие этой законодательной  базы не снижает обоснованности выводы Ю.В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной  функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных»" [2]. Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

    Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

    а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

    б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

    в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

    г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

    В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

    Современная административная реформа имеет  ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

    - внедрение принципов, моделей  и методов «нового государственного  менеджмента»;

    - восприятие методик бизнес-управления;

    - большая ориентация на клиентов и сервис;

    - перенос рыночных механизмов  и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

    Межгосударственное  правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

    Само  понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

    В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

    - Парижские соглашения об охране промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.;

    - Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.; :

    - Римская конвенция 1971 г. об  охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций  вещания;

    - Вашингтонский договор об интеллектуальной  собственности в отношении интегральных  микросхем 1989 г. Российская Федерация  является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России. 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, рассмотрено необходимость и значение правового регулирования инновационной деятельности, виды, факторы и инструменты, основные направления инновационной политики государства.

    Цель  государственного регулирования инновационной  деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

    Задачей государственного регулирования инновационной  деятельности является регулирование  международных связей в области инновационной деятельности.

    Значение  государственного регулирования:

  • разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы 

1.Швандар В.А, Горфинкель В.Я., Инновационный менеджмент. – М: Вузовский учебник, 2004г 

2.Гончарук В.А., Развитие предприятия. – М: ДЕЛО, 2005г 

3.Чернышева Б.Н., Попадюк Т.Г., Инновационный менеджмент и экономика организации – М: ИНФРА-М, 2007г 

4.В.Е. Ланкина, Менеджмент. – Т: ТРТУ, 2006г

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности