Организационные формы инновационного процесса. Формы организации НИОКР. Технопарки, инкубаторы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. Цель данной работы – изучить организационные формы инновационной деятельности.

Содержание

Введение
3
1. Организационные формы инновационного процесса
4
2. Формы организации НИОКР
8
3. Технопарки, инкубаторы бизнеса
18
Заключение
23
Список литературы
24

Работа содержит 1 файл

почто готов.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

  1. Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей.
  2. Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке государством и бизнесом.
  3. Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.
  4. Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007—2010 гг. (без учета правок, вносимых в федеральный бюджет по причине финансового кризиса) составит около 10 млрд. руб. Такую же сумму, как ожидается, инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки.

Строительство технопарков  ведется в семи регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков  создается в Нижнем Новгороде — это IТ-парк «Анкудиновка» (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка «Анкудиновка» составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 г., составляет 13 тыс. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м — жилые дома.

IT-парк «Анкудиновка»,  работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, — самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение бизнес-инкубатор осуществляет посредством  выполнения следующих функций.

  • Обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки.

Осязаемая поддержка — это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая поддержка — это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

  • Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.

Следует отметить, что  между бизнес-инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию.

Причем, практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

 

Заключение

 

Инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый  вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами  этого можно считать не только объективные требования научно-технического прогресса, но и условия конкуренции в различных сегментах рынка и т.д.

С учетом вышеизложенного, процесс управления инновациями  на предприятиях и в отраслях должен основываться, прежде всего, на тех возможностях, которые субъектам рынка предоставляют различные формы инновационной деятельности, такие как бизнес-инкубатор, технопарк. Деятельность данных учреждений позволяет предприятиям значительно снизить риски и повысить эффективность инновационной деятельности.

Организации в развитых корпорационных структурах формируются  на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным  уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающего другие организации, которые управляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аврашков Л.Я. Инновационный менеджмент: учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля,  Б.Н. Чернышова, А.И.Базилевич, Л.В. Бобков– 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 462 с.
  2. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие.  – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 347 с.
  3. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»/ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2008. – 415 с.
  4. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учебное пособие/ А.А.     Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 415 с.
  5. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. – М.: КноРус, 2009. – 159 с.
  6. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация ''Дашков и К'', 2008. – 336 с.
  7. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2009. – 506 с.
  8. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. казанцева, л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2008. – 358 с.
  9. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии устойчивого развития: Учебное пособие/ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Т. Галиев; Башкирский государственный университет, АТиСО, Академия наук социальных  технологий и местного самоуправления, Институт повышения квалификации профсоюзных кадров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Издательство ''Диалог'', 2007. – 362 с.
  10. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенкова, Л. М.Гохберг, С. Ю.Ягудин – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 328 с.
  11. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент", специальностям экономики и управления. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 336 с.
  12. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник/ Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 208 с.
  13. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник/ В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 293 с.
  14. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 238 с.
  15. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.

 



Информация о работе Организационные формы инновационного процесса. Формы организации НИОКР. Технопарки, инкубаторы бизнеса