Автор: a**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа
Управление кадрами является одним из важнейших направлений в стратегии современной организации, поскольку в условиях развития высоко технологичного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
соизмеримость результатов управления с затратами на их получение.
Так Дж.М.
Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику
анализа функционирования служб управления
кадрами9 , где критерии оценки сгруппированы
следующим образом:
2. Показатели степени соответствия.
3. Степень удовлетворенности работников:
4. Косвенные показатели эффективности работы служащих:
Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.
Э.Б. Фигурнов предлагает следующие показатели10 , характеризующие интенсификацию использования персонала:
С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние.
Безусловно, система показателей, необходимых для определения эффективности управления персоналом, нуждается в доработке. Решение этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели.
По нашему мнению, систему показателей эффективности управления персоналом следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия к среднегодовому числу работников.
Оценка эффективности управления персоналом
опирается на критерии, выраженные в объективных
показателях развития производства, которые
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Статистические показатели эффективности управления персоналом
Направление анализа | Показатели | |
Показатели экономической эффективности | Производительность труда | Объем реализации
на одного работника и его динамика
Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика |
Улучшение качества продукции, услуг | Количество
рекламаций и их динамика
Удельный вес брака и его динамика | |
Издержки на персонал | Общие издержки
фирмы на персонал за период
Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период Издержки на одного работника и их динамика | |
Эффективность управленческих программ | Затраты на отдельные
направления и программы Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом | |
Показатели экономической эффективности | Социально-психологический климат в коллективе | Взаимоотношения
с коллегами
Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с общественностью, коллегами |
Уровень удовлетворенности персонала | Соответствие организационных и личных целей Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень абсентизма Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников |
В качестве результативного показателя, характеризующего экономическую эффективность управления кадрами, мы считаем возможным принять среднегодовую выработку на одного работника как отношение среднегодового объема реализации подразделения к средней фактической численности персонала (YВыр, в $/чел.). В пользу его выбора говорит то, что этот показатель производительности труда может служить сквозным для всех предприятий и методика его расчета общепризнанна. Хотя этот показатель не выявляет полную картину эффективности управления, в целом он может использоваться для характеристики эффективности управления персоналом.
В качестве результативного показателя, характеризующего социальную эффективность управления кадрами, выберем коэффициент текучести (YКтек). Этот показатель отражает динамику персонала фирмы и также выступает в роли факторного, косвенно влияющего на производительность труда. Он представляет собой индикатор благополучия в области управления персоналом. Если фирма имеет хорошие производственные показатели, но текучесть персонала высока, значит на фирме низкая стабильность персонала, а учитывая, что повышенная текучесть может дорого обходится предприятию, следует более тщательно подходить к анализу причин, по которым люди покидают организацию.
Коэффициент текучести, рассчитывается как отношение числа выбывших по собственному желанию, уволенных за прогулы и другие нарушения дисциплины работников за определенный период (в данном случае за год) к среднему числу занятых в течение года, в процентах;
Коэффициент абсентизма также является
важным показателем социальной эффективности
управления персоналом, но он коррелируется
с показателем текучести, поскольку оба
явления вызываются одними и теми же факторами.
Высокий уровень абсентизма является
признаком того, что в ближайшем будущем
вероятна повышенная текучесть, поэтому
дальнейшие статистические исследования,
на наш взгляд, достаточно проводить с
одним из них.
Оценку эффективности управления персоналом целесообразно производить по трем позициям:
При оценке организации управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот отдела.
Представляет интерес анализ качества управления персоналом. Он производится в зависимости от конкретных задач, стоящих перед органом управления. Анализ качества управления персоналом фирмы приводится в таблице 3.
Таблица 3
Направления анализа качества управления персоналом фирмы
№ | Направление анализа | Используемые критерии |
1 | Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы | Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения |
2 | Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала | Четкость и полнота изложения соответствие КЗОТ |
3 | Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы | Трудовые показатели работников, эффективность работы фирмы; Соответствие КЗОТ; Морально-психологический климат в коллективе |
4 | Оценка основных
элементов организационной |
Состояние трудовой
этики; Морально-психологический |
5 | Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников работой в фирме, морально-психологический климат и др. | Имидж фирмы в глазах клиентов; Приверженность работников своей фирме; Трудовые показатели. |
В заключение необходимо отметить, что
отсутствие в настоящее время устоявшейся
и общепринятой методологии оценки эффективности
управления кадрами делает актуальным
дальнейший поиск оптимального сочетания
методик, технологий и инструментария
диагностики и оценки.
Маслов
Е.В. Управление персоналом предприятий.
М.: ИНФРА-М, 1998, с.59.
Шекшня
С.В. определил организационную культуру
как специфические для данной организации
ценности, отношения, поведенческие нормы.
(“Управление персоналом современной
организации“», М.: “Бизнес-школа “Интел-Синтез“,
1997, с.48).
Управление
персоналом организации//под ред. Кибанова
А.Я., -М.: ИНФРА-М, 1998, с.63.
Андреев
С.В. Несостоятельность (банкротство) предприятий.
Проблемы и пути реформирования экономического
кадрового потенциала: Учеб. пособ.
М.: РУЦ, 1996, 151-152.
Шекшня
С.В. Управление персоналом современной
организации, М.: “Бизнес-школа “Интел-Синтез“,
1997, с.295-296.
Китов
А.И. Экономическая психология. М.: 1987,
с.41.
Журавлев
А.Г. Управленческий труд и эффективность
общественного производства./ Науч.ред.
О.Н. Пашкевич. Минск: Наука и техника, 1981,
с.87.
Марр Р.,
Шмидт Г. Управление персоналом в условиях
социальной рыночной экономики. М.: МГУ,
1997, -с.95-96.
Иванцевич
Дж. М. Лобанов А.А. Человеческие ресурсы
управления, М.: «Дело», 1993, с.276.
Фигунов
Э.Б. Статистическое измерение интенсификации
производства.//Вестник статистики, 1983,
№10, с. 10.
Магура М.И. Создание системы управления персоналом организации.//Управление кадрами, 1997, №№ 7.- с.16.