Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:33, курсовая работа
Таким образом, главной целью работы является рассмотрение основных понятий НТП и инноватики, их положения в современном мире. Цель позволяет сформулировать задачи:
изучить сущность научно-технической революции
определить основные тенденции научно-технического прогресса
рассмотреть понятие инноватики
оценить научно-технический потенциал России
Введение
1. Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
1.2. Основные черты НТР
1.3. Основные тенденции научно-технического прогресса
1.4. Прогнозирование и планирование НТП
2. Инноватика. Понятие, объект и предмет инноватики
2.1. Инноватика как механизм ускорения НТП
3. Национальная инновационная система России
4. Научно-технический потенциал России
Заключение
Список литературы
Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40 – 60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации и т.п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7 – 10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспорта и т.п. Короткие волны в 3 – 3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленного производства.
В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.8
В
тесной взаимосвязи со сменой фаз
в жизненном цикле
Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл продукции как инновации. 9
В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта. Как первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискованными инвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.
Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства.
Следовательно, понятие «инноватика» значительно шире и глубже по своему содержанию в сравнении с термином «Инновация». При этом знания по инноватике дают возможность предвидеть перспективу долгосрочного технико-экономического развития общественного производства, оказывать влияние на изменение в фазах деловых циклов, а за счет инноваций – уменьшать периоды спада производства и содействовать подъему деловой активности в промышленности. Исходя из этого для России инновации и инновационная деятельность являются основным из инструментов и механизмов стимулирование экономического и технологического развития.
3. Национальная инновационная система России: модели и инфраструктура
Россия вошла
в новое тысячелетие с надеждой
построить обновленное
Ядром структурных изменений как в индустриально
развитых странах, так и бурно развивающихся
является государственная инновационная
стратегия и активная научно-техническая
политика фирм и регионов, ориентированная
на содействие развитию передовых технологий
НИОКР прорывного характера.
Размышляя о
том, есть ли у России цивилизованное
"технологическое будущее", ведущие
российские философы, политологи и
экономисты, расходятся на два лагеря:
одни, например, группа исследователей
Института проблем
Модели национальной инновационной системы.
Инновационная
система формируется под влиянием множества
объективных для данной страны факторов,
включая ее размеры, наличие природных
и трудовых ресурсов, особенности исторического
развития институтов государства и форм
предпринимательской деятельности. Каждая
НИС характеризуется определенной структурой
и некоторой степенью упорядоченности,
предполагающими достаточную стабильность
институционального взаимодействия (при
этом в каждой стране складывается национальная
конфигурация институциональных элементов).
Наиболее простая модель, описывающая
взаимодействие элементов НИС, показывает,
что роль частного сектора заключается
в разработке технологий на основе собственных
исследований и в рыночном освоении инноваций,
роль государства - в содействии производству
фундаментального знания (в университетах)
и комплекса технологий стратегического
(военного) характера, а также в создании
и инфраструктуры и благоприятных институциональных
условий для инновационной деятельности
частных компаний. В рамках этой общей
модели формируются национальные особенности
НИС: большая или меньшая роль государства
и частного сектора в выполнении указанных
функций; относительное значение крупного
и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных
и прикладных исследований и разработок;
динамика развития и отраслевая структура
инновационной деятельности.
Как известно, инновационный процесс
возникает, когда созданный в научно-технической
сфере уникальный продукт передается
в производство и далее находит своего
потребителя. Поэтому можно сказать, что
научно-техническая сфера, производство
и потребление являются основными базовыми
элементами структуры инновационного
процесса. Каждый ее компонент выполняет
вполне определенную функцию в общем,
процессе: в научно-технической сфере
инновация создается, в производстве тиражируется
и затем перемещается в сферу производственного
или непроизводственного потребления.
Из этой сферы идет по цепочке обратная
информация о качестве потребляемой продукции,
ее достоинствах и недостатках, а также
очень важные данные о потребностях в
продуктах инновационной деятельности.
При этом не столь существенно, возникают
ли эти потребности спонтанно или формируются
производством. Важно их наличие, ибо,
если они отсутствуют, инновационная деятельность
на той или иной стадии процесса затухает.
Российские директора, рассматривая инновационный
процесс, обычно исходным считают производство,
которое модернизируется, технологическая
база которого обновляется или которое
переналаживается для выпуска новой продукции.
Под этим углом зрения инновационная деятельность
является одним из видов обслуживания
производства, процессов его функциониования
и развития.11
Но если анализируется инновационный
процесс, как модель функционирования
целостной системы, тогда предметом исследования
становятся два его взаимосвязанных аспекта:
технологический процесс создания инновационного
продукта и налаживания его производства,
а также социально-экономические факторы,
которые обеспечивают возможность и характер
его протекания в конкретных условиях
определенного общества.
Это означает, что для создания, производства
и распространения инноваций нужны не
только развитые образование, наука и
производство, способное воспринимать
ее достижения, и потребитель его продукции,
но и стимулы, побуждающие людей создавать
и вводить инновации в действие, финансовые
средства, благоприятные социальные условия
и ориентации на научно-технический прогресс.
Если эта ориентация положительная, то
общество формирует инновационную систему.
Последняя объединяет образование, науку
и производство и включает в себя все компоненты
структуры инновационного процесса, как
научно-технологические, так и социально-экономические.
Н.А.Иванова, один из ведущих российских
специалистов по проблематике развития
инновационных систем, приводит следующее
определение НИС:
"Национальная инновационная система
- это совокупность взаимосвязанных организаций
(структур), занятых производством и коммерческой
реализацией научных знаний и технологий
в пределах национальных границ. В то же
время НИС - комплекс институтов правового,
финансового и социального характера,
обеспечивающих инновационные процессы
и имеющих прочные национальные корни,
традиции, политические и культурные особенности".12
В методологическом плане представление
об инновационной системе означает признание
необходимости целостного подхода к инновационному
процессу, его формированию, структуре
и динамике. Социальное значение имеют
не разрозненные попытки использовать
конкретные разработки в конкретном производстве,
не частичные меры по отлаживанию тех
или иных звеньев инфраструктуры инновационного
процесса, а формирование целостной гибкой
и динамичной инновационной системы, способной
решать проблему изменения или модернизации
технологического базиса общества. Поэтому
методология системного подхода приобретает
здесь принципиальное значение не только
в теоретическом, но и практическом плане.
В XX столетии и, особенно, во второй его
половине капиталистические страны и
СССР, ориентируясь на научно-технический
прогресс, формировали и соответствующие
инновационные системы, отвечавшие по
своим характеристикам специфике этих
стран. В итоге возникли инновационные
системы двух типов, одну из которых для
краткости назовем рыночной (в капиталистических
странах), другую - административной. Конечно,
это деление условно, ибо и первая система
не исключает применения административных
средств, а вторая не отвергает необходимости
материального стимулирования и различных
экономических подходов.
Тем не менее, эти системы принципиально
различаются по регулирующим их организационно-экономическим
механизмам, моделям управления инновациями.
Исторический опыт показал, что рыночная
модель инновационной системы в условиях
послевоенной научно-технической революции
оказалась более эффективной, чем административная,
ибо, опираясь на нее, ведущие капиталистические
страны сумели овладеть достижениями
новейшей революции в науке и технологии
и создали качественно новый, постиндустриальный
технологический уклад. А административная
инновационная система, обеспечив известные
успехи Советского Союза преимущественно
в военно-промышленной сфере, в целом этой
зада-чи не решила, и технологический базис
советского общества развивался на более
низком уровне. Научные достижения в области
информационных и ряда других новейших
технологий ассимилированы не были. Существовавшая
система блокировала предпринимавшиеся
попытки сделать предприятия более восприимчивыми
к технологическим нововведениям. Недостаточная
эффективность административной модели
инновационной системы в сочетании с рядом
других факторов привела к застою, проигрышу
технико-экономического соревнования
с капитализмом. В то время как ведущие
страны рыночной экономики перешли к постиндустриальному
укладу, наша страна осталась на индустриальном
уровне.
Очевидно, что отличаются эти модели в
основном своей социально-экономической
инфраструктурой, ибо сама технологическая
цепочка звеньев инновационного процесса
от науки через производство к потребителю
в общем виде одна и та же в системах того
и другого типа.
Инфраструктура инновационной системы.
Инновационный процесс связан вообще
со всей экономикой страны и связь эта
весьма диалектична: активизация инновационной
деятельности приобретает ключевое значение
для подъема экономики, для устойчивого
экономического роста, и в то же время
инновационный процесс невозможен без
экономической, социальной, правовой поддержки.
Более того, при наличии необходимого
научно-технического потенциала социально-экономические
факторы в качестве "социально-экономической
инфраструктуры" инновационной системы
приобретают решающее значение в развертывании
инновационной деятельности.
Для России об инфраструктуре во многом
приходится говорить в будущем времени,
поскольку стоит вопрос о ее формировании.
Тема инноваций у нас рассматривается,
главным образом, в экономическом контексте:
преобладает проблематика, ориентированная
на непосредственное практическое использование
инноваций. Обсуждаются на профессиональном
уровне важные и нужные конкретные проблемы
организации инновационной деятельности.
Мы же выделим общие вопросы принципиального
характера, имеющие преимущественно методологическое
значение. К их числу, по нашему мнению,
относится стимулирование и мотивация
инновационного цикла, источники его финансирования,
его правовое регулирование, решение многообразных
задач, связанных с международными отношениями
в сфере научно-технологической и инновационной
деятельности. Но исходной здесь является
проблема востребованности инноваций
производством, обществом, государством.
Общественная востребованность.
Инновационная система включена в социально-экономическую
систему общества, является ее подсистемой.
От этой большой системы исходят импульсы
в виде востребованности инновационного
продукта. Как уже отмечалось, именно социально-экономическая
инфраструктура инновационной системы
позволяет ре-ализовать открывающиеся
технологические возможности и тем самым
придает жизненность инновационному процессу.
Ее формирование есть одно из выражений
появившейся у общества потребности в
инновациях. В условиях рыночной экономики
общественная востребованность инноваций
проявляется как обычный платежеспособный
спрос на них.
Спрос на инновации проявляет себя на
технологическом рынке. Современный технологический
рынок представляет собой весьма сложную
экономическую структуру. Предметом купли-продажи
являются здесь не только товары в явном
виде, но и патенты на различные технологические
новшества, лицензии и т.д. Но, сколь бы
сложным ни становился технологический
рынок, он остается чутким индикатором
спроса на инновационную продукцию, и
ее предложения, сигнализируя о его динамике,
обеспечивая обратную связь между производителем
и потребителем.
Востребованность инноваций в России
остается на низком уровне.
Финансирование. Финансирование
инновационного процесса имеет целый
ряд особенностей. Во-первых, любую инновацию
необходимо разработать, что требует значительных
ассигнований. Если создается новая технология,
то ее использование в производстве связано
с преобразованием последнего, что также
ведет к большим расходам и т. д. Короче
говоря, инновации - дорогое удовольствие
и нуждаются в крупных вложениях, которые
при прочих равных условиях намного выше,
чем финансовое обеспечение текущего,
уже налаженного производства. Во-вторых,
инвестиции в инновационную деятельность,
особенно в создание первых образцов инновационного
продукта, относятся к категории "рискового
капитала", ибо пока инновация не создана
и не опробована, никогда не может быть
полной уверенности в успехе, и нет гарантий,
что деньги не пропадут. Несмотря на это,
капитал все-таки в сферу инновации приходит.
Инвестора привлекают возможная - в случае
успеха дела - высокая прибыль. В-третьих,
во всех развитых государствах объем и
способы финансирования используются
как средство поддержки и стимулирования
инновационной деятельности.
Источники капиталовложений в инновационную
сферу самые разнообразные: государственные
структуры, коммерческие банки, финансово-промышленные
группы, концерны, международные фирмы
и организации, частные лица и др. Благоприятными
для развития инновационной активности
являются кредиты специализированных
фондов и других целевых источников, так
как, как правило, они предоставляются
на льготных условиях.
В России масштабы необходимого технологического
обновления производства столь велики,
что для решения проблемы внутренних накоплений
предприятий недостаточно. Требуется
привлечение отечественных и иностранных
инвесторов. Стимулирует приток капитала
благоприятный инвестиционный климат,
который в России пока не создан. В итоге,
если Россия в среднем за год привлекает
1,8 млрд. долл. инвестиций, то Китай в 25
раз больше. Переломить эту тенденцию
в ближайшем буду-щем вряд ли удастся,
поэтому специалисты полагают, что решение
проблемы привлечения инвестиций в экономику
страны в краткосрочной перспективе видится,
в первую очередь, в активизации внутреннего
инвестиционного потенциала, причем главная
задача, которую необходимо решить - возвращение
доверия населения к государству.
Стимулирование и мотивация. Формирующаяся
инновационная система России призвана
преобразовать общее стимулирующее воздействие
общественной потребности в инновациях
в конкретные стимулы деятельности на
всех этапах инновационного процесса,
обеспечить условия для привлечения и
эффективного использования средств.
Обязательным условием успеха является
взаимная заинтересованность всех вовлеченных
в него субъектов в создании, производстве
и распространении инновации.
Стимулирование их деятельности, как отчетливо
показывает мировой опыт, - двигатель всего
процесса. Недостаточное материальное
стимулирование инновационной деятельности
было одной из основных причин ее слабой
эффективности в советских условиях. Стимулирование
труда в рамках рыночной экономики сталкивается
с разной мотивацией хозяина и работника:
собственника, получающего прибыль, и
наемного работника, живущего на зарплату;
менеджера, управляющего и исполнителя,
управляемого.
В научно-технической сфере, на первом
этапе инновационного процесса, где происходит
воплощение идеи в некий первоначальный
образец будущего инновационного продукта
центральные фигуры - высококвалифицированные
специалисты: научные работники, инженеры,
конструкторы. От их таланта и трудолюбия
зависит успех дела. Их необходимо заинтересовать.
Мотивы деятельности исследователей и
разработчиков новых технологий, конечно,
связаны с творчеством, т. е. с заинтересованностью
в самом процессе труда. Вместе с тем, они
должны быть уверены, что если их труд
даст положительный результат, последует
достойное вознаграждение. Рыночные механизмы
создают для этого экономические предпосылки.
Роль собственника капитала, предпринимателя,
менеджера здесь состоит в организации
инновационного процесса, коммерциализации
созданного продукта, в обслуживании и
стимулировании творческого труда.
Эта ситуация складывается в научно-технической
деятельности, независимо от того, в каких
организационных структурах она протекает.
Например, в США инновационный продукт
создается университетской наукой, соответствующими
подразделениями крупных фирм, корпораций,
государственными лабораториями, на предприятиях
малого инновационного бизнеса. Фирмы
и государство заинтересовывают высокими
окладами, университеты - грантами, и заказами,
малый бизнес - коллективной ответственностью
за результат, который может принести
крупный доход.
В России мизерная оплата интеллектуального
труда работников науки, образования,
здравоохранения из государственного
бюджета имела разнообразные негативные
социальные последствия, вызвала ослабление
интеллектуального потенциала нации,
что подрывает возможности инновационного
развития. Стимулирование интеллектуальной
деятельности - необходимое условие успешного
продвижения России в сфере инноваций.
Следующим этапом в движении инновационного
продукта является его передача (трансфер)
в производство с помощью коммерциализации
продукта научно-технической деятельности.
Это очень важный этап, на котором как
в советские времена, так и сейчас, нередко
застревает не одна инновация, не будучи
в силах его преодолеть. Преимущественно
это происходит из-за инертности и косности
производства, отсутствия мотивации персонала
во внедрении новшеств и стимулов производства
в технологической модернизации.13
Стимулирование трансфера - важнейшая
составляющая обеспечения непрерывности
инновационного процесса. Вообще говоря,
рыночная экономика с ее конкурентной
средой спонтанно порождает стимулы к
модернизации производства. Но упадок
производства в России приводит к деиндустриализации,
парализующей инновационные процессы
в экономике.
Международные аспекты. Современная
социально-экономическая инфраструктура
в развитых странах обеспечивает функционирование
национальной инновационной системы не
как автономного организма, обособленного
от мировых инновационных процессов, а
во взаимодействии с ними. Россия заинтересована
в тесном международном сотрудничестве
в этой области - в иностранных инвестициях
в наукоемкое производство, в получении
новейших западных технологий, в совместных
инновационных проектах, в продвижении
своих разработок на мировой рынок наукоемкой
продукции. Пока присутствие России на
этом рынке ничтожно. Объем его денежной
массы оценивается в настоящее время в
2 триллиона 300 млрд. долл. Доля США на нем
составляет 39%, Японии - 30%, Германии - 16%,
а России всего 0,3%.14 Между тем у российских
ученых имеются разработки, реализация
которых может принести стране значительную
прибыль.
Российские разработчики новой техники
имеют мало опыта деятельности в конкурентной
рыночной среде и на этом сильно проигрывают.
В развитых странах социально-экономическая
инфраструктура инновационного процесса
включает в себя организации, которые
обеспечивают профессиональное решение
возникающих проблем, а также консультации,
изучение технологического рынка и т.
д. Без такого рода служб России будет
трудно продавать свои разработки на международных
рынках и покупать именно то, что относится
к новейшим технологическим достижениям
западной науки. Конечно, Россия должна
в этой области руководствоваться национальными
интересами: из международного сотрудничества
следует извлекать то, что соответствует
нашим условиям и потребностям, с учетом
того, в чем мы можем опираться на собственные
фундаментальные исследования. Это существенно,
ибо в печати высказываются предложения,
что в основном следует сосредоточиться
на инновационном бизнесе, для которого
фундаментальная наука не нужна; что средства
бюджета в обозримой перспективе ограничены
и нужно их сосредоточить, главным образом,
на развитии инфраструктуры рынка инноваций.
Безусловно, такая постановка вопроса
в корне ошибочна. В "Основах" справедливо
указывается на необходимость обеспечения
опережающего развития фундаментальной
науки.
Итак, это лишь самые общие элементы инфраструктуры
национальной инновационной системы,
но они позволяют отчетливо представить,
что для решения проблемы создания институциональных
основ конкурентоспособной национальной
экономики необходимы стратегически обоснованные
и последовательно проводимые меры, ориентированные
на формирование целостной инновационной
системы России.
4. Научно-технический потенциал России
Научный потенциал народного хозяйства представляет собой сеть научных организаций (научно-исследовательских, конструкторских, проектных институтов, а также исследовательских подразделений вузов), функционирующих в целях производства, распространения и внедрения в практику научных знаний, реализации научно-технической политики.
Россия располагает достаточно крупным научным потенциалом. В научных, конструкторских, проектных организациях занято примерно 800 тыс. человек, в том числе почти 104 тыс. докторов и кандидатов наук. В сфере науки трудится 1,2% всех занятых в экономике.
Сегодня в России работает менее 1/10 всех ученых и инженеров-разработчиков мира, тогда как в США — 1/4. Однако фактическое десятикратное сокращение расходов на науку (до менее 1% ВВП) и на образование наряду с отсутствием навыков торговли научной продукцией постепенно лишают Россию главного источника современного экономического роста — интеллектуального потенциала. Доля России в мировых рынках высокотехнологичной продукции оценивается в 0,5% (США — 40), хотя по объективным критериям отечественное машиностроение и сегодня еще сохраняет передовые позиции в мире по макротехнологиям, часто уникальным, прежде всего в авиастроении, космической отрасли, сверхпроводниковых и лазерных технологиях, судостроении и энергетическом машиностроении. Недостаточное финансирование вынуждает выполнять научные заказы иностранных компаний, работать по грантам. Российская наука по крайне низкой цене продает научные открытия и современные технологии.
Так, США ежегодно продают права на интеллектуальную собственность более чем на 30 млрд. долл. Это уже сейчас существенно больше, чем доход России от нефтяного экспорта. Мировая экономика основывается на использовании 45–50 макротехнологий, в 10–15 из которых Россия может стать лидером.
В России продолжаются негативные изменения в кадровом потенциале науки. За период 1991–2009 гг. численность занятых в науке сократилась в 3,5 раза и, по прогнозам, после реструктуризации многих институтов численность занятых может уменьшиться до 210–230 тыс. чел. Количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%. При этом число диссертаций, защищенных российскими учеными, увеличилось в 4 раза, в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из научной сферы за эти годы ушло примерно 20–25% ученых со степенью кандидата наук.
По данным Госкомстата России, из страны ежегодно уезжает до 250 тыс. высококвалифицированных специалистов — инженеров, программистов, деятелей культуры, ученых. Основной “потребитель” российских ученых — Запад (около 60%) и государства Восточной Европы (20%). Прямые и косвенные потери от эмиграции научных кадров из России, по разным подсчетам, в том числе по методике ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долл. в год, что значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны. Россия стала обеспечивать высокоразвитые страны не только дефицитными для них видами сырьевых ресурсов, но и научно-техническими кадрами. Это крайне негативно отражается на профессиональном и интеллектуальном потенциале России.
Научно-технические, культурные, организационные знания — это интеллектуальный (информационный) капитал, выступающий в рыночной экономике важнейшим фактором конкурентной среды: для большинства компаний соотношение его цены к физическому капиталу составляет от 5 : 1 до 16 : 1.
Основными направлениями государственной инновацинной политики — поддержки технико-технологических нововведений, в том числе в территориальном разрезе, — являются:
Выравнивание уровней экономического, социального и культурного развития отдельных территорий России, проводимое в ХХ в., сопровождалось созданием научных баз: во всех республиках и экономических районах возникли научные центры, филиалы Академии наук, НИИ различных министерств и ведомств. Отделения Российской академии наук образованы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Во многих районах и городах сфера науки превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства.
Однако, как и производственный потенциал, научный потенциал в основном сконцентрирован в европейских районах. Здесь размещается свыше 4/5 научных кадров, в том числе более половины — в центральных и северо-западных районах. Повышенный удельный вес научно-образовательной сферы характерен для Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Восточно-Сибирского районов. Урал и Западная Сибирь выделяются подготовкой специалистов со средним специальным и высшим образованием.
Размещение научных учреждений разного профиля имеет свою специфику, обусловленную особенностями организации науки. При их создании обычно руководствуются факторами размещения производительных сил — для институтов, специализирующихся на исследованиях теоретического профиля, важным условием размещения является близость к крупным научно-информационным центрам и к системе вузов, а для институтов, ведущих прикладные разработки — близость к ведущим предприятиям отрасли и органам управления ими.
Информация о работе Научно-технический прогресс и инноватика