Оценка состояния инновационного климата России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

На фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику.

Работа содержит 1 файл

КР оценка инновационного климата.docx

— 32.64 Кб (Скачать)

Оценка:

( 1+2+2+1)\4=1.5 , что очень печально.

Вывод: Оценка инновационного макроклимата оставляет  желать лучших результатов. В целом  и по отдельности нам необходимо пересматривать каждую сферу макроклимата. 

2. Оценка инновационного  микроклимата

2.1 Зона предпринимательства: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Конкурентная среда  может быть определена как исторически  конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства, она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым  программам. 

2.2  Зона инвестиций

Инвестиционная  политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и  дополнений в Закон РСФСР” и “Об  инвестиционной деятельности в 
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают: 
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе; 
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности; 
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной  политики в нашем государстве  до недавнего времени уделялось  достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю  важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать  шаги в нужном направлении, и последние  два-три года наблюдаются некоторые  сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются  структурные перекосы в экономике 
России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства.

2.3 Зона новых технологий  и научно-технических  информационных ресурсов

Приоритетными направлениями развития науки и  техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и  др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и  рациональное природопользование. В  рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.

2.4 Зона сырьевых, топливных,  энергетических и  материально-технических  ресурсов

Сырье, материалы, топливо и энергия  являются основой для нормального  функционирования предприятия и  экономики государства в целом.

И хотя объем добычи некоторых видов  топлива за последние годы существенно  сократился, что было связано с  общей кризисной обстановкой в стране, но и этого вполне хватает не только для удовлетворения внутренних потребностей. Россия по-прежнему обладает значительным экспортным потенциалом ТЭР.

Наличие такого мощного топливно-энергетического  комплекса в России имеет для ее экономики не только положительные, но и отрицательные стороны. Положительная сторона заключается в том, что экономика России полностью обеспечена собственными ТЭР и имеет значительный приток инвалюты от их экспорта. В то же время развитие топливно-энергетического комплекса требует значительных инвестиций, так как отрасли ТЭК являются весьма фондоемкими и капиталоемкими. Из-за ограниченности инвестиций поддержание и развитие ТЭК в России на прежнем уровне в конечном итоге отрицательно сказываются на развитии перерабатывающих отраслей, особенно прогрессивных отраслей промышленности, что не способствует ускорению НТП, прогрессивным структурным сдвигам в экономике и повышению эффективности общественного производства.

Сырье, материалы, топливо, энергия — все  это относится к предметам  труда, т.е. они при помощи средств труда подвергаются воздействию человеческого труда с целью придания им таких форм и свойств, которые нужны человеку для удовлетворения его многочисленных как производственных, так и личных потребностей.

2.5  Зона трудовых  ресурсов

Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность  населения. Поэтому динамика движения численности населения и его  структура оказывают большое  влияние на динамику численности  и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом  в изучении качественного и количественного  аспектов трудоспособного населения  выступают указанные признаки всего  населения.

В настоящее  время лиц, моложе трудоспособного  возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в  трудоспособном возрасте - 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста - 29,7 млн. чел. Сопоставление этих показателей  с соответствующими показателями прошедших  лет показывает, что произошло  уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и в  трудоспособном возрасте.

Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового  потенциала, так как часть лиц  моложе трудоспособного возраста занято в производстве, и, следовательно, относится  к трудовым ресурсам. Доля пенсионеров  также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность  населения в трудоспособном возрасте не равнозначна численности трудовых ресурсов.

Сокращение  численности занятого населения  и неуклонный рост незанятого трудоспособного  населения углубляют понимание  причин всестороннего кризиса, охватившего  Россию.

2.6  Группы стратегического  влияния

Анализ  самих параметров тоже представляет собой сложную задачу. Так, например перспективы роста должны оцениваться  не только темпами роста отрасли, но и по характеристикам жизненного цикла спроса. Если исследование жизненного цикла спроса на продукцию фирмы  выявит, что она находится на стадии насыщения или стадии замедленного роста, то руководство организации  должно думать о разработке новой  продукции, модернизации выпускаемой  или смене СЗХ, чтобы поддержать желаемые темпы роста.

Ожидаемый уровень нестабильности может достигать  такой отметки, при которой перспективы  могут измениться. Так, экономическая  нестабильность, высокие темпы инфляции и неблагоприятная система налогооблажения делают туманными и неопределёнными перспективы капитальных влажений в промышленное производство.

Первоначально формируется набор СЗХ, затем  осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ, иначе решения по ним  потеряют полноту и осуществимость. Помимо отмеченных выше параметров в  основе методов отбора СЗХ лежат  критерии объёма капитальных вложений, которые организация может выделить на развитие СЗХ, и уровни рентабельности в них.

Стратегическая  сегментация внешнего окружения  не ограничивается выделением только соответствующих сегментов рынка. В последние 20 лет в мире обострилась борьба за источники ресурсов, в первую очередь, сырьевых. Успешное развитие организации в будущем зависит не только от наличия рынков сбыта, но и от способности обеспечить себя необходимыми ресурсами в достаточном количестве и надлежащего качества. В целях обеспечения безопасности, гарантированного развития в обозримой перспективе организация должна избегать зависимости от какого-либо единственного поставщика ресурсов. Она должна заботиться о наличии альтернативных источников снабжения стратегическими ресурсами: топливом, энергией, дефицитными материалами, квалифицированными кадрами. Поэтому руководители организации, разрабатывая стратегию выживания, вынуждены уделять должное внимание и зонам стратегических ресурсов, в которых сталкиваются интересы различных фирм.

Ещё одним  элементом стратегической сегментации  внешнего окружения организаций  является выделение групп стратегического влияния. Сюда относятся различные государственные институты, общества, профсоюзы, ассоциации клиентов и т.п. Сюда же можно отнести владельцев крупных пакетов акций, бывших директоров компании. Группы стратегического влияния оказывают сильное воздействие на принятие управленческих решений, причём характер этого воздействия относительно стабилен и не может не учитываться при выборе целей и стратегии развития организации. 

Оценка:

(2+2+2+4+2+2)\6= 2.3

Вывод: По моему мнению, не все так плохо. Конечно, в каждом государстве существуют те или иные проблемы связанные с  инновациями в различных сферах государства, но у России есть существенный потенциал, позволяющий путем проб и ошибок вносить изменения в  структуру жизни.

Общая оценка:

(1.5 + 2.3)\2= 1.9

Вывод:

В настоящее  время инновационная политика опирается  на результаты статистических и социологических  обследований предприятий, опросы экспертов. Между тем проблема стимулирования инновационной деятельности не может  быть решена без учета особенностей отношения населения к науке, технологиям, образованию — тем  сферам деятельности, которые обеспечивают инновационное развитие. В статье анализируются представления населения  об инновациях, состоянии и перспективах инновационного процесса, его целях  и механизмах. Используются результаты российских и зарубежных репрезентативных обследований общественного мнения.

Информация о работе Оценка состояния инновационного климата России