Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:13, доклад
В СССР еще в 60-х годах прошлого века, ранее, чем на Западе, сложилось направление, названное наукой о науке. В рамках этого направления философы, психологи, историки разработали концепцию объяснения закономерностей научного развития, которые только позже привлекли интерес мирового научного сообщества. Поэтому представления о такой категории, как научная школа в СССР и в России формировалось в рамках соответствующих научных дисциплин, для которых характерно пристальное внимание к историческому контексту развития явлений. Для этих подходов были типичными взгляды о патерналистском, особенном характере научных школ России и уникальных отношениях, складывающихся в таких коллективах, в основе которых лежали научные традиции XIX – начала XX вв. когда в науке России работали уникальные ученые, которых окружали преданные соратники и ученики.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Кафедра Экономики
и Менеджмента в
Доклад по дисциплине
«Управление
инновационными процессами»
Тема: «Научные
школы как форма социальной организации
фундаментальной науки»
Выполнила:
Студентка
Подпись_______________________
Преподаватель:
Должность: асс.
Оценка___________________Дата_
Подпись_______________________
Санкт-Петербург
2011
В
СССР еще в 60-х годах прошлого
века, ранее, чем на Западе, сложилось
направление, названное наукой о
науке. В рамках этого направления
философы, психологи, историки
разработали концепцию объяснения
закономерностей научного развития,
которые только позже привлекли
интерес мирового научного сообщества.
Поэтому представления о такой
категории, как научная школа
в СССР и в России формировалось
в рамках соответствующих научных
дисциплин, для которых характерно
пристальное внимание к историческому
контексту развития явлений. Для
этих подходов были типичными взгляды
о патерналистском, особенном
характере научных школ России
и уникальных отношениях, складывающихся
в таких коллективах, в основе
которых лежали научные традиции
XIX – начала XX вв. когда в науке
России работали уникальные ученые, которых
окружали преданные соратники и
ученики. Сложившееся представление
о научных школах как об оригинальном
явлении, не имеющем аналогов в
других странах, мешало развитию
объективного и возможно количественного
анализа этих объединений в науке.
Поэтому, когда в 1996 г. в рамках государственной
политики, направленной на сохранение
научного потенциала России, была принята
Программа поддержки ведущих
научных школ, представители власти
и научного сообщества оказались
не готовыми к тому, чтобы сформулировать
точные и объективные критерии,
по которым следовало бы выбирать
объекты поддержки, называемые ведущими
научными школами. В настоящее время,
когда такая поддержка
Характерные признаки научных школ
Исторические корни научной школы, которая многими российскими и советскими экономистами рассматривается как уникальное явление, сохраненное и развитое именно в нашей стране, хронологически не определены – от Аристотеля до XVIII века. Объясняется такая неясность двумя объективными причинами: во-первых, эволюцией представлений о характере научной деятельности – от сакрального удела избранных до органической части «производственного» процесса. Во-вторых, именно историки впервые сформулировали это понятие, и в рамках данной дисциплины история появления научных школ наиболее полно отражалась в научных дискуссиях.
Возможно, именно потому, что в СССР еще в 1960-х годах было открыто новое направлений исследований, – «наука о науке», которое объединило несколько дисциплин (в частности, социологию, философию, психологию), исследование проблем научных школ велось преимущественно в русле этих дисциплин. Направленность подобных исследований предполагала изучение социальных аспектов развития особого «организма», названного научной школой, и поведения ученых в рамках такой социальной группы. Новизна направления определялась тем, что в его основу были положены два взаимосвязанных подхода к анализу науки, рассматриваемой в качестве системы знаний и вида деятельности. Переплетение этих подходов дает возможность сочетать методологию и методику социальной психологии с изучением коллективной природы научной деятельности. Даже в том случае, когда ученый создает открытие в одиночку, он использует знания, накопленные предыдущими поколениями ученых. Для того чтобы открытие было признано коллегами, он должен быть готов защитить свое открытие в ходе научной дискуссии. Поэтому изучение основных категорий науки в России пошло по пути применения психологических наук, которые позволили объяснить феномен научного познания на основе трех групп факторов:
1) объективно логических факторов развития научного познания, обусловленного внутренней логикой науки, что требует изучения процессов появления и развития идей, так же как анализа, объяснения и ведения дискуссии по проблемам науки;
2)
социально-научных факторов, включая
социальное окружение, в
3) личностных и психологических особенностей людей, проводящих научные исследования, признаков характера и темперамента, способствующих занятиям этим видом деятельности, системы ценностей, стандартов, целеполагания и мотивации научной деятельности.
Перечисленные подходы в течение продолжительного времени применялись ко всем или почти ко всем аспектам научной деятельности, в том числе и к научным школам, чем объясняется, на наш взгляд, тот факт, что феномен российских научных школ рассматривается именно как феномен в большей степени, чем явление, сопровождающее развитие мировой науки в целом. Достаточно привести лишь несколько названий работ по этой тематике, чтобы понять, что «научная школа» (далее – НШ) – размытое понятие, не имеющее точной границы и определения. Приведенные названия свидетельствуют о том, что предмет исследования изучается в рамках широкого спектра научных направлений, и может быть изучен только на базе междисциплинарного исследований, поэтому многогранность рассматриваемого понятия не вызывает сомнений. Только в 1996 г., в одной из первых статей по этой тематике, Н.Х. Розов представил научную школу ХХ в. как «научно-производственное объединение, в котором, помимо традиционных научных и идейных, значительную роль стали играть и организационно-управленческие функции» (Розов, 2007).
В качестве необходимых и достаточных признаков существования школы в данной работе вычленены следующие черты, характерные для многих определений:
• общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, идейно-методическая, критериев оценки деятельности и ее результатов;
• наличие лидера, либо харизматичного, в качестве моральноорганизующего звена, либо «хозяина», либо администратора и управленца;
•
кооперативный принцип
• оптимизация процесса обучения научной молодежи и воспроизводства научной культуры;
•
публичное признание –
Отметим, что впервые понятие «научной школы» было описано как категория науковедения и перечисленные принципы были сформулированы в работе М.Я. Ярошевского (1977). В ней, кроме того, подчеркивалось значение общения учитель–ученик для обоих участников такой связи. Полезность такого общения была сформулирована П. Капицей следующим образом: «Те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно стимулируют мысль и заставляют совершенно с новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому мы подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить». Отметим, что в приведенной цитате имеется в виду все же обычный учебный процесс в высшей школе, а не особая форма организации науки. В такой особой форме организации, как мы увидим ниже, полезность учителю доставляют не только «нелепые вопросы», но и более реальные действия ученика, и не только для творческого мышления, но и для укрепления собственных позиций.
Еще один важный подтекст интерпретации одного из признаков принадлежности научной группы или коллектива ученых к школе – общность деятельности, предмета и объекта исследований – состоит в том, что одним и тем же направлением исследований может быть занята не одна, а несколько научных школ, иногда – придерживающихся диаметрально противоположных взглядов (Гасилов, 1977).
Такие школы получили название «авангардной» и «конкурирующей». Отметим, что в современной жизни отнесение одной из конкурирующих школ к авангардной вполне условно. Научная школа Н.И. Вавилова 40-х годов прошлого века была конкурирующей, тогда как школа Т.Д. Лысенко рассматривалась как авангардная по известным причинам, которые были явно не научного свойства. Существование конкурирующих школ в фундаментальной науке возможно только в двух случаях: во-первых, когда национальная инновационная система страны обладает избыточным ресурсом, чтобы проверять альтернативные варианты решения проблем, что, безусловно, способствует установлению научной истины, но для многих стран представляется слишком дорогостоящим. Во-вторых, существование конкурирующих НШ возможно в областях наук, являющихся особо приоритетными для государства, например, одновременная работа КБ Сухого и Микояна в СССР была возможной только потому, что национальная оборона рассматривалась руководством страны как главный приоритет.
Информация о работе Научные школы как форма социальной организации фундаментальной науки