Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности.
1Введение ……………………………………………………………..3
2 Оценка эффективности инноваций………………………………….4
3 Оценка эффективности инновационной деятельности…………….8
4 Оценка инновационного потенциала организации………………..10
5 Анализ спроса на нововведения…………………………………….12
6 Направление инновационной политики РФ………………………..15
7 Правовое регулирование инноваций………………………………..19
8 Классификация инноваций на транспорте………………………….21
9 Заключение……………………………………………………………22
10 Список литературы………………………
Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. Все мы знаем, что главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке. Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.
Цели и направления
инновационной политики государства определяются,
прежде всего, характерной особенностью
той или иной отрасли, ее производственно-
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.
Главными методами реализации инновационной политики являются:
Весомое значение
наряду с крупными фирмами, консорциумами
и объединениями имеют малые организации.
В развитых странах они обеспечивают примерно
половину всех нововведений. По данным
Национального научного фонда США, количество
нововведений в малых фирмах на единицу
затрат, как правило, больше, чем в средних
и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы
почти на треть опережают крупные в скорости
освоения новшеств. Поэтому наряду с активизацией
инновационной деятельности в крупных
организациях появилась необходимость
создать условия для привлечения к этому
процессу субъектов малого предпринимательства,
в том числе и за счет выделения малых организаций
из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение
научно-исследовательских организаций,
правительство считает необходимым создание
фонда имущества инноваций для предоставления
малым организациям, занимающимся инновационной
деятельностью, высвобождающихся производственных
площадей и оборудования на льготных условиях.
Таким образом, инновационная политика
государства учитывает возможности и интересы
всех субъектов инновационной деятельности,
как крупных, так и малых, что способствует
переустройству и подъему экономики России.
Правовое регулирование инноваций
Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования.
Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.
Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).
Подзаконными
актами разного уровня регулируются
отдельные аспекты
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. № 158 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».
Кроме того, данные
отношения регулируются международными
договорами и соглашениями (Парижская
конвенция по охране промышленной собственности,
Евразийская патентная
Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны:
1) регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества, и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
2) созидательная
система, заключающаяся в том,
что право на данные объекты
возникает в силу самого факта
их создания, придания объективной
формы, а правовая охрана –
с момента создания. Эта система
применяется в отношении
3) система конфиденциальности,
при которой основанием охраны
является факт сохранения
Сложнее обстоит
дело с правовым регулированием передачи,
внедрения инноваций для
Классификация
инноваций на транспорте.
Инновация в дорожной отрасли и на транспорте - это внедрение новых или
усовершенствованных решений в технику, организацию, общественную жизнь на уровне отрасли, территории или предприятия.
Инновациями являются любые технические, организационные экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в масштабах отрасли, территориального управления, подрядной организации. В частном случае понятие инноваций сводится к внедрению новой техники и технологий.
В качестве объекта инноваций могут выступать:
- продукция (виды, качество);
- материалы;
- средства производства;
- технологические процессы;
- человеческий фактор (развитие личности, уровень образования и т.п.);
- социальная сфера;
- организационные изменения, реорганизация.
Инновации являются основой научно-технического прогресса. Общество, имея в своем распоряжении материальный потенциал, действуй под влиянием различных условий, создавая и используя инновации вызывает прогресс (технический, общественный, организационный и т.д.), оказывающий решающее влияние на темп общественно-экономической развития, уровень жизни и условий труда общества.
Осуществление инноваций в дорожной отрасли и на транспорте связано с
созданием и применением новых, реконструкцией или модернизацией
существующих средств труда (новой техники, машин, оборудования, сооружений, механизмов и др.), предметов труда (материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребности населения, технологических процессов, способов и методов организации производства, труда и управления).
Кроме того, нововведения в дорожной отрасли и на транспорте могут быть
связаны с изменением
количества рабочих мест, улучшением
условий труда и быта трудящихся,
повышением уровня образования и квалификации,
техникой безопасности, внедрением промышленной
эстетики, эргономики и дизайна, охраной
окружающей среды и рациональным использованием
природных ресурсов, экономией свободного
времени населения, а также с улучшением
качественных показателей работы, безопасностью
автодорог и надежностью технических
средств транспорта.