Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:40, реферат
Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь, а также совокупность субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. Курс на создание НИС в Республике Беларусь был определен в 2006 г. с принятием Советом Министров Концепции Национальной инновационной системы.
1
Национальная инновационная
Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 году К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Фриман описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Первым комплексным исследованием, направленным на всестороннее изучение природы НИС, считается книга Б. Лундвалла «Национальная система инноваций», вышедшая в 1992 году.
Национальная
инновационная система
В
целом, можно выделить следующие
основные результаты развития Национальной
инновационной системы: восполнен
ряд пробелов в нормативно-правовой
базе, разработаны механизмы
Формирование национальной инновационной системы страны в условиях, когда экономика знаний определяет конкурентоспособность товаров и услуг, требует особого внимания к образованию и подготовке научных кадров. Можно выделить следующие предпосылки, изменившие роль образования в экономике.
Во-первых, меняются основные факторы экономического роста. Мировой опыт и экономические исследования последних лет показывают, что знания становятся более важным фактором экономического развития, чем традиционные факторы — труд и капитал.
Во-вторых, образование является важнейшим компонентом формирования человеческого капитала. Ежегодно международные эксперты по заказу Программы развития ООН (ПРОООН) готовят доклад о развитии человека, где публикуются индексы развития человеческого потенциала (ИРЧП) по странам мира.
В-третьих, в XXI в. образование во всех формах признано в качестве важнейшего механизма обеспечения прогресса в целях устойчивого развития. Образование рассматривается теперь не как самоцель, а как основной механизм изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни, что необходимо для достижения устойчивого развития. Инвестиции в образование приносят выгоду как отдельным людям, так и обществу в целом. Взрослые с более высоким уровнем образования имеют лучшие шансы трудоустройства и больший заработок. Исследователи в странах ОЭСР определили, что средняя норма доходности частных инвестиций в высшее образование составляет 9%. Британские специалисты подсчитали, что выгоды в экономике от постоянного роста профессионального мастерства работников составят, по меньшей мере, 80 млрд фунтов стерлингов на протяжении 30 лет, или ежегодно более 2,5 млрд фунтов стерлингов [3].
В силу указанных особенностей воздействия образования на экономический рост и качество жизни в последние годы произошли существенные сдвиги в мониторинге факторов, определяющих образовательную компоненту национальных инновационных систем. Начиная с 2000 г. ЕС ввел и постоянно совершенствует Инновационное табло (European Innovation Scoreboard — EIS), в котором представлены статистические данные, освещающие инновационное развитие.
Среди 25 индикаторов EIS-2006 первая группа — «драйверы инноваций» — непосредственно характеризует образовательный процесс и его результаты, а именно:
Анализ
показал, что по показателям, определяющим
образовательную готовность страны
к инновационному развитию, Беларусь
имеет благоприятные
Таблица 1 Сравнение по результатам научно-технологического развития Беларуси со странами, вошедшими в группу с высоким уровнем ИРЧП
Страны (место в рейтинге) |
Мобиль-ные
телефоны
на |
Пользова-тели
Интернет на 1000 жителей |
Патенты, полученные резидентам, на 1 млн населения | Платежи
роялти получен-ные
(долл. на чел.) |
Исследовате-ли, на 1 млн населения |
Страны с высоким уровнем ИРЧП | 743 | 365 | 189 | 75,8 | 3035 |
Беларусь (64) | 419 | 347 | 76 | 0,3 | 1903 |
Россия (67) | 838 | 152 | 135 | 1,8 | 3319 |
Финляндия (11) | 997 | 534 | 214 | 230 | 7832 |
Швеция (6) | 935 | 764 | 166 | 367,7 | 5416 |
Бельгия (17) | 903 | 458 | 51 | 106,5 | 3065 |
Польша (37) | 784 | 262 | 28 | 1,6 | 1581 |
Болгария (53) | 807 | 206 | 10 | 0,7 | 1263 |
Перспективы развития
в экономике знаний определяются не только
уровнем среднего и высшего образования,
но и человеческими ресурсами, занятыми
научными исследованиями и разработками.
По показателю удельной численности исследователей
на 1 млн населения Беларусь отстает от
России и развитых стран Европы, но опережает
такие страны с высоким уровнем ИРЧП, как
Польша и Болгария.
Динамика численности исследователей в нашей стране может внушать некоторую тревогу. В отличие от развитых стран, где число исследователей устойчиво растет, у нас оно продолжает снижаться. С 2001 по 2008 гг. численность работников, выполняющих исследования и разработки, уменьшилась на 5,9%, в том числе исследователей — на 4,5%, из них докторов наук — на 6%, кандидатов наук — на 12%. Основная причина — недостаточное финансирование. Недостаточность ресурсов, выделяемых на науку, ограничивает масштабы и результаты научных поисков. Сравнение объемов финансирования исследований и разработок в расчете на душу населения (в долл. США по паритету покупательной способности) показывает, что развитые страны отличаются по объему ресурсов, выделяемых на цели научных исследований и разработок, но стремятся обеспечить примерно равные возможности исследователям. В среднем по странам ОЭСР на одного жителя выделяется 627 долл. США на научные исследования и разработки, в ЕС — 528, России — 116, Китае —72, по нашим расчетам в Беларуси — 38,4 долл. США (по ППС) , т. е. в России удельное финансирование науки почти в три раза выше, чем в Беларуси. Неудивительно, что наблюдается «утечка мозгов». Например, США почти вдвое превышают объем финансирования в расчете на душу населения по сравнению с ЕС-15, поэтому Европа в настоящее время предпринимает ряд мер, направленных на закрепление научных кадров, и стремится существенно увеличить ресурсы финансирования науки. Для сохранения научного и образовательного потенциала нации требуется внимание государства к проблемам подготовки и обеспечения отраслей экономики кадрами высшей квалификации.
Отраслевая структура подготовки кадров позволяет дать характеристику возможностей национальной экономики, развивать научные направления в тех областях знаний, которые являются приоритетными для современного научно-технологического прогресса. Статистика развитых стран отслеживает структуру кадров с выделением сектора естественнонаучных и технических дисциплин, который также используется для анализа структуры аспирантской подготовки.
Сравнение с развитыми европейскими странами показывает, что доля таких специалистов среди выпускников вузов в Великобритании составляет 22,75%, Швеции — 31,8%. Исследователи отмечают, что Китай наращивает выпуск специалистов технического профиля. С 2004 г. их стало в три раза больше, чем в США и Индии. В Беларуси за последнее десятилетие структура подготовки кадров изменилась. Предложение специалистов по естественнонаучному и техническому профилю сократилось с 40% в 1993 г. до 30% в 1998 г. и в 2005 г. составило 26,5%. Такая тенденция обусловлена ростом численности студентов в коммерческих вузах, где подготовка в основном связана с гуманитарным образованием.
Количественная
характеристика исследователей страны
в сфере технологий и система
их подготовки через аспирантуру
в Беларуси, в сравнении с развитыми
странами, свидетельствует, что в
основном отраслевая структура соответствует
задачам строительства
В
отечественной экономике
Таблица 2 Исследователи и затраты на НИОКР в секторе высшего образования
|
Анализ показывает,
что Беларусь существенно отстает от европейских
стран по доле персонала науки в вузах
и объему исследований. Если учесть некоторое
отличие в методике статистических наблюдений
(в западной практике учитывается персонал
в пересчете на полную занятость — FTE),
разрывы весьма существенны. Например,
в Финляндии с пятимиллионным населением
в университетах работают 12,9 тыс. исследователей,
а в Беларуси — около 2 тыс. исследователей,
и примерно 8 тыс. чел. работает по совместительству
(договорам подряда).
Другое
отличие структуры